Театр Толстого показал смелый спектакль по Булгакову, доверху наполненный аллюзиями. Порадовали традиционной премьерой в канун мартовского праздника. На сцене пьеса, написанная 100 лет назад, и приглашённая актриса в главной роли, за сценой — её муж-режиссёр. Может, оттого и постановка вышла, как говорится, по любви.
Краткий сюжет
Действие разворачивается в одной московской квартире в 1920-х. Хозяйку — 35-летнюю вдову Зою Пельц — настигают проблемы: домком желает «уплотнить» её быт, отобрав «лишние» комнаты, а любимый мужчина — Обольянинов — страдает от пристрастия к морфию. К тому же главной героине осточертела Москва: она мечтает заиметь много денег и перебраться в Париж. Благодаря взяткам председателю домкома Аллилуе, коммерческому директору треста тугоплавких металлов Гусю-Ремонтному и с помощью обаятельного мошенника Аметистова она открывает в своей квартире якобы швейную мастерскую. Но под благовидным предприятием скрывается дом свиданий. Хитрый китаец Херувим обеспечивает поставку морфия в нехорошую квартиру. Он влюбляется в горничную Зои — Манюшку — и мечтает увезти девушку на родину, в Шанхай. На пути к своей цели чужестранец совершает убийство толстосума Гуся-Ремонтного. Манюша подставляет Зою и убегает с китайцем. Предаёт главную героиню и партнёр по нелегальному бизнесу проныра Аместитов. И только Обольянинов остаётся в квартире с Зоей и трупом. Но толку от этого безвольного морфиниста не больше, чем от бездыханного тела. Зою приходят арестовывать. Ни Парижа, ни квартиры, ничего…
А та ли квартира
Спектакль начинается, и я сразу думаю: «А не ошиблись ли мы адресом?» На сцене главная героиня под мистический музыкальный фон обмазывается кремом, вожделенно шепчет: «Невидима и свободна» — и едва не «вылетает» в раскрытое окно, чтобы… Разгромить квартиру критика Латунского, подобно тому, как он в пух и прах разгромил роман Мастера? Маргарита?!! Это вы?!!
Но нет: появляется ещё одна героиня — Манюшка (в исполнении Камиллы Штейнгауэр) — простоватая, необразованная, но с хитринкой горничная. И становится ясно, что мы всё-таки не в особняке в одном из переулков вблизи Арбата, а на Садовой, 105, в квартире 104. Это Зойкина квартира.
Да и любимый мужчина у главной героини далеко не Мастер, хоть и играет Обольянинова действительно мастерски заслуженный артист России Владимир Борисов.
И талант у его персонажа тоже имеется — он музыкальный фон Зоиных делишек: играет то на её нервах в наркотической ломке, то на рояле на потеху посетителям борделя, а может хоть в большой барабан, хоть на скрипке.
Только стоит нехватке морфия в организме превысить музыкальный талант, Зое ничего не остаётся, как плясать под дудку этого инфантила Павлика.
В квартире аллюзий
Приглашённый режиссёр-постановщик Александр Огарёв, заслуженный артист России, лауреат Российской национальной премии «Золотая маска», густо-густо «смазал» этот театральный бутерброд маслом аллюзий. Герои то невзначай начинают «починять примус», то берут в руки ружьё, с которым якобы «дед ещё на печенегов ходил», а о громкой гульбе в квартире вдруг говорят: «Опять голая вечеринка!» — на что один из «тусовщиков» в бордовом полушубке по-киркоровски оправдывается: мол, «зашёл не в ту дверь».
Отсылки богато рассыпаны тут и там. Смотришь и держишь себя в напряжении: поймал или пропустил? А это из «Зойкиной квартиры» (18+) или режиссёр опять над нами забавляется и ввернул в сюжет ещё какую-то «пасхалочку» (так российские разработчики компьютерных игр и представители киноиндустрии называют секретные отсылки внутри своих продуктов. — Прим. авт.)? Причём аллюзии в спектакле не только «попсовые», но и масса высоких. Поэтических. Не понимающим их зрителям «укольчик» прямо со сцены: Зоя Пельц бравирует стихотворными строками перед мерзким, сующим свой нос в каждую квартиру председателем домкома Аллилуей (образ очень талантливо и точно воплотил Андрей Литвинов).
— Лермонтова знать надо! — кричит она ему. Но это как будто режиссёр всем нам.
— Это с какой квартиры? — Председатель домкома принимает напряжённое лицо, отчего по залу проходит волна смеха.
Стриптиз в театре
У драмтеатра на Соколе есть постановка «Мужской стриптиз» (16+). Пьесу написал липецкий драматург Борис Бужор. Премьера состоялась больше 10 лет назад, в 2014-м, но спектакль до сих пор собирает полные залы. Особой популярностью антидепрессивная комедия, конечно же, пользуется у липчанок. Ещё бы! Любимые артисты на сцене показывают стрип-шоу и в пределах разумного оголяются.
«Зойкина квартира» имеет все шансы стать этаким «сокольским стриптизом», но уже для зрителей-мужчин. Главная героиня щедро демонстрирует стройные ножки в глубоком разрезе пеньюаров и других утончённых туалетов. Есть и несколько стрип-номеров от работниц её дома свиданий. Одна из героинь исполняет жгучий номер в образе заводчанки, выкатывающей небольшую домну в асексуальной спецовке. К финалу танца девушка предстаёт перед зрителями в соблазнительном ретро-купальнике. Правда, гостя борделя — Гуся-Ремонтного (Валерий Брыксин) (у Булгакова — коммерческого директора треста тугоплавких металлов, а у Огарёва — начальника металлургического завода) — такая барышня не впечатлила. «Такого добра у меня и на службе хватает!» — заявляет он, вызывая усмешку в зале.
Женской публике тоже есть кем вдоволь полюбоваться в новой постановке театра Толстого, особенно молодыми артистами. Уже успевший покорить сердца местных театралок Кирилл Щеглов играет роль китайца Херувима, щеголяя перед публикой голым торсом в татуировках.
Нежный Павел Чумаков появляется эпизодически, но его персонаж Ванечка — то в блестящем костюме, то в строгом кожаном плаще — тоже точно отзовётся в женских сердцах.
Поблёскивает серьгой в ухе и Евгений Чурилов: роль совсем маленькая, но яркая. Может, за счёт майки в сетку в стразах, а может, из-за циркового полёта по сцене в компании с прекрасной партнёршей Анной Нестеровой в роли ночной бабочки Лизаньки.
Цензура
Театр имени Вахтангова предложил Михаилу Булгакову написать для них комедию в 1925 году, к концу которого пьеса была готова, но дорабатывалась по требованиям театра и Главреперткома (один из органов цензурного контроля в СССР).
Так, к примеру, из пьесы исключили частушку, исполняемую мёртвым телом: «Пароход идёт прямо к пристани, будем рыб кормить коммунистами».
А булгаковский финал с благополучным побегом Аместистова и Херувима 100 лет назад заменили на «торжество закона и рабоче-крестьянской милиции»: агент угрозыска сообщал по телефону, что и первый, и второй с горничной задержаны.
Сверим часы
Я, как и многие журналисты, смотрела постановку на генеральном прогоне спектакля. Перед началом спрашиваем с коллегами у заместителя директора и артиста театра Максима Заврина, сколько будет длиться постановка. Он отвечает:
— Шесть часов! Да, экспериментальная режиссёрская версия! Не волнуйтесь, будем разносить еду и напитки.
Конечно же, он пошутил. В программке к спектаклю значились три часа действа, но это была примерная информация.
— Я не знаю, сколько длится этот спектакль, — признался режиссёр-постановщик Александр Огарёв перед началом генерального прогона. — Дело в том, что полностью мы ни разу так и не замеряли. Работали в режиме аврала, не успевали.
Со своей музой в «чужой» театр
Но основное, на что обратил внимание режиссёр, — это то, что главную роль в премьерной постановке толстовского театра играет приглашённая актриса.
— Это неординарный шаг, я впервые с таким сталкиваюсь.
Режиссёр не стал говорить о том, что Александрина Мерецкая приходится ему супругой. И этот факт мог бы вызвать ехидные комментарии в духе: «Ах так, ну, тогда всё ясно, почему она!» Но блистательная игра приглашённой артистки перечёркивает даже намёк на какие-либо пересуды на этот счёт. Мерецкая в роли Зои Денисовны Пельц великолепна!
Движения, взгляды, интонации. Возникает ощущение, что, будь у режиссёра задумка сделать из «Зойкиной квартиры» моноспектакль, Александрина блестяще справилась бы и с этой задачей.
Несправедливо было бы не отметить, что артисты театра Толстого ничуть не уступили приглашённой артистке. Пожалуй, игра Мерецкой выделялась больше потому, что она новое лицо для местного зрителя. В одной из мизансцен Александрина и наша Евгения Полехина (в роли Аллы Вадимовны) перемещаются по сцене в напряжённом диалоге, отчего невольно начинаешь их сравнивать. Обе несомненные примы. Тонкий стан, выразительные черты, чувственная игра.
Никто не хуже и не лучше: они просто разные. Но обе прекрасные.
Да и липецкая труппа Огарёву совсем не чужая. Летом 2021-го он уже ставил в театре Толстого «Горе от ума» (16+) по Грибоедову. А осенью того же года привёз на Липецкие театральные встречи свой спектакль «Братья Карамазовы» (16+) по Достоевскому в исполнении артистов (родного тогда) астраханского театра. Спектакли стали победителями в двух номинациях: грибоедовская пьеса — «Лучшая режиссура», «Братья Карамазовы» — «Лучшая мужская роль».
Но у титулованного режиссёра непростой профессиональный путь. Осенью прошлого года с Огарёвым не продлило контракт астраханское министерство культуры, и Александр покинул местный театр после четырёх лет работы. Мерецкая написала у себя в соцсети: «Спасибо коллегам, кто не подписал донос на мужа»… Театральное закулисье Липецка для супружеской пары — тихая гавань. В своём интервью ведущему программ ТРК «Липецкое время» Дмитрию Дмитриеву Александрина Мерецкая сказала:
— Здесь очень хорошая труппа, я не сталкивалась тут с закулисной грязью. Для меня это удивительно. Пожалуй, это первый такой театр, где я не слышала ни от кого плохого слова про других коллег. Все хотят работать. И работают на износ.
Браво, Аметистов!
«Износ» ярко продемонстрировал артист театра Роман Коновалов. На долю его героя — проныры Аметистова, ставшего администратором борделя в «нехорошей» квартирке, — выпали и реалистичные побои от Зои Пельц (хрупкая артистка проворачивает с ним бросок на лопатки через плечо: бедолага с грохотом плюхается на сцену), и плевки шампанским в лицо от Гуся-Ремонтного (в исполнении громогласного и фактурного Валерия Брыксина).
Но самое «страшное», по впечатлениям артиста, творилось на репетициях с режиссёром по пластике Игорем Григурко (об этом Коновалов выложил видео на своей странице в соцсети).
Для такой музыкальной постановки пришлось немало поработать над па в энергичных ритмах фокстрота 1920-х.
Но наш Роман стойко перенёс все тяготы и лишения театральной службы: в этом спектакле он чудо как хорош! Ярчайший характер и персонаж!
Парад пороков
— Почему решили поставить именно «Зойкину квартиру» (18+) в преддверии 8 Марта? — спрашиваю у заместителя директора театра Елены Борисовой.
— А вы знаете, чей на самом деле это праздник? Почитайте историю! — отвечает она.
Речь о том, что доподлинно неизвестно, был ли тот самый «марш пустых кастрюль» 8 марта 1857 года в Нью-Йорке шествием текстильщиц. По одной из версий, на улицы вышли проститутки. Представительницы древнейшей профессии требовали выплатить зарплату своим частым клиентам — матросам. Чтобы мужчины имели возможность расплатиться с ночными бабочками за услуги.
К нашему разговору подключился директор театра заслуженный работник культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор Юрий Итин. Он не стал дискутировать на тему своевременности премьеры подобной постановки, показывающей дам в не самом лицеприятном свете, а просто, улыбнувшись, сказал:
— А вы посмотрите до конца.
Я так и сделала. За парадом пороков из секса, алкоголя и наркотиков (имейте в виду: постановка действительно 18+, на сцене много и не понарошку курят, пьют пиво и шампанское) я разглядела напоминание всем нам о том, что не все средства хороши в достижении своих целей. И о том, что и сами цели должны быть действительно стоящими. И стоимость эта определяется далеко не червонцами.
Героини постановки грезят — даже не так, точнее сказать: вожделеют роскошной жизни в Париже. Подобно тому как некоторые современные молоденькие девушки мечтают о призрачном богатом и красивом счастье с шейхом в Дубае. Что сегодня, что 100 лет назад они готовы поступиться любыми моральными принципами, продавать своё тело и душу лишь бы, лишь бы…
Пушкинская бабка остаётся у разбитого корыта, а булгаковско-огарёвская Зойка у «разбитого» рояля с истошно барабанящим по клавишам наркоманом Павликом.
Вот и сказочке конец. И кто не с Зойкой — молодец.
Текст: Елена Мамцева
Фото: Павел Остряков
Видео: Елена Мамцева, Роман Коновалов