Живые вещи

Живые вещи

Здесь можно почувствовать биение сердца русской культуры. Липецкие студенты Школы межэтнической журналистики в рамках этноэкспедиции побывали в удивительных местах: в музее Жостовской фабрики и на художественно-производственном предприятии «Софрино». И это пласт российской истории вовсе не утилитарно-бытового толка, а одухотворённого, наполненного эстетическим смыслом.

Цветы на металле

Забудьте всё, что вы знаете о подносах! Те серые, невзрачные металлические кругляшки, на которых бабушка держала сервиз? Забудьте! Жостовские подносы  это нечто иное. Теперь уже никто не ставит на них чайники  эти произведения искусства украшают стены, как картины. В поездке в Жостово мы узнали, как обычный поднос превращается в шедевр.

Любой поднос начинается с тонкого стального листа. За 200 лет накопилось более 150 форм  от миниатюрных до огромных, скатертных. На станке можно сделать подносы 32 разных форм. Подносы необычной формы до сих пор куют вручную. Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает, на специальном станке подгибает край.

И вот поднос готов, но он ещё недостаточно жостовский. До росписи его нужно очистить, обезжирить и загрунтовать.

Мастер маков

Секреты особой техники нанесения рисунка для нас раскрывает художник-орнаменталист Татьяна Савина. Она наглядно показывает, как во время росписи поднос лежит на её коленях, а руку, чтобы не держать на весу, мастер опирает на специальную дощечку.

Художница родилась в деревне Сорокино Мытищинского района. Связала жизнь с творчеством не сразу: сначала окончила Московский авиационный техникум. В 1991-м пришла работать на фабрику. Через три года стала учиться у мастера Михаила Викторовича Лебедева в колледже при Жостовской фабрике. Овладев всеми приёмами росписи, стала выполнять сложные художественные работы. Сейчас изделия с её росписью хранятся в музее фабрики.

 Больше всего я люблю писать фрукты и цветы. Особенно маки! Потому что моя девичья фамилия  Макова,  с улыбкой говорит художница.

Жостовская головоломка

Классический жостовский рисунок многослойный. Художники работают беличьими кистями и масляной краской. Набор кистей большой  от совсем тонких, с иголку, до крупных. Каждая кисточка подобрана под свой мазок. Это главный инструмент мастера, у каждого свои кисти  под руку и манеру.

Закончив основной рисунок, художник расписывает края подноса. Этот орнамент  рама общей картины. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, который делает рисунок ярче. После изделие просушивают и ставят фирменное клеймо. Авторы подписывают свои работы, но порой автограф так искусно спрятан, что найти его  настоящая головоломка.

Промысел с 200-летней историей

Жостовская роспись зародилась в начале XIX века, когда в подмосковных сёлах  Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое  появились мастерские, где из папье-маше делали расписные лакированные вещи. Не удивляйтесь: папье-маше очень прочный материал. Превзойдёт даже дерево.

Родоначальником жостовских подносов считаются братья Вишняковы. С 1825 года они изготавливали подносы, сухарницы, поддоны, шкатулки, портсигары из папье-маше. Именно в это время в России формируется особая культура чаепития. Открывается масса питейных заведений, так что подносы пользуются большим спросом.

Сначала были не цветы

Когда подносы только начали расписывать, изображали то, что уже умели: сцены бытовой жизни, сюжеты сказок и знаменитую русскую тройку. Но визитной карточкой жостовской росписи стал именно пышный цветочный букет. Это один из самых ярких символов современного народного промысла.

Сменили кисти на ружья

До Великой Отечественной войны заготовкой подносов и росписью занимались исключительно мужчины. Когда большинство из них ушли на фронт, промысел оказался на грани исчезновения.

Со временем в профессию пришли молодые художницы. В первой команде мастериц были шесть 16-летних девушек. Среди них, к примеру, Нина Гончарова. Её подносы хранятся во многих музеях страны.


А что сегодня?

В настоящее время на фабрике трудится более 40 художников, большинство из них проработали здесь не менее 20 лет, являются членами Союза художников России, а некоторые получили почётные звания заслуженных художников РФ. Мастера ежегодно расписывают около 75 тысяч изделий. В этом году у промысла большой юбилей  200 лет.

Сейчас художники фабрики работают не только с подносами, но и с другими предметами декора, такими как ёлочные шары, подстаканники, вазы, картины и многое другое. Я, например, приобрела здесь ёлочную игрушку и серёжки.

А ещё небольшие подносы мы расписали во время мастер-класса сами. Позднее, после просушки, организаторы из Школы межэтнической журналистики выслали нам эти сувениры почтой. Я уже получила его в Липецке. Вышло очень красиво.


Тепло и свет

Второй локацией этноэкспедиции студентов ШМЖ стало «Софрино». Если Жостовская фабрика  место самое что ни на есть туристическое, а значит, каждый из вас при желании может запросто посетить его, то с художественно-производственным предприятием «Софрино» ситуация обратная. Даже организаторы федерального этапа Всероссийского наставнического проекта «Школа межэтнической журналистики» отметили, что не один год пытались организовать сюда поездку для слушателей. Повезло именно нашему курсу! И там мы поняли, что это действительно огромная удача.

Нас встретил настоятель храма преподобного Серафима Саровского протоиерей Вадим Поликопа. Он стал нашим экскурсоводом: рассказал об этапах развития фирмы, которая уже более 100 лет занимается изготовлением церковной утвари, икон и других религиозных предметов для Русской православной церкви. Всё это поставляется в храмы, церкви, часовни по всей нашей необъятной стране.

История «Софрино» берёт своё начало в непростой 1944 год, когда в священных стенах московского Новодевичьего монастыря начали работу мастерские Московской патриархии. Здесь, под сводами древних храмов, изготавливали свечи, иконы и швейные изделия, которые наполняли сердца верующих теплом, светом и надеждой на воцарение мира.
В 1961 году, по словам нашего провожатого, «словно по воле провидения», производство было перенесено в храм Тихвинской иконы Божией Матери. В этом святом месте создали ювелирный участок. Штат мастеров разрастался. Небольшие мастерские постепенно расширились до серьёзного предприятия, где каждый работник чувствовал себя не просто трудящимся, а частью великого светлого дела.

Ключевым моментом в истории предприятия стало получение трёх гектаров земли в живописном посёлке Софрино для строительства завода. Проект, начатый в 1975 году по инициативе патриарха Пимена, стал символом возрождения и обновления. Торжественное открытие завода 15 сентября 1980 года считают здесь большим праздником. В этом году будут отмечать 45-летие с момента той знаковой даты.

К 2000 году площадь завода достигла впечатляющих 18 гектаров. Число сотрудников  более 3 000 человек.

 На территории предприятия «Софрино» царит особая атмосфера, пронизанная духовным светом,  заверил протоиерей Вадим Поликопа.  Здесь расположен домовый храм, освящённый в честь преподобного Серафима Саровского. Это место притягивает к себе тех, кто ищет утешения и вдохновения.

В 1997 году построили храм попросторнее.

Предприятие продолжает оставаться значимым центром производства церковной утвари для Русской православной церкви. Это не просто завод, а настоящая сокровищница российской культуры и искусства. Одной из его главных достопримечательностей является музей, где находятся лучшие изделия современных мастеров и серийная продукция первых лет существования фирмы. В залах представлены престолы, подсвечники, паникадила, лампады, потиры и другие богослужебные сосуды, облачения, расшитые золотом и серебром, хоругви, иконостасы и их элементы. Там мы увидели латунные крестики, медальоны с изображением Спасителя и Божией Матери, лампадки и иконы, созданные с помощью фотоспособа.

Обратили внимание на предметы текстильного церковного искусства. На Руси послушницы женских монастырей создавали настоящие шедевры: изысканные облачения для священнослужителей. Эта традиция живёт и сегодня, вдохновляя современных мастеров «Софрино». Словно хранители древних тайн, они привносят в это искусство свои уникальные штрихи, используя не только проверенные временем техники, но и новейшие технологии. Цех пошива предприятия  это настоящая мастерская будущего, оснащённая высокопроизводительным оборудованием. Станки-автоматы японского, корейского и немецкого производства позволяют создавать богато украшенные изделия с невероятной скоростью и точностью, сохраняя при этом всю глубину и теплоту русской православной культуры.

Одним из старейших цехов, который берёт своё начало ещё со времён таинственных мастерских Новодевичьего монастыря, является свечной. Даже самый скромный храм невозможно представить без их мягкого, тёплого света, который отражается в иконах, создавая атмосферу благости, умиротворения и покоя. В «Софрино» производят и патриаршие, и архиерейские, и паникадильные, и венчальные, и сувенирные свечи. Каждое изделие здесь создаётся с особым трепетом и вниманием к духовному значению.

 Свечи не просто освещают пространство, они наполняют его особой энергией,  отметил протоиерей Вадим Поликопа.

Настоящий храм инженерной мысли  это цех металлопроизводства. Он оснащён современным оборудованием и применяет передовые технологии, чтобы создавать величественные подсвечники, роскошные паникадила, изящные купели, кресты и декоративные решётки на солею. Но цех не ограничивается только изготовлением готовых изделий  он также обеспечивает завод металлическими отливами и восковыми моделями, которые становятся основой для будущих шедевров.

 Основным материалом для отливок является благородная латунь, но цех мастерски работает с медью, алюминием и ЦАМом, создавая уникальные и неповторимые изделия,  рассказал протоиерей Вадим Поликопа.  Благодаря этому гармоничному сочетанию традиций и инноваций продукция цеха находит своё место как в величественных соборах, так и в уютных приходских храмах.

В типографии старинные станки соседствуют с современным оборудованием. В цехе выпускают иконы, богослужебные книги, церковные календари, буклеты, открытки и грамоты.
Каждое изделие «Софрино» наполнено теплом, как от тех самых свеч. Это не просто производственный комплекс, а настоящее сердце русской православной культуры, прописавшееся в непростом 1944 году в Подмосковье.

Текст: Ксения Гусева, Елизавета Богданова
Фото: авторов и Сергея Тихого
Видео: Ксения Гусева, Сергей Тихий