Андрей Панасович: «Изменить ПДД потребовала жизнь»

С 26 июля этого года в России вступили в силу изменения в Правилах дорожного движения, касающиеся правил перевозки детей в автомобиле, а также действий водителей при встрече на дороге со служебным транспортом спецслужб с включёнными световыми и звуковыми сигналами. Как всякое новшество, изменения вызывают много вопросов. Компетентно ответить на них «Первый номер» попросил начальника Управления Госавтоинспекции УМВД РФ по Липецкой области полковника полиции Андрея Панасовича.

За детей в ответе

 Андрей Владимирович, известно, что для фиксации ребёнка теперь разрешено использовать исключительно сертифицированные автокресла или бустеры. То есть адаптеры, ремешки, накладки вообще использовать нельзя?

 Постановлением правительства от 16 июля 2025 года внесены изменения в ПДД, а именно: введено понятие «Детская удерживающая система (устройство)». Если раньше чётких критериев по данному определению не было, что могло вызвать споры на дороге, то теперь законодательно прописано, что лямки, гибкие элементы с пряжками, адаптеры, фиксаторы, накладки на ремни безопасности и другие аналогичные предметы не являются детскими удерживающими устройствами. При применении таких приспособлений водитель будет нарушать правила перевозки детей.

С 26 июля изменились правила перевозки детей

 То есть попытки заменить полноценное кресло более дешёвыми альтернативами больше не пройдут, даже если такие устройства ранее продавались официально?

 Да. Теперь в ПДД прямо указано, что подобные элементы не признаются удерживающими системами.

 Как проверить, что устройство сертифицировано?

 Требования к детским удерживающим системам (устройствам) установлены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Наличие сертификата на детскую удерживающую систему (устройство) необходимо уточнять у продавца, а проверить его действительность можно на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации.

 Бустеры точно разрешены?

 Да, при соблюдении условий. Бустер можно использовать, если он сертифицирован по ТР ТС 018/2011, подходит по весу и росту ребёнка (обычно от 15 кг) и используется вместе со штатным ремнём безопасности.

Устройство ценою в жизнь

 С какого возраста можно перевозить ребёнка с использованием ремня безопасности?

 С 12 лет. При этом допускается перевозить детей в возрасте от 7 лет на заднем сиденье легкового автомобиля с использованием ремней безопасности, если рост ребёнка позволяет пристегнуть его штатным ремнём. На переднем сиденье использование детского удерживающего устройства обязательно вне зависимости от возраста.

 Почему приняли такие меры?

 Проблема заключается в распространении несертифицированных и потенциально опасных устройств, таких как адаптеры ремней безопасности и бескаркасные детские кресла. Эти приспособления часто оказываются не только бесполезными при аварии, но могут и усугубить последствия для ребёнка. Результаты динамических испытаний, проведённых в аккредитованной испытательной лаборатории Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, однозначно показывают: все испытанные устройства, типа «направляющая лямка», не обеспечивают требуемый уровень безопасности ребёнка. Происходит сильная перегрузка органов брюшной полости поясной лямкой ремня безопасности, что может привести к серьёзному травмированию внутренних органов.

 Какие штрафы теперь грозят нарушителям?

 За нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, частью 3 статьи 12.23 КоАП РФ, предусмотрен административный штраф на водителя в размере 3 000 рублей, на должностных лиц  25 000 рублей, на юридических лиц  100 000 рублей.

Справка

По данным Научного центра БДД МВД России, в 2024 году зарегистрировано 23 077 ДТП, в которых погибли 562 и получили ранения 19 736 детей в возрасте до 16 лет. Почти половину ДТП с пострадавшими детьми составили происшествия, в которых они участвовали в качестве пассажиров, то есть пассивных участников дорожного движения.

При этом дети-пассажиры пострадали сильнее всего  на их категорию пришлось почти две трети  61,4%, или 345,  всех погибших в ДТП детей. Из всех ДТП, где в автомобиле пострадали дети-пассажиры, водители были виновны в 54% случаев.

«Доля ДТП, совершённых по вине водителей, перевозивших детей, увеличивается по мере увеличения возраста ребёнка. Если водители, перевозившие ребёнка младше одного года, являлись виновными менее чем в половине (48,3%) происшествий с их участием, то водители, перевозившие детей старшего школьного возраста (1617 лет), являлись виновными почти в двух третях (65,4%) всех происшествий с их участием»,  говорится в пояснительной записке аналитиков МВД.

В МВД отмечают, что в 2024 году на 5% (1 143) снизилось количество ДТП, при которых зафиксировано нарушение водителями правил перевозки детей (без детских удерживающих устройств или ремней безопасности). Однако практически каждый пятый ребёнок-пассажир до 12 лет, который пострадал в аварии, перевозился с нарушением правил перевозки детей.

«В 2024 году тяжесть последствий ДТП, в которых дети-пассажиры до 12 лет перевозились с нарушением установленных требований, в среднем в 1,52 раза выше по сравнению с происшествиями, при которых дети находились в ДУУ или были пристёгнуты ремнями безопасности (исключение составили дети, находящиеся в момент ДТП на переднем пассажирском сиденье)»,  говорится в аналитической записке.

Эксперты уточняют, наименьшей тяжестью последствий для детей-пассажиров в возрасте до 1 года характеризовались ДТП, «в которых их перевозка осуществлялась в ДУУ лицом против направления движения автомобиля (за исключением переднего пассажирского места в салоне транспортного средства), по сравнению с ДТП, в момент совершения которых дети располагались лицом по ходу движения автомобиля». В возрастной группе 16 лет наиболее безопасными местами размещения детей в автокресле или на бустере являются задние пассажирские сиденья, расположенные за водителем и пассажиром. Высокой тяжестью последствий характеризуется заднее пассажирское сиденье, расположенное посередине.

«Использование адаптера ремня безопасности для перевозки детей в возрасте 16 лет является нарушением. Показатель тяжести последствий ДТП при его использовании почти для всех мест расположения детей выше, чем при использовании ДУУ»,  уточняют эксперты.

Для пассажиров в возрасте 711 лет наиболее эффективным средством обеспечения безопасности при перевозке является автокресло.

«При использовании бустера наиболее опасным местом его размещения является заднее пассажирское сиденье за водителем. Другие места размещения детей характеризуются примерно одинаковой тяжестью последствий»,  говорится в аналитической записке.

Согласно ПДД, детей с 7 лет можно перевозить на задних пассажирских сиденьях с использованием ремней безопасности.

«В таком варианте наиболее безопасным местом размещения ребёнка является заднее пассажирское сиденье справа,  уточняют эксперты.  Более опасно пристёгивание ремнём безопасности на заднем сиденье посередине, в том числе по той причине, что в ряде случаев на указанном месте установлены двухточечные ремни безопасности».

Пропустить обязан

 С 26 июля вступают в силу и изменения правил пропуска автомобилей со спецсигналами. Что они предусматривают?

 Изменения расширяют действия, которые водитель должен предпринять при приближении транспортного средства с включёнными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом.

В предыдущей редакции Правил дорожного движения водитель должен был только уступить дорогу, то есть не должен был начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо манёвр, если это могло вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Таким образом, правовое регулирование не предполагало активных действий со стороны водителей транспортных средств при исполнении требования «уступить дорогу».

В новой редакции Правил помимо требования уступить дорогу водитель должен освободить полосу (ряд) проезжей части путём перестроения или выполнить иной манёвр, предусмотренный Правилами, в случае приближения по той же полосе (в том же ряду) транспортного средства с включёнными проблесковыми маячками для обеспечения его беспрепятственного проезда, а также сопровождаемого им транспортного средства. То есть в таких случаях водители обязаны принять все меры, чтобы уступить дорогу, перестроиться или выполнить иной манёвр, предусмотренный Правилами. Также введён запрет на опережение транспортного средства с включённым спецсигналом, сопровождаемого им транспортного средства и движение по соседним полосам (в соседних рядах) с их скоростью движения, создавая помехи, препятствуя их движению.

Перестроиться по правилам

 Как выполнить требование: «при приближении автомобиля со спецсигналом необходимо перестроиться в соседний ряд или на обочину», если проезжая часть забита машинами?

 Правилами предписано освободить полосу (ряд) проезжей части путём перестроения или выполнить иной манёвр, предусмотренный Правилами. Под иным манёвром может пониматься остановка на обочине, что не запрещено Правилами. Если проезжая часть заполнена машинами в условиях плотного городского трафика, водитель должен включить указатель поворота и начать выполнять манёвр, а водители в других полосах должны пропустить его.

 ПДД запрещают выезд на обочину. Как это соотносится с данным требованием?

 Изменения, внесённые в Правила, не обязывают водителя осуществлять движение по обочине.

 Какими будут штрафы за непропуск такого автомобиля?

 Такому водителю грозит наложение административного штрафа в размере от 4 500 до 7 500 рублей или лишение прав на срок от трёх месяцев до одного года.

Проверить, сертифицировано ли ваше детское удерживающее устройство, можно, перейдя по QR-коду на сайт Федеральной службы по аккредитации 

Фото: Сергей Паршин