Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассказы липецкой детской писательницы Елены Бекировой. Они светлые, весёлые и, кажется, про каждого из нас. Ситуации удивительно узнаваемы и близки читателям. У Елены лёгкий летящий слог, читать её — одно удовольствие. А ещё её рассказы учат быть добрыми и любить. Это так просто, но и так сложно порой в наше время. Поэтому пусть будет больше добра и доброты на страницах нашей газеты. Рады, что первую публикацию в родном городе Елена доверила «Первому номеру».
Если вы начинающий писатель или поэт и ищете площадку для своих первых публикаций, если вы готовы делиться своим творчеством с липчанами, отправляйте ваши произведения на электронную почту: gazeta1n@ya.ru. Или приносите по адресу: г. Липецк, пл. имени Плеханова, 1, 4 -й этаж.
Публикация текстов осуществляется на безвозмездной основе. Редакция оставляет за собой право в отказе от публикации.
Елена Бекирова
Родилась в Липецке в 1983 году. Окончила ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского. Писала сценарии и песенки для липецкого театра-на-колёсиках «Весёлый БобрИк». Увидела в интернете рекламу курсов от центра арт-терапии «Делаландия» с заманчивым названием «Ура, моя мама — писатель». И решила превратить свои пьесы в настоящие сказки. В 2021 году её произведения вошли в лонг-лист конкурса «Короткое детское произведение» от издательства «Настя и Никита». В 2023-м — в лонг-лист, а уже в 2025-м в шорт-лист литературной премии имени Левитова. Елена публикуется в российских детских журналах. В газете «Первый номер» её рассказы размещаются впервые.
О друзьях хороших и не очень
— Тик-так! — тикали часики на стене.
— Скрип-скрип, — сами собой тихонько скрипели половицы.
— Ш-шух, — это ёлка дотянулась до окна зелёной ладошкой.
Зайчонок ждал.
Но вот раздался торопливый стук в дверь, и зайчонок бросился открывать, теряя на ходу тапочки.
— Рыжик! Наконец-то ты пришёл!
— Привет, Лопушок, — важно ответил лисёнок. — Да, я пришёл! Пришёл к тебе в гости. А значит, я кто?
— Кто?
— Ну, гость, конечно! А гостей надо что?
— Что? — спросил Лопушок, мигая.
— Что-что… Вот непонятливый! — Рыжик отодвинул зайчонка лапой и направился в кухню. — Гостей надо у-го-щать! Есть у тебя угощение?
— Конечно-конечно! — Лопушок засуетился, заглянул в стоящие на плите кастрюльки. Этим гостя, пожалуй, не удивишь… А! Он достал из шкафчика яркие коробочки. — Вот. И вот. Угощайся!
— Так, что тут у нас? Конфеты? Здорово! Конфеты я люблю. Эти сейчас съем… А эти домой заберу!
Рыжик деловито распихал добычу по карманам и сунул нос в коробку с румяным яблочком на крышке.
— А тут что? Пастила? Пастилу я ещё больше люблю! М-м-м…
Он дожевал сладости, повертел в лапах красивую крышку и отбросил прочь.
Лопушок вздохнул.
Рыжик подозрительно прищурился.
— Тебе что, жалко? Жалко для друга каких-то несчастных конфет?
— Нет-нет, что ты! — заторопился Лопушок, уводя Рыжика в комнату. — Мне для друга ничего не жалко. Давай поиграем?
— А во что?
— В конструктор. Или в кубики… Ой, смотри, что у меня есть! Это мне папа вчера купил!
Лопушок бережно снял с полки большую пожарную машину. Рыжик протянул к ней лапы и даже немного побледнел.
— Вот это да! Какие колёса, ого! А лестница выдвигается? Ага! А это что?
Он нажал круглую кнопку, машина замигала и взревела.
Рыжик охал, сопел, крутил колёса, выдвигал и убирал лестницу, а Лопушок смотрел, как его друг играет с его машиной, и был совершенно счастлив.
А потом Рыжик сказал:
— Слушай, Лопушок, подари! А? Ну какой из тебя пожарный?
— Но… Это же папин подарок… Мы же можем вместе в неё играть…
— Ну понятно. Жалко, да? — голос у Рыжика задрожал. — Жалко для друга какой-то несчастной машинки… Или я тебе не друг? Отвечай!
— Друг… — прошептал Лопушок.
— Ну вот! А с друзьями надо что?!
— Что? — грустно спросил Лопушок.
— А с друзьями надо делиться! Отвечай: надо или не надо?
— Надо…
— Вот и делись! — отрезал Рыжик и тут же спохватился. — Засиделся я с тобой. Домой пора. Буду там с твоей… Нет, со СВОЕЙ машиной играть!
Хлопнула дверь, и зайчонок остался один.
Когда мама-зайчиха вернулась домой, её лопоухий сын ёжился у кухонного стола, грустно шевеля босой пяткой.
— Сынок, ты что сидишь тут один? Сходил бы лучше погулял.
— Не хочется, мамочка, — пробормотал Лопушок.
— Сходи-сходи. Погуляешь часок, и будем обедать. Чай пить с пастилой.
— А пастилы… Пастилы больше нет.
— Нет? — удивилась зайчиха. — Куда же она подевалась? Неужели ты всю её съел?
— Я не сам. Я угостил Рыжика. Ведь он мой друг, мама. А друзей надо угощать. С друзьями надо делиться! И… И… Мама, я отдал Рыжику свою новую машину.
— Машину? — всплеснула лапами зайчиха. — Папин подарок?
Лопушок уткнулся носом в мамин мягкий клетчатый бок.
— Эх, сынок… — Зайчиха потрепала Лопушка по голове и неожиданно спросила: — Скажи, а ты меня любишь?
Лопушок даже подскочил.
— Конечно, люблю, мамочка!
— А за что?
— За что… Не знаю, за что. Просто так. Потому что ты добрая. Потому что ты моя мама!
— Вот и друзья так же, сынок, — тихо сказала Зайчиха. — Дружат просто так. Не за сладости. Не за игрушки. Просто так! Ну, беги.
Зайчонок сидел на брёвнышке и печалился.
— Привет, Лопушок, — кто-то ласково тронул зайчонка за ушко.
— А… — поднял голову Лопушок. — Привет, Колючкин.
Колючкин был славный. Колючкин был почти такой же круглый, как и мячик, который он держал под мышкой. А ещё Колючкин улыбался.
— Давай поиграем? — спросил он.
— Поиграем? Мы с тобой? Ты что, хочешь со мной дружить?
— Конечно, хочу.
Лопушок помолчал. А потом тихо-тихо сказал, не глядя на ёжика:
— У меня же ничего нет. Ни конфет, ни игрушек.
— Ну и что? Зато у меня есть мячик!
— Но я же ничего не могу тебе дать! — воскликнул Лопушок, и голосок у него зазвенел.
— А мне ничего и не надо, — отмахнулся Колючкин. — Лови!
Мячик подскочил высоко, к самому солнышку, и с этой высоты прыгнул прямо в лапы Лопушку. Мячик был очень тёплый, и пахло от него не резиной, а яблоками.
Старый друг лучше
Урок литературы подходил к концу.
— Таким образом, в пословицах и поговорках отражается многовековая мудрость русского народа… — Нина Павловна обвела класс ясным взглядом. — Внимание, задание на дом. Вам нужно выбрать пословицу и к следующему уроку написать по ней мини-сочинение.
— А пословицу любую? — тут же выкрикнул со своего места Лёнчик Иваненко.
Нина Павловна покачала головой.
— Иваненко, если хочешь задать вопрос, подними руку. Да, пословицу можно взять любую. Какая тебе больше нравится.
— Мне никакая не нравится, — тихонько проворчал Димыч.
Ромка хихикнул.
— А сочинение большое? — не унимался Лёнчик.
— Мини-сочинение, Иваненко, — это коротенький рассказ. Десять-пятнадцать предложений хватит. Задание всем понятно? Или у кого-то остались вопросы?
— Понятно… Нет… Нет вопросов… — нестройным хором откликнулись пятиклассники.
Прозвенел звонок.
Ромка и Димыч шли домой по тёплой сентябрьской улице.
— Ты про что будешь писать? — спросил Ромка, ловко пнув носком кроссовка блестящий каштан. Тот проскакал по тротуару и укатился в траву.
— У… — Димыч поморщился, как от зубной боли. — Без разницы. У меня за эти сочинения вечно одни трояки. Вот задачу я тебе любую решу. Уравнение — да хоть сто иксов в нём будет. А тут…
И Димыч обречённо махнул рукой.
— Я про друзей, наверное, напишу. Ну, чтобы вроде как про нас с тобой… — признался Ромка и почувствовал, как у него теплеют уши.
— А я думал, про рыбку и пруд, — хмыкнул Димыч.
Они дошли до угла, и Димыч сказал:
— Созвонимся тогда вечером, ага? Может, выйдем мячик попинаем.
Он махнул Ромке рукой и зашагал в свою сторону.
Ромка звякнул ключами, бросил в угол школьный рюкзак.
— Сынок? — окликнула его из кухни мама. Там у неё что-то шкворчало, жарилось и пахло на всю квартиру.
— Ух ты, котлетосины! — голодный Ромка притопал на кухню.
Мама суетилась у плиты.
Годовалая Алёнка сидела в манеже и что есть силы колотила по бортику резиновым слоном. Завидев Ромку, она бросила слона и радостно запищала.
— Миу-миу! — нежничала Алёнка и тянула к брату ручки.
— Мам, а обедать скоро?
— Скоро, скоро. Как в школе дела, «котлетосина»? — Надеюсь, сегодня без происшествий?
— Да ладно, мам. Можно подумать, я каждый день дерусь, — нахмурился Ромка и машинально потёр левую скулу. На ней отчётливо проступал синяк. — Один раз, считай, всего и было…
Этот «один раз» случился на прошлой неделе.
Ромка и Димыч весело шагали через школьный двор. Ещё бы, пятница, впереди — два дня свободы. Особенно если уроки сделать сразу, а не тянуть до последнего, как частенько получалось у Ромки…
— Ромк, погоди. — Димыч остановился и потянул за рукав Ромку, который радостно нёсся вперёд.
— А?
— Что это там за возня?
— Где? — Ромка бестолково вертел головой.
— Да вон там, за углом! Пошли глянем.
Там были Анохин и Дрепин, два здоровенных лба из пятого «В».
Ещё там был перепуганный, зарёванный первоклассник.
Анохин с Дрепиным прижали первоклассника к стене и лениво поколачивали.
Тот из последних сил трепыхался, размазывая по щекам слёзы.
— Э, слышь? — Димыч вразвалочку подошёл к мучителям, сплюнул на землю. — Чего до пацана докопались?
— Гуляй, Вася, — огрызнулся Дрепин, но хватку ослабил.
— Отпусти его, слышь?
— А тебе чего? Тебе чего? — заверещал Анохин, налетая на Димыча, и Ромка, забывая дышать, шагнул вперёд и встал рядом с другом.
— В школе норм. Задали сочинение. По пословице. — Ромка подобрал с пола слона, щёлкнул Алёнку по толстому животу.
— Миу-миу!
— Да? — заинтересованно спросила мама, поддевая деревянной лопаточкой котлету.
— Ага. Я уже придумал, про что буду писать… О! — воскликнул Ромка. — Давай я сейчас прямо напишу на черновик, а ты потом проверишь. Давай?
Ромка сбегал в коридор, выудил из рюкзака потрёпанную тетрадь и ручку, вернулся на кухню и, оседлав табуретку, принялся за дело.
Мама закончила жарить котлеты, выключила плиту и взяла Алёнку на руки.
— Миу-миу! — Алёнка, беззубо улыбаясь, показывала на брата пальцем.
— Да погоди ты… — Ромка отмахнулся от сестрёнки. — Вот, готово, мам. Читать?
— Быстро ты, — удивилась мама и присела за стол.
— Миу, — опять сказала Алёнка, ловко ухватила тетрадь за уголок и потянула к себе.
— Вот вредитель! — Ромка с трудом высвободил тетрадь из цепких Алёнкиных пальчиков. — В общем, слушай. Сочинение по пословице «Старый друг лучше новых двух». Жили-были два друга. Они крепко дружили. Потом один из них нашёл себе двух новых друзей, а со старым другом разругался.
— Хм, — сказала мама, а Ромка продолжал читать.
— И вот как-то пошёл он со своими новыми друзьями на концерт группы «Король и Шут».
— Ох, — сказала мама.
— Чего? — вскинулся Ромка. — Нормальная же была группа! Ты дальше слушай. Шли они, шли, и вдруг из-за кустов выскочил медведь! Медведь был рослый. Новые друзья испугались медведя и бросились бежать! Но тут появился старый друг.
— Миу-миу! — восхитилась Алёнка. Ей история явно очень нравилась.
— Откуда появился? — простонала мама. — Из кустов?
— Почему «из кустов»? — возмутился Ромка. — Просто появился… Появился старый друг! Он выхватил дубину и огрел ею медведя по горбу! Медведь испугался и убежал обратно в кусты. А друзья пошли на концерт. Вот потому и говорят, что старый друг лучше новых двух.
Мама сидела, прикрыв глаза рукой, и странно всхлипывала. Плечи её тряслись.
— Ты чего, мам? — растерялся Ромка. — Всё же хорошо кончилось!
— Миу-миу! — подтвердила Алёнка. — Миу!
Мама с трудом перевела дух.
— Отличное сочинение, — сказала она и взъерошила Ромке волосы.
— Правда? — просиял Ромка.
— Правда, — кивнула мама. — А теперь беги переодеваться и мыть руки. Будем обедать.
— Ага! — Ромка соскочил с табуретки.
Мама накрывала на стол, слушала, как шумит вода в ванной, и тихонько напевала:
— Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной… Что мне снег…
— Миу-миу, — соглашалась Алёнка и колотила резиновым слоном по бортику манежа.