Никита Михалков: «Так мы открываем проблемы страны»

Никита Михалков: «Так мы открываем проблемы страны»

Липецк увидел легендарный спектакль «12» и документальную биографию о Михалкове.

Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.

Для Никиты Михалкова несколько дней в Липецке оказались очень насыщенными. 27 и 28 сентября при полном аншлаге прошли два показа спектакля «12» (16+). Постановка «Мастерской «12» Никиты Михалкова состоялась в рамках федерального проекта «Большие гастроли», реализуемого Росконцертом, и открыла 41-е Липецкие театральные встречи.

Рано утром 28 сентября режиссёр посетил службу в Свято-Успенском мужском монастыре. В этот день православная церковь вспоминает святого великомученика Никиту Готфского.

Исповедальная кинофреска

Театральную программу предваряла кинопремьера: липчане первыми в стране посмотрели документальный фильм Николая Бурляева и Дмитрия Чернецова «Никита» (12+).

Михалков на предпремьерный показ прийти не смог  готовился к спектаклю. В широкий прокат документальная биография о ведущем современном российском режиссёре выйдет в день рождения Никиты Михалкова  21 октября.

 О Никите Сергеевиче снято и написано много всего,  поясняет народный артист России и друг Михалкова Николай Бурляев.  Я хотел снять к его юбилею фильм, который открывает этого человека с новых сторон. Он всегда откровенен, лёгок, интересен и глубок. Мы с ним дружим 66 лет, с самого детства. Я надеялся, что со мной он будет общаться иначе, чем с обычным репортёром. Так оно и получилось. Этот фильм рассказывает о нём то, что другие люди не знают. Когда фильм был готов, я показал его. Вердикт: «Всё правда, запускай!».

 Этот фильм о мастере глазами его друга,  сказал режиссёр, писатель, руководитель Союза кинематографистов Липецкой области Игорь Фёдоров.  Лично я готов встать на колени перед Никитой Михалковым за фильм «Утомлённые солнцем» (16+). Это абсолютно гениальный режиссёр! Он создавал шедевр за шедевром: «Раба любви» (12+), «Неоконченная пьеса для пианино» (12+). Здорово, что в рамках Липецких театральных встреч случилась такая большая премьера  люди с удовольствием посмотрели картину и многое узнали о Михалкове такого, что было по объективным причинам закрыто. Фильм идёт больше часа и смотрится на одном дыхании.

Пришло время определяться

Красной нитью через документальную биографию прошёл рассказ про спектакль «12» по одноимённой пьесе Никиты Михалкова и братьев Пресняковых. Многие липчане помнят фильм Михалкова «12» (16+) 2007 года. В основе сюжета  обсуждение присяжных, которые должны вынести вердикт, виновен ли чеченский подросток Умар в убийстве своего приёмного отца, русского офицера.

Картину показали на 64-м Венецианском международном кинофестивале, где Никита Михалков получил приз «Специальный Золотой лев» за общий вклад в киноискусство, а в 2008-м номинировали на «Оскар».

Спектакль, премьера которого состоялась в 2021-м, тоже имеет ряд наград фестиваля «Золотой витязь»«За лучшую мужскую роль» (Никита Михалков) и «За лучший актёрский ансамбль».

Фильм и спектакль в чём-то похожи, но есть и различия. Об этом рассказал сам Никита Сергеевич на небольшой пресс-конференции в театре Толстого 28 сентября. Михалков также пояснил, чем заинтересовала его в далёких 1950-х пьеса американского драматурга Реджинальда Роуза «Двенадцать разгневанных мужчин» (12+) и как рассказ о судебном заседании присяжных трансформировался в размышления самого режиссёра о России и её будущем: в фильм и спектакль «12».

 В Щукинском училище мы делали диплом. Я уже был выгнан оттуда за съёмки в кино. Поэтому лазил в окно, чтобы репетировать. Там мы брали саму пьесу Роуза, и мысли о том, чтобы перевести это на нашу почву, тогда не было. Она возникла позже в связи с чеченской войной. И в результате от пьесы Роуза не осталось ничего. Нас интересовал срез современного общества: таксист, учитель, шоумен и так далее. Квинтэссенцией фильма стала именно история с чеченским мальчиком. Но когда мы начали делать спектакль, началась СВО. И мне показалось, что сегодня эта тема может быть очень актуальной. Собственно, так и оказалось. Где бы мы ни были и где бы ни играли, эта болевая точка работает. Интересно, что она срабатывает по-разному. Как раз в моём монологе, который заканчивается словами: «Они придут, но не всем это понравится», мы понимаем, что в зале сидят люди, которым это не нравится. Но время неопределённости и возможности усидеть на двух стульях прошло. Сегодня, на мой взгляд, абсолютно однозначно пришло время определяться. И как это ни страшно звучит, я считаю, что нам Бог послал СВО для того, чтобы всё стало на свои места, чтобы было понятно: кто есть кто, что есть что.

Мужество слушать правду

 В самом числе «12» заложен символизм. Ведь это похоже на заседание Тайной вечери?

 12 просто 12  здесь никакого символизма. Хотя мотивы христианские, православные  они, конечно, в этом спектакле видны. Но мы не делаем ставку на это. Нас интересовал срез общества. Обратите внимание, через что проходит каждый герой, приходя к своему решению. Так мы открываем образы людей. Так мы открываем проблемы страны.

 Ваш персонаж, председатель, принимает решение последним  двенадцатым, выслушав мнения всех. Его можно назвать провокатором. Почему вы выбрали именно этого героя? И есть ли у вас с ним личностное отождествление, взгляды сходятся?

 Роль была написана мною и под себя. Естественно, герой очень во многом связан с моими взглядами. Дело в том, что он предполагал и надеялся, что всё пойдёт по-другому: парня обвинят, он сядет в тюрьму, и тогда можно будет заниматься расследованием. Но развернулось в другую сторону, и моему герою пришлось всё брать на себя. C одной стороны, для меня этот персонаж был удобен и в кино, и на сцене тем, что он в течение фильма и спектакля имеет возможность наблюдать за всем, что происходит. С точки зрения профессии режиссёрской  это важно и интересно. А раскрывается он в финале, где мы даём ему право высказаться.

И герой Михалкова высказывается. Он рассказывает историю, которая была дописана уже после фильма,  про друга-генерала, с которым прошёл Афган и который наградил его за «мужество молчать».

К извечным русским вопросам «что делать?» и «кто виноват?» Михалков добавляет третий: когда всё это закончится? И сам на него словами своего героя отвечает: «Закончится это, когда придут те, кто правды говорить не боится, а самое главное  не боится слушать».

 В фильме прозвучала фраза «Русские офицеры бывшими не бывают», в спектакле она звучит по-иному«Бывшие офицеры русскими не бывают». Это родилось с точки зрения нового времени?

 Многое в спектакле является результатом сегодняшнего времени. Да, вы правы, это так. Но должен вам сказать: реакция на спектакль в разных местах разная. А реакция по результату абсолютно одинаковая. И это самое главное. В течение донесения наших мыслей до зрителя мы наталкиваемся на разные точки зрения и эмоции, но по результату мы получаем адекватный ответ.

После спектакля Михалков обратился к зрителям: «Это тяжёлый спектакль, сложный спектакль, не развлекающий. Но мы хотим говорить ту правду, которую не знаем, но ищем. И самое главное, если мы научимся и говорить правду, и слышать, то Победа всегда»  «будет за нами!»  дружно ответили 700 зрителей театра Толстого.

Репетиции  моя любовь

 Как шла работа над спектаклем?

 Для меня работа в кино с точки зрения метода абсолютно такая же, как и в театре. Я много репетирую и стараюсь быстро снимать. Считаю, что пагубно и для режиссёра, и для группы, и для фильма, когда режиссёр начинает принимать решения на площадке в присутствии всей остальной группы. Группа не должна видеть, что ты не готов. У меня были моменты, когда на большой съёмочный эпизод предполагалась неделя, из которой я три дня только репетировал, а потом всего четыре часа снимал. Чем больше персонажей, тем больше ты должен уделять времени репетициям. Репетиции  моя любовь!

Есть бакены в спектакле, реперные точки,  между ними движутся актёры. Когда правильно расставлены бакены, есть фундамент, внутри могут быть разные импровизации, и тогда сегодняшний спектакль не будет похож на вчерашний, мне лично это интересно наблюдать. При этом на 12 человек в течение трёх с половиной часов нет ни одной минуты ни у одного актёра, чтобы он мог выключиться на время монолога другого артиста. Они должны создать крупный план актёра для зрителя  своей энергией, своим вниманием. Это трудно, но это высший пилотаж. Я получаю удовольствие от ребят, мне нравится с ними работать.

Театральный атлас России

 Два года назад вы записывали приветствие для участников и зрителей 39-го фестиваля «Липецкие театральные встречи». Что можете пожелать сейчас региональным театрам и как вам атмосфера фестиваля?

 Я считаю, что региональный театр, как и региональное кино,  это чрезвычайно важный аспект художественной жизни страны. Даже в Союзе кинематографистов у нас существует фонд развития регионального кино, когда мы не вытаскиваем в центр людей, интересующихся и желающих делать кино, а сами идём к ним с возможностью помочь им работать на своей малой родине. Уже снято более 100 короткометражек.

В нашем театре родилась идея создания «Театрального атласа России». Одну неделю в месяц нашу сцену будем отдавать региональным театрам. И не мы выбираем, кто и что будет играть, а сам регион выберет, что он хочет показать в Москве. С точки зрения развития регионального творчества это очень важная вещь. Равно как и такие фестивали, как в Липецке. Важно, чтобы подобные фестивали не становились исполнением желаний организаторов самоутвердиться. Важно, чтобы они были наполнены смыслом.

Насколько я знаю, сегодня практически во всех театрах страны билеты раскупают  люди ходят в театр. Это чрезвычайно важно! Поэтому мы и организовали эту неделю в месяц региональных театров. Очень надеемся, что и вы (липецкие театры.  Прим. ред.) тоже приедете к нам!

Сколько мы намолотили, наснимали

 21 октября вам исполнится 80. Как готовитесь к юбилею?

 Даже трудно объяснить, насколько всё это мучительно. Я вообще к такого рода событиям отношусь не очень  они утомляют. Понимаешь: да, нужно это сделать. Просто так не спрячешь! Но у меня нет этого комплекса  получить удовольствие от дифирамбов, которые тебе будут петь. Я достаточно легко отношусь к себе, и это меня во многом, наверное, спасало в течение жизни творческой. Я не чувствую груза сделанного. Когда плаваю с наушниками с музыкой Артемьева, я вдруг удивляюсь даже, сколько мы с ним намолотили и наснимали!

Самое главное  не терять желания, испытывать интерес к тому, что тебя волнует, как ты это можешь выразить и насколько это может волновать других. Вот это принципиально. Ощущения подведения итогов у меня нет, я его не чувствую.

 В своём фильме «Никита» Николай Бурляев говорит, что вы пришли на смену Сергею Бондарчуку. А кто придёт на смену вам?

 Я не задумываюсь, кто придёт мне на смену. Я думаю, это такая естественная вещь. Да и это довольно опасно кого-то обозначить. Нажить себе врагов среди тех, кого ты не назвал? (Улыбается.) Это Господь управит.

Биография

Никита Сергеевич Михалков. Режиссёр, актёр, продюсер. Председатель Союза кинематографистов России, президент Российского фонда культуры.
Родился 21 октября 1945 года. Народный артист РСФСР, Герой Труда Российской Федерации, лауреат Государственных премий, лауреат премии «Оскар». По данным сайта «Кинопоиск», снял 35 фильмов, написал сценарии к 26, снялся в 59.

В кино Михалков начал сниматься в 14 лет. Широкую известность получил в 18, сыграв одну из главных ролей в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». В 1963 году поступил в Театральное училище имени Щукина, но на четвёртом курсе был исключён за нарушение запрета на съёмки в кино.

Перешёл на второй курс режиссёрского факультета ВГИКа (мастерская Михаила Ромма).

В 19721973 годах проходил военную службу на Камчатке на флоте.

В конце 1980-х создал продюсерское объединение «ТриТэ» (Творчество, Товарищество, Труд).

С марта 2011 года  автор и ведущий собственной общественно-политической телепередачи «Бесогон TV» (16+), где даёт прогнозы и комментарии относительно внутренней и внешней политики России.

С 2015 года  основатель «Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова».

В 2025 году Никита Михалков обратился к президенту Владимиру Путину с предложением квотировать западное кино и ввести входной взнос для выхода в прокат в размере 5 млн рублей.

Текст сгенерирован ИИ и проверен человеком

Весь Михалков раскуплен

Перед показом спектакля «Первый номер» прошёл по книжным магазинам Липецка и выяснил, можно ли купить автобиографию Никиты Михалкова, на которой он мог бы поставить свой автограф.

Как рассказали «Первому номеру» в магазине «36,6», за несколько дней до спектакля в книжном «смели» не только автобиографию режиссёра, но биографии, которые о нём написали другие авторы, скупили все книги его отца Сергея Михалкова и даже купили «Солнечный удар» (16+) Бунина, сюжет которого лёг в основу одноимённого фильма Михалкова.

В магазинах «Амиталь» и «Читай-город» заявили коротко: «Весь Михалков раскуплен».

Текст и видео: Екатерина Бровкина, Наталья Горяйнова
Фото: Сергей Мамцев