333: за 3 года в зоне СВО липчанин получил 3 серьёзных ранения и 3 награды — медали Суворова, «За отвагу» и орден Мужества.
Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.
Февраль 2022 года. Президент России Владимир Путин объявляет о начале спецоперации на Украине. Вечерние новости пестрят заголовками: российские десантники успешно взяли аэродром в Гостомеле. Для Ивана Аксёнова, который проходил срочную в составе войск ВКС, это срабатывает как «спусковой крючок»: решение отправиться на помощь СВОим он принимает в секунду. Пункт отбора. Анкета. Медкомиссия. И первый контракт с Минобороны — Ивана зачислили в одно из подразделений пехоты.
Апрель 2022 года
У Ивана — период «пристрелки»: учится грамотно вести себя во время артатаки противника, определять по звуку, в какую сторону летит снаряд.
Боевое крещение проходит недалеко от Изюма, в селе Сулиговка Харьковской области. Это был стандартный манёвр российских войск — подготовка к смене позиций. И артиллерийский обстрел ВСУ — тоже уже стандартный. Иван получил осколочное ранение в плечо. И более серьёзное — «в область сердца». Но не от осколка — от первых потерь боевых друзей.
Июль 2022 года
Месячная реабилитация в госпитале имени Вишневского, увольнение по состоянию здоровья и острое желание вновь отправиться к СВОим, на передовую.
27 июля 2022 года Иван опять «за лентой».
— Я очень хотел быть полезным на фронте, — просто говорит Иван. — Но в итоге осталось ощущение, что не принёс той самой пользы в полной мере. Вернее, не успел принести. Именно поэтому решил подписать второй контракт. Сделал это абсолютно осознанно, отдавая себе отчёт, для чего нужен именно там. Помню, как мальчишкой я любил смотреть трансляцию военного парада в День Победы. И всегда восхищался маршем бравых десантников. А сегодня сам «марширую» — в составе гвардейской воздушно-десантной дивизии.
Август 2022 года
ЛНР. Отдельная огнемётная рота, где несёт службу Иван Аксёнов. Приказ командира о переводе в парашютно-десантную роту обжалованию не подлежит.
Очередной боевой выход липецкого бойца состоялся уже под Соледаром в ДНР. Когда пришлось в моменте осваивать работу и тактику пулемётчика.
— После очередного прилёта «Польки» (бесшумная польская мина для 60-миллиметрового миномёта. LMP-2017, с 2022года поставляемая Польшей ВСУ. — Прим. ред.) наш пулемётчик вышел из строя, — вспоминает Иван. — Командир на меня посмотрел: «Ну что, потянешь эту работу?» Я кивнул, хотя раньше пулемёт в руках не держал ни разу. Но, как говорится, хочешь жить — учись. И я прошёл краткосрочное обучение, считай, в бою, под руководством одного из ополченцев, воевавших в Донбассе ещё с 2014 года.
Июнь 2023 года
На часах — 4:20 утра. Рассвет под грохот вражеской канонады. Привычное «Занять позиции!». И осколок, который на этот раз, пробив каску, задел висок и надбровье.
— Помню, кровь лицо заливает, — делится Иван. — Ощущения такие, будто по голове сильно ударили. Ощупал себя — живой, и слава Богу! Уже через пару недель вернулся в строй. Командование с учётом ранения определило «в резерв»: доставлял ребятам боеприпасы на передний край, помогал эвакуировать бойцов, некоторых приходилось по 5 км нести на себе.
Июнь 2024 года
Ему ещё не раз придётся быть «трёхсотым» (легко- или тяжелораненым). В 2024 году снова пройдёт военно-врачебную комиссию, получит долгожданное заключение о годности к военной службе и вернётся на позиции.
Только сначала будет учебный полигон для переподготовки к работе в штурмовой роте.
— День был расписан по минутам, — вспоминает Иван. — Сначала бег, потом условный штурм посадок и зданий, стрельба из гранатомёта — всё под руководством опытных инструкторов. За три недели я здорово подтянул свою «физику», инженерную подготовку, знания по ориентированию на местности.
После обучения снова попал на Луганское направление. К своему же командиру роты, ставшему к тому времени уже комбатом.
Август 2024 года
Рано утром 6 августа украинские войска напали на Курскую область. В районе посёлка Коренево (одной из целей ВСУ) шли стратегически значимые бои. Захват посёлка позволил бы противнику взять под огневой контроль трассу Рыльск-Суджа. И наступать по направлению к Рыльску, с выходом к дороге на Льгов и Курчатов. Но занять Коренево украинские войска не смогли. Выбивать оставшиеся разрозненные группы укронацистов позже довелось и Ивану.
— Одна из первых задач территориально была в районе перекрёстка, как раз недалеко от Коренево, — делится подробностями Иван. — ВСУшники в посадках организовали укрепрайон из системы блиндажей и пулемётных точек. На подходе к нему заметили «привет» от противника — «Монку» (противопехотную осколочную мину направленного поражения МОН-50. — Прим. ред.). Готовы мы были ко всему, но уйти от огневого контакта не получилось — нас уже поджидали вражеские пулемёты. При поддержке артиллерии несколько раз шли в накат — плотность огня не позволяла закрепиться на точке и выбить противника с нашей территории.
Как там говорят, снаряд дважды в одну воронку не попадает? Не верьте, попадает: в общем, «подстрелили» меня снова. В ногу. Главное, что опорный пункт ВСУ позже всё же был взят. А значит, поставленную командованием задачу мы выполнили.
Сентябрь 2025 года
Ивану нет ещё и 30 лет, но он уже доказал: патриотизм для него не фигура речи — образ жизни. И не только в бою. Бывая в отпуске, часто встречается с молодёжью. Проводит мастер-классы по оказанию первой помощи в экстремальных ситуациях: показывает, как правильно накладывать жгуты, останавливать кровь. Возглавив «Союз ветеранов СВО» Липецкой области, старается по мере сил помогать СВОим «братишкам» и членам их семей.
Признаётся, за время СВО незаметно из гражданского человека стал профессиональным военным, заточенным на службу и служение Родине. При этом с детства закалён крестьянским трудом — Иван уроженец посёлка Лев Толстой. И эта закалка очень пригодилась в зоне спецоперации, где жильё, баню и прочие удобства часто приходилось строить самому «без единого гвоздя» и в короткие сроки.
К выбору фотографий для публикации Иван подходит со всей серьёзностью. Долго листает галерею в телефоне — над фото с повреждённым боевым шлемом почему-то задумывается.
— Его военные волонтёры прислали, — поясняет. — Из нашего посёлка. Однажды во время очередного «прилёта» этот шлем мне буквально жизнь спас. Чуть бы пониже — и я бы с вами уже не сидел. Поэтому в благодарность привожу с позиций волонтёрам трофейные шевроны — на сувениры.
— Есть чёткое понимание, что я там ещё нужен, — говорит Иван. — Но, как практика показывает, война больше полугода меня не выдерживает (улыбается). Либо ранение, либо отпуск. Так что ждите через полгода. Вернусь — поедем рыбачить с друзьями, я места хорошие знаю…
Текст: Елена Мещерякова
Фото: Станислав Истомин и из архива героя