Школьная перемена

Школьная перемена

Оценки за поведение, дистанционное поступление и снижение нагрузки на учеников: каких изменений ждать школам в этом году.

В 2025 год российская система образования не вошла, а, скорее, ворвалась  на волне инициатив, дискуссий, мнений «за» и «против» по многочисленным вопросам.

В десятке лучших

По данным Минпросвещения, Россия вошла в десятку ведущих стран по качеству общего образования. Также мы в топ-5 стран по результатам международных олимпиад школьников. В 2024 году все участники российских сборных завоевали медали  31 золотую, 9 серебряных и 2 бронзовые. Во Всероссийской олимпиаде школьников приняли участие 7 млн человек. По словам министра просвещения, качество образования в целом не понизилось, а по некоторым предметам даже стало лучше. Об этом говорят средние баллы ЕГЭ. Так, общий средний балл ЕГЭ по стране в 2024 году составил 66 баллов, а, для сравнения, в 2015-м  59,9 балла.

Растёт средний балл по естественно-научным предметам (математика, физика, химия, биология)  с 55,4 балла в 2019 году до 60,9 балла  в 2024-м.

Не смотри на часы

С этого года Госдума совместно с правительством займётся снижением нагрузки на школьников.

По данным исследований, только в «началке» на занятия уходит 47 часов в неделю  здесь и уроки, кружки, секции, и домашние задания, объём и сложность которых часто обескураживают родителей. У почти 60% детей не хватает времени на увлечения или хобби. Как быть?

Ангелина Рябина, директор школы из Астрахани, считает, что уменьшение количества уроков нельзя рассматривать как эффективный способ снижения нагрузки на учеников:

 Убрать часы  это формальный подход, содержательно-то всё останется. Утверждены федеральные программы, составленные с учётом новых ФГОСов, и уменьшение часов, скорее всего, повлечёт самостоятельное изучение материала, что отразится на качестве образования,  говорит директор.  А вот что можно сделать, так это перераспределить нагрузку. Освободить детей от объёмных домашних заданий, которые вполне успешно можно делать в школе. Для этого необходимо менять методику, построить преподавание так, чтобы ученики не только усваивали новый материал на уроках, но и закрепляли, отрабатывали его в классе и на «внеурочках».

 Рассмотрим день школьника. Что мы видим: школа, уроки, тренировки, кружки, телефон, игры. И поверьте, телефон, игры, видео  у многих детей это нагрузка чуть ли не номер один, а потом уже школа, уроки,  обращается в первую очередь к родителям кризисный психолог Светлана Балабан.  Они могут до полуночи делать уроки, плача от усталости, но не забудут до этого поиграть в игру или посмотреть видео.

По мнению психолога, проблема не столько в школьной нагрузке, сколько в количестве потребляемой информации, которой сейчас загружены головы детей и взрослых. И стоит подумать в первую очередь об этом.

Анна Титаренко, учитель биологии школы  50 имени Федорчука из Луганска, согласна с тем, что школьники сегодня перегружены. И основное здесь, по мнению учителя, множество внеурочных мероприятий.

 После семи основных уроков дети вынуждены оставаться на «внеурочки», которые, как правило, не всегда вызывают интерес, но на нашей территории они являются обязательными. Многие школьники нагружены не только уроками в школе, но и дополнительными занятиями: кружками, спортивными секциями, а также репетиторами. Я замечаю, что дети даже дремлют на уроках,  поделился педагог.

«Пара» ласковых

Всё говорит о том, что в этом году снова будут обсуждать возвращение в школу оценок по поведению. В декабре 2024-го тема в очередной раз зазвучала, причём уже на новом уровне. Владимир Путин проводил заседание Совета по правам человека и удивился тому, что в школах никак не оценивается поведение учеников.

В Госдуме уже готовят законопроект о возвращении оценок за поведение. Но прежде всего, и на этом акцентировал президент, нужно выработать справедливые критерии такого оценивания. Напомним, оценки по поведению уже были в истории отечественной школы, но в какой-то момент эту практику отменили. Значит, на то были веские причины. И одна из них  субъективность таких оценок.

В Минпросвещения отметили, что вопрос введения оценки по поведению требует широкого экспертного и общественного обсуждения: как она будет выставляться и кто её будет определять  учитель или классный руководитель.

А по мнению научного руководителя Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ профессора Виктора Болотова, эта проблема должна решаться не через учителя, а через школьные уставы и школьное самоуправление. Когда в уставе прописана, например, недопустимость порчи школьного имущества. Произошло такое  собирается школьный совет. Выносится предупреждение. Три раза повторилось  исключение из школы.
Оценки по поведению точно будут обсуждать, но не только их.

Среди инициатив, которые всколыхнули школьные и родительские чаты,  средняя оценка в дополнение к баллам ЕГЭ. Такая оценка должна будет учитывать знания по всем предметам, а не только по тем, по которым школьник сдаёт Единый госэкзамен. Зачем? По мнению автора инициативы, главы Совета по правам человека Валерия Фадеева, школьники сегодня фокусируются только на тех предметах, по которым будут сдавать ЕГЭ, а другие  проседают. Результатом же обучения в школе должны быть знания по всем предметам, а не только по тем, которые нужны для поступления в вузы.
Мнение поддержала и президент Российской академии образования Ольга Васильева. По её словам, нужен механизм, который учитывал бы все достижения, способности и таланты выпускника в комплексе, а ЕГЭ этого не может обеспечить в полной мере.

Разговоры о каждом

К 1 мая 2025 года цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» должен быть дополнен новыми темами, посвящёнными русскому языку и известным русским писателям. Такое поручение по итогам заседания Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов РФ дал президент Владимир Путин. Ответственные  Минпросвещения совместно с администрацией президента.

Сегодня «Разговоры о важном»  это занятия, которые проводятся в российских школах с 1-го по 11-й класс на первом уроке по понедельникам. Занятия идут уже третий год, и их цель  «развитие патриотизма, воспитание нравственности и историческое просвещение». Каждый урок посвящён какой-то важной дате в истории страны, известной личности или знаковому событию.

Вместе с обновлением курса в соответствии с поручением президента Минпросвещения также будет прорабатывать в наступившем году вопрос введения «Разговоров о важном» в детсадах для малышей с пяти лет. Эта идея прозвучала во время встречи Владимира Путина с лауреатами всероссийских педагогических конкурсов в начале октября прошлого года. Президент инициативу поддержал, но подчеркнул: занятия для дошколят надо вводить аккуратно и доступно, связывая понятия «Родина»«страна» с мамой, папой и другими родственниками.

Текст: Мария Агранович
Фото из архива «Первого номера»

Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Российской газеты» и газеты «Первый номер»