Чудеса случаются

Чудеса случаются

Каждый раз на уроке учителя года-2025 Александры Владимировны Иванищевой.

Взять бережно детскую душу в ладошки. Найти с ней общее, напоить её вниманием, окутать заботой, любовью, пока несёшь в руках день, месяц, год. Смотреть, как детская душа зреет, крепнет, развивается. Ненавязчиво общаясь, учить друг друга чувствовать жизнь. В этом главная методика учителя русского языка и литературы гимназии  12 Александры Владимировны Иванищевой  победителя регионального этапа конкурса «Учитель года-2025».

Роман Ченцов, мэр Липецка

 В победе Александры Владимировны не сомневался. Энергия, современные подходы к урокам и умение раскрывать таланты учеников стали примером для коллег. Финалист всероссийского конкурса «Учитель будущего», лауреат всероссийской олимпиады «Хранители русского языка»  достижения педагога говорят сами за себя.

Титул лучшего учителя Липецкой области  очередное подтверждение её профессионализма. Впереди всероссийский этап конкурса.
Александра Владимировна, уверен, федеральное жюри оценит ваш талант и трудолюбие. Будем болеть за вас всей командой мэрии.

Слышать важное  слушать каждого

Звонок на перемену. Но дверь кабинета  46 не открывается. Идёт урок литературы. Подслушаем читают «Капитанскую дочку». Минута, ещё две В конце концов класс неспешно выплывает в коридор. С десяток девчонок никак не расстанутся с учителем. Что-то шепчут ей на ухо. Смотрят в глаза  словно ищут одобрения.

 Молодец,  улыбается учительница. И провожает ребят.  Всем до завтра.

 Каждому из них нужно поделиться своим: кто колечко сплёл, кому-то котика подарили, а третий  трек классный нашёл,  объясняет «заминку» Александра Владимировна.  Моя работа и во время урока, и после звонка  их слушать. Даже не так, не просто работа. Мне это важно. Ведь год, два, и они уйдут во взрослую жизнь, кто их там будет слушать так, как мы здесь, в школе?

Ученикам Александры Владимировны откровенно повезло. Каждый ли из нас может похвастаться душевной тёплой связью с учителем? Но сначала повезло Иванищевой, кажется, с рождения.

Две мечты

 В моей жизни были две большие мечты, и обе реализовались,  рассказывает Александра Владимировна.
Мама Саши с трёх лет начала водить дочь в театр. Девочка, рано дотронувшись до высокого искусства, искренне откликалась на виденное и слышанное. Порой буквально. Её возгласы удивляли соседей в партере. Через несколько лет Саша сама поднимется на сцену, будет заниматься в театральной студии и всё больше мечтать стать актрисой. У мечты под именем «Актриса» была серьёзная конкурентка  «Учитель».

 С первого класса я влюбилась в школу, в учителей. Обожала запах кабинетов, запах мела. Помню, что мечтала никогда не уходить из школы.
В то же время в голове крутилось: «Но как же сцена?» Однажды Саша услышала в школе разговор двух учителей. Одна признавалась другой: «Доска  это моя сцена, ты можешь здесь быть любой. И каждый новый класс позволяет мне узнавать себя заново».

Главная роль

Это откровение решило выбор Саши. Родители поддержали: «Делай так, как ты чувствуешь».

И Александра Владимировна научилась у доски играть свою главную роль  учителя русского языка и литературы. Вернее, учиться каждый день, отдавая ей, не скупясь, все свои силы  и душевные, и физические. Зрители, то есть дети, чувствуют это настоящее искусство.

«Александру Владимировну действительно заслушиваешься и забываешь, что звенит звонок»«Самое главное, ей на самом деле важно, что мы думаем по поводу героя романа, его поступка»«Александра Владимировна никогда не оценивает наше мнение с позиции хорошо или плохо, ей важно, что мы в диалоге»,  говорят её ученики.

Русская душа

Стаж в педагогике  всего четыре года. За столь короткий срок Александра Владимировна стала лучшим молодым педагогом Липецка, в 2023-м  лауреатом всероссийской профессиональной олимпиады для учителей «Хранители русского языка».

В этом году из 20 конкурсантов на региональном этапе конкурса «Учитель года» выбрали именно её. Жюри понравился творческий подход учителя к решению образовательной задачи. Александра Владимировна определила концептуально сложную тему урока «Русская душа» и выбрала произведение под стать теме  рассказ «Стёпка» Василия Шукшина 12+.

Главный герой сбегает из тюрьмы, не досидев двух месяцев, в свою родную деревню. Устраивает дома пир на весь мир. Хотя его теперь ждут два года заключения «сверху» за побег. Стёпка не скрывается, ничего не боится. Алогичность, абсурдность его поступка вроде бы навязывают ярлык «дурака» на героя. Но учитель с ярлыками никогда не спешит. Даёт детям  на конкурсе чужому, между прочим, классу  поразмышлять над поступком героя, любовь которого к родному дому взяла верх над разумным ожиданием конца тюремного срока.

Усилить восприятие урока помогли фрагменты фильма, снятого в 1966 году по мотивам рассказа Василия Шукшина «Ваш сын и брат» 12+. Дети не «задурили», поняли Стёпку, будто прикоснувшись в самом себе со своей собственной русской безудержностью, легкомысленной искренностью, порой неодолимой силой душевного порыва.

 Я стараюсь на своих уроках развивать у ребят образное мышление. Соединить в единый мир рациональность и прагматизм современности с представлениями, идеями и идеалами, живущими в литературе в веках,  говорит Александра Владимировна.  Пытаюсь расширить восприятие школьных предметов «литература» и «русский язык» как способов познания жизни. В этом мне помогают и живопись, и кинематограф, произведения искусства, созданные и прежде, и сегодня. Ведь всё в мире  это и есть частичка нас самих, нашего мировоззрения. А цель в совместной работе с ребятами над литературным произведением  не препарировать роман, разобрав на метафоры, эпитеты, а посмотреть на себя, на те чувства, которые вызывает герой внутри тебя, как он резонирует с тобой, даже если тот герой был придуман несколько веков назад.

Души в ладошках

С свою очередь для самой Александры Владимировны конкурс  прекрасная возможность для конструктивной рефлексии. Ведь есть устойчивое общественное мнение что учитель  «закостенелая мумия» у доски, из года в год повторяющая заученный и набивший оскомину текст.

 А конкурс  это возможность смотреть, что делают другие, делиться ценным опытом. Главное  двигаться самому, не замыкаясь в школьном кабинете,  считает учитель.  Это отличный способ посмотреть на себя со стороны. А сам факт победы для меня  это не констатация личного уровня развития или достижения. Это наша победа, команды гимназии  12: человек «соткан» из людей, которые его окружают. Я считаю, что мне просто очень повезло в жизни. Меня буквально с самого детства окружали поразительные люди: учителя, родители, друзья. И я  это все они во мне.

Осенью Александра Иванищева будет представлять Липецкую область во всероссийском финале «Учителя года». Уже определилась с направлением. Это будет литература в старших классах.

А долгосрочная профессиональная цель у педагога Иванищевой воодушевляющая:

 И через 20 лет я хочу заходить в класс не с указкой в руках, а с целым миром, соединяя в своих ладонях чувствительный мир детской души и безгранично богатые миры русского языка и литературы. Надеюсь, что мне хватит на это сил.

Звенит звонок. Нам пора оставить учителя наедине с классом на уроке, где сегодня непременно случится очередное чудо общения душ.


Ольга Уласевич, директор гимназии  12:

 Александра Владимировна Иванищева  это педагогическое чудо, учитель от Бога. Человек необыкновенной души, с постоянным желанием развиваться. У неё тонкая связь с миром детства, но никогда она не попустительствует детской разнузданности или вседозволенности. Умеет держать баланс, выстраивая с детьми неподдельно доверительные отношения. Такое не сыграешь, такое можно только выстроить благодаря ежедневной филигранной работе с ребёнком, каждый из которых для неё безоговорочная ценность.

Призёры конкурса

 Валентина Владимировна Астафьева  учитель биологии лицея  4 (Данковский район),
 Наталья Васильевна Неделина  учитель начальных классов МБОУ лицея с. Долгоруково (Долгоруковский район),
 Виктория Игоревна Никишова  учитель английского языка МБОУ СОШ п. Солидарность (Елецкий район),
 Шумская Юлия Вячеславовна  учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с. Красное (Краснинский район).

Текст: Елена Красилова
Фото: Сергей Паршин, из архива школы