Майор внутренней службы Мария Лапина вот уже 18 лет учит подопечных «зеркалить» правильные эмоции.
Свою профессию она считает личным «джекпотом». А службу в системе УФСИН — творческим процессом. Неслучайно в 2020 году девушка была признана липецкой «Мисс УИС». Себя в шутку Мария Лапина называет Алисой из Страны чудес. Хотя должность у неё нешуточная: старший психолог отдела воспитательной и социальной работы с осуждёнными УФСИН России по Липецкой области…

— Перед интервью я обратила внимание на карты у вас на столе. И вы пообещали их «раскрыть»…
— Это метафорические карты. Они помогают исследовать внутренний мир собеседника с помощью образов, символов, ассоциаций, описывать своё состояние в конкретный момент. Уровень образованности не всегда позволяет осуждённым сделать это словесно — тут на помощь приходят карты. Вот недавно общались с одним из «подопечных». Я уточнила, где бы он хотел оказаться после освобождения из колонии. Тот подумал и выбрал карточку с изображением радостных людей, водящих хороводы на празднике… Такой он сейчас видит жизнь после колонии.
— Всегда, когда вижу женщину в погонах, невольно задумываюсь, о какой профессии она мечтала в детстве. Вы, например, кем хотели быть?
— Врачом или медсестрой. Помню, как усаживала кукол, делала им «капельницы», уколы, выдавала «таблетки». Профессия, которую я в итоге выбрала, — это, наверное, такая трансформация детской мечты. От заботы о теле человека к заботе о его душе. Но цель была и остаётся прежней — помогать людям.

— Как психология появилась в вашей жизни? Был личный пример перед глазами?
— В каком-то смысле я продолжила семейную династию. Когда мы в девяностых вернулись в Липецк (семья Марии в своё время жила в ГДР, там служил её отец. — Прим. авт.), папа устроился в УФСИН, где проработал до выхода на пенсию. Мама тоже человек нашей системы — трудилась в отделе кадров исправительной колонии № 2 Липецка. Кстати, именно она вручила мне в десятом классе справочник абитуриента, который по воле случая (или всё-таки мамы) открылся на странице со списком вузов, предлагающих психологическое образование. Сдавать нужно было мои любимые предметы — биологию и обществознание. Я поняла, что это «джекпот», и решила: буду психологом. Папа мечтал о более земной профессии для меня — бухгалтера или экономиста. Но я уже приняла решение. И поступила в ЛГПУ, на факультет педагогики и психологии.
— После окончания вуза сразу пришли в уголовно-исполнительную систему?
— Решающую роль в этом вопросе снова сыграла мама. Именно она предложила начать карьеру с уголовно-исполнительной инспекции, где как раз освободилась вакансия психолога. Первый год я вникала в рабочий процесс. Было любопытно всё: от изучения Уголовного кодекса РФ до правил перевозки осуждённых в автозаках. Больше всего, конечно, волновали чувства и эмоции людей, оказавшихся за решёткой.
За 18 лет службы я успела поработать в исправительных колониях, СИЗО, службе конвоирования, уголовно-исполнительной инспекции. Но до сих пор помню, как шла на первую беседу с осуждённым, убившим человека. Пыталась представить, как он выглядит, чем отличается. При личной встрече поняла: внешне он обычный. Такой же, как и любой другой. Поняла, что он отдельная личность, со своим характером. И в работе я училась (и всё ещё учусь) отделять поступки человека от его личности. Иногда это сложно. Но возможно.
— Служба в УФСИН — это не только знания УК РФ, постоянное обучение, но и дисциплина. Вас как «универсального солдата» приучали к ней с детства?
— Да, понятие дисциплины я усвоила рано. В детстве день начинался с заправки постели и зарядки. У нас с сестрой был график дежурств, мы по очереди готовили ужин, делали уборку. Приходить домой с прогулки требовалось тоже «по дедлайну». Если опаздывали хотя бы на минуту, у нас «вычитали» час прогулки следующего дня. Тогда я обижалась, а сейчас благодарна родителям за воспитание. Единственное, к чему не смогла привыкнуть, — ежедневной «заправке» постели. Ну не люблю я это (папа, прости!). И теперь, когда живу отдельно, могу позволить себе маленькие нарушения «дисциплины» (улыбается).
— Опишите ваш рабочий день. Во сколько он начинается, во сколько заканчивается? Или это режим 24\7?
— Мой будильник звонит в семь утра. На работу к девяти, но я приезжаю чуть раньше. Просматриваю электронную почту, затем иду на оперативку. Сейчас у меня выше административная должность, поэтому и задачи соответствующие. Например, проверить, как в липецких учреждениях УИС выполняется план по профилактике суицидов среди личного состава. А также подозреваемых, обвиняемых и осуждённых. Как организовано экспресс-тестирование указанных лиц, были ли выявлены среди них симптомы суицидального поведения, насколько грамотно психолог их проанализировал. И я приступаю к проверке… Даже если все задачи за день выполнены, продолжаю оставаться в «работе». Так что привычный режим 24/7 — это точно про меня. И свой профессиональный праздник, День психологической службы УИС (отмечается ежегодно 2 сентября. — Прим. ред.), тоже встретила на работе.
— Вы в том числе занимаетесь психологическим обеспечением осуждённых. А какие рабочие «инструменты» используете?
— Опросники, проективные методики. Например, цветовой тест Люшера (психодиагностический метод, разработанный швейцарским психологом Максом Люшером в середине XX века. Основан на предположении, что цветовые предпочтения человека связаны с его текущим психическим состоянием. — Прим. ред.). Да, выбор цвета может помочь психологу определить эмоциональное состояние собеседника. Наша задача глубже — постараться выявить у него признаки суицида, если таковые имеются. В моей практике суицидников, слава Богу, не было.
«Как вы себя чувствуете?» — один из вопросов, которые я задаю подопечному (в данном случае мы говорим об осуждённом). Чтобы к финалу разговора проанализировать, насколько эти чувства изменились. Если собеседник агрессивен, мы учим трансформировать эту агрессию во что-то полезное. Если обижен, начинаем «прорабатывать» состояние обиды. Пытаемся разобраться, какая у неё цель. Помогает она или мешает. И, если в конце беседы тебе говорят «спасибо, мне стало легче», это можно считать профессиональной победой.
— А как выстраиваете работу с личным составом УФСИН?
— Психодиагностика кандидатов — одна из моих рабочих задач. Инструментарий тоже использую разный. Как вариант, тест Кеттелла — шестнадцатифакторный личностный опросник. Он позволяет выявить особенности человека, спрогнозировать его поведение в различных ситуациях. К примеру, если кандидат претендует на должность воспитателя, для него важно обладать навыками коммуникации. А интроверту больше подойдёт работа в отделе охраны…
Особое внимание мы уделяем психоэмоциональному состоянию сотрудников. У нас есть кабинет психологической разгрузки с современным оборудованием. Можем, например, предложить «полетать» на аппарате биоритмостимуляции «РИТМ-ПОЛЁТ». Для человека 15 минут на таком стимуляторе заменяет примерно три часа сна. Я сама пробовала этот метод и могу отметить его эффективность.
— Давайте о приятном. В 2020 году вы стали победителем регионального этапа конкурса «Мисс УИС». Насколько сложно было совмещать подготовку с текущими служебными задачами?
— Проверку на многозадачность я прошла успешно (улыбается). На самом деле очень благодарна этому периоду за новые знакомства. И навыки. В кратчайшие сроки научилась монтировать видео, писать (и переписывать) сценарий. Для творческих номеров пригодилась моя физподготовка, многолетние занятия танцами. Рассказать о работе на одном из этапов помогла… работа. Точнее, всё та же «метафоричность». Я выбрала притчу о проводнике, ведущего путника в гору. Попутно объясняя членам жюри, что психолог — это и есть проводник. Он ведёт людей к достижению цели. Не делает за них работу. Он просто рядом. И подсказывает «стратегию», где передохнуть, а где — приложить дополнительные усилия. Моя знакомая художница помогла воспроизвести смысл притчи с помощью песка — так что презентация получилась с визуальным эффектом. Очевидно, сильным эффектом, раз в итоге я одержала победу.
— Как профессиональные навыки помогают вам в повседневной жизни — в общении с родными, друзьями?
— В семье я стараюсь разграничивать понятия «дочь», «сестра» и «психолог».
Никогда не навязываю себя, не «психологизирую» наше общение. Как к специалисту, ко мне чаще обращаются друзья, просят совета. И я могу порекомендовать метод, фильм, книгу, подходящую для конкретной ситуации.
Недавно слушала лекцию профессора МГУ Вячеслава Дубынина о зеркальных нейронах движения (о врождённой связи в мозге между зрительным образом и моторно-двигательной реакцией. — Прим. ред.). Условно, если ваш собеседник улыбается, вы зачастую «зеркалите» его мимику и тоже отвечаете улыбкой. Так что самый простой совет — «зазеркалить» хорошее настроение. Улыбнитесь — и у вас всё получится!
Блиц-опрос «Страна чудес» для Марии Лапиной
— Если бы вам предложили сняться в фильме, то какой жанр выбрали бы?
— Фильм-биография. И обязательно — с неожиданным финалом. Назвала бы его «Эффект бабочки 2.0», чтобы показать, как, на первый взгляд, незначительный факт может повлиять на всю дальнейшую цепочку событий. И человеческую жизнь в том числе.
— Какая вы литературная героиня и почему?
— Алиса из Страны чудес, которая путешествует в другой мир, где можно уменьшать людей. Или, наоборот, увеличивать. Только в реальной жизни это не сказочная суперспособность, а ежедневная работа психолога: снижать накал эмоций человека. И повышать градус его настроения.
— С кем из известных современников хотели бы встретиться?
— С американским психотерапевтом Ирвином Яломом. Он автор метода экзистенциальной психотерапии (одного из направлений современной глубинной психологии).
— Лучший подарок на день рождения?
— Мечтать можно, да? Тогда хочу увидеть своими глазами северное сияние. И китов. Через год 8 августа проверим, сбылось моё желание или нет…
Текст: Елена Мещерякова
Фото: Станислав Истомин
Видео: Елена Мамцева





