Звёздный путь лицеистов

Звёздный путь лицеистов

В многопрофильном лицее заработала «Школа полного дня». Пока  для начальных классов. В перспективе проект охватит всю школу.

Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.

Корпус «Циолковский» (новый корпус лицея) открылся в микрорайоне Взлётном в сентябре 2025 года. Школа самая большая в Липецкой области  рассчитана на 1 500 мест. От теории к практике  по такому принципу здесь ведутся уроки. Сначала в кабинетах (их в корпусе 60), затем  в лабораториях. Создано более 10 направлений допобразования. Для младших школьников уже внедрён проект «Школы полного дня»  с 08:30 до 18:00.

Ключ на старт!

Занятия у малышей идут до полудня. Далее начинается всем знакомая продлёнка. На межгалактическом языке лицея  переход в космоотряды. Всего их девять: от «Луноходиков» и «Небесных следопытов» до «Звёздных капитанов»«Космоскаутов» и других обитателей образовательной Вселенной.

По расписанию до трёх часов  обед, прогулка, выполнение домашнего задания под присмотром педагогов. Затем наступает время допобразования (под него в здании полностью выделили четвёртый этаж, занятия посещают не только младшие, но и старшие школьники.  Прим. ред.). На выбор для лицеистов действует более десяти кружков по радиоэлектронике, электротехнике и другим профилям. Особенно популярны занятия по робототехнике, где дети учатся конструировать и программировать роботов, управлять ими с помощью беспроводного пульта. К 18:00 «звёздное путешествие» в мир знаний заканчивается  до следующего утра.

Зажигаем звёзды!

При виде современного пятиэтажного здания с фасадом, украшенным звёздами, так и хочется сказать: «Пристегнитесь  взлетаем!» К новым открытиям и знаниям. Профильным знаниям. В корпусе «Циолковский» основных профилей обучения несколько: инженерный (физико-математический), информационно-технологическийестественно-научныйсоциально-экономический. Названия классов нестандартные: вместо привычных «А»«Б»  латиница: альфа, бета, гамма, сигма.

Ксения Макушина, представляющая 10 «альфа» класс, для обучения выбрала физико-математический профиль. Поступать девушка планирует в МФТИ, только со специальностью пока не определилась. Её привлекает автомобильная индустрия. Конкретно  электромобили, которые становятся всё более популярными. А также работа с дизельными двигателями.

 Какую бы профессию я ни выбрала, все условия для поступления в вуз мечты есть в нашем лицее,  отмечает Ксюша.  Прекрасные учителя физики и математики, комфортный учебный процесс. Я, например, планирую оставаться в школе после уроков и заниматься в библиотеке, где есть Wi-Fi-зона и учебная литература. Без отрыва от производства, так сказать (улыбается).

Над вопросом о самом ярком впечатлении от учёбы в лицее Ксюша задумывается, но ненадолго

 Наверное, когда недавно на уроке физики учительница разрешила каждому покрутить ручку электростатического генератора. Было любопытно наблюдать за движением тока. А ещё впечатлил дизайн в школе. Много пространства, света. И кабинетов тоже много  мы уже несколько раз потеряться успели (улыбается).

«Начинка» для лицея

Если театр начинается с вешалки, то «космическая» школа  с амфитеатра Это пространство на первом этаже с удобными диванами, где детям будут показывать обучающие фильмы или мультики. Для занятий физкультурой в школе оборудованы четыре спортзала и один хореографический класс со станками и зеркалами. Модульная библиотека, где кроме книг появятся ноутбуки,  рабочая зона для подготовки домашнего задания. Есть актовый зал на 600 зрителей, просторная столовая на 800 мест. К слову, готовить космические завтраки школьники могут научиться и самостоятельно.

Секрет  в питании

Урок технологии. Модуль «Кулинария». В «гамма» классе педагог объясняет, как испечь оладьи. Альбина Григорян, не стесняясь нашей камеры, деловито месит тесто. Одноклассники тоже участвуют в процессе готовки: щедро подливают кефир, подсыпают сахар и соль. Коллективное творчество сближает  и на уроках, и на переменах.

 Между занятиями мы обычно ходим в библиотеку,  делится Альбина.  Там можно посмотреть мультики или поиграть в настольные игры.
На вопрос об оценках, полученных за месяц, школьница отвечает уклончиво. Говорит, что пока разные. Оно и понятно: нужно время, чтобы привыкнуть к новым предметам и педагогам. Альбина хочет стать врачом или тренером по спортивной гимнастике, поэтому сейчас на уроках её особенно интересует строение тела человека.

Спроси у Васеньки!

 Люблю стихи рассказывать,  с ходу заявляет Даниэль Алиев, тоже из «гамма» класса.  Хотите почитаю? Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя А вы-то знаете это стихотворение?

Машинально замечаю, что Пушкина должны все знать. Искренне восхищаюсь, с каким выражением мальчишка декламирует. Интересуюсь, не хочет ли сам стать поэтом.

 В детстве,  серьёзно рассуждает Даниэль,  я хотел стать Халком (супергероем комиксов.  Прим. ред.). Потом  пожарным. Но недавно решил: буду стоматологом. Люди едят много сладкого. И булочек. Значит, зубы у них точно будут болеть. А я всех вылечу.

Может, поэтому уже сейчас особый интерес у Даниэля вызывает биолаборатория в лицее. В обучении школьникам помогает дружелюбный «парень»  скелет «Васенька» (типовая модель), лабораторные образцы животных, современные микроскопы  для детального изучения строения клетки человека.

«Млечный путь» педагога

Панорамный вид из окон лицея, уютные диванчики  обстановка располагает к отдыху. Но отдохнуть не получается  нас ждёт директор лицея Евгений Беляев. Застать Евгения Владимировича на рабочем месте  настоящий квест. Ведь под его руководством сразу два корпуса: открывшийся недавно «Циолковский» и «Неделин» на Мичурина, 22 (бывшая СОШ  61 имени Неделина). Для команды «Первого номера» звёзды сошлись: мы удачно приземлились в кабинете директора.

Педагогический стаж Евгения Беляева более 15 лет. В своё время он окончил истфак ЛГПУ, защитил кандидатскую диссертацию. И продолжает учиться  сейчас в Высшей школе экономики.

Его путь в педагогике необычен хотя бы тем, что начинал он с работы в системе высшего образования: трудился проректором в Липецком институте управления, эколого-гуманитарном институте, руководил филиалом Российского нового университета в Ельце. В 2021-м стал директором 61-й школы.
 Было тяжело, но интересно,  признаётся Евгений Владимирович,  вникать в работу системы общего образования. Раньше я думал, что школа  это некая стагнация. Но скоро изменил своё мнение и понял, простите за сленг, школа  это «ежедневный дикий движ». Где большое внимание уделяется не только обучению, но и проектной деятельности. С гордостью могу отметить, что наши проекты были реализованы не для галочки. Они реально развивали (и продолжают развивать) детей. К примеру, в грантовом конкурсе «Стальное дерево» мы победили с проектом «Лабораториум#61» (это серия школьных познавательных игр естественно-научного цикла.  Прим. авт.). Проект «Пространство интеллекта» для школьников и их родителей (аналог популярных «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринга») помог улучшить детско-родительские отношения в разных семьях. И мы планируем его продолжить.

Как и в целом проектную деятельность. И не только продолжить  вывести на новый уровень. Или, скорее, орбиту. По словам Евгения Беляева, уже есть предварительные договорённости с преподавателями ЛГТУ по разработке совместных учебных проектов, связанных с электротехникой, радиоэлектроникой. А также химией, физикой и технологией. С октября в лицее планируют запустить внеурочные развивающие занятия, ориентированные на STEM-специальности (науку (Science), технологии (Technology), инженерию (Engineering) и математику (Mathematics).  Прим. авт.).

Флагманы образования

Растить больше детей, изучающих естественно-научный и технологический профили,  это одна из задач образовательной стратегии, которая обсуждалась в августе на ежегодной городской педконференции. Растить, но не забывать о балансе между цифрой и ценностью общения педагога с детьми.

 Важно понимать, цифровые технологии  это не вселенский Бог,  уверен Евгений Владимирович.  Это всего лишь рабочий инструмент. Инструмент развития детей. Да, они сегодня растут с кнопкой на пальце. Но, чтобы сделать цифру союзником нам, педагогам, нужно учиться в ней работать. Уметь показать, как использовать современные технологии в учебной и прикладной деятельности. И тогда мы будем для учеников авторитетом. Флагманом образования.

В команде Евгения Беляева работает около 200 человек. Среди педагогов есть и студенты ЛГПУ, они преподают историю, ведут занятия в начальной школе. На осенних каникулах для молодых специалистов в «Циолковском» организуют серию мастер-классов  с ними поработают опытные педагоги из филиала «Неделин».

 Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех учителей Липецка с профессиональным праздником,  подводит итог беседе Евгений Владимирович.  Очень ценно, что у нас при поддержке департамента образования создана уникальная команда педагогов-единомышленников, способная показывать результаты, в том числе на федеральных конкурсах. Мы с коллегами тоже нацелены на результативность. Понимаю, что первый год адаптационный, поэтому сверхзадач перед коллективом не ставлю. Главное, чтобы не было инерции  только желание работать. Тогда всё получится.

Цифры:

44 года  средний возраст педагога в Липецке

49 лет  средний возраст директоров школ

34% директоров школ  мужчины (22 человека)

65 школ открыто в Липецке

~ 3 500 учителей работают в школах

~ 6 000 специалистов трудятся в системе липецкого образования

Текст: Елена Мещерякова
Фото: Сергей Паршин
Видео: Елена Мамцева