Дело для молодых

Дело для молодых

В Липецке созданы все условия для развития молодёжного предпринимательства.

Вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность  один из ключевых внутренних резервов для экономического роста и социального развития. Как пояснила исполняющая обязанности председателя департамента экономического развития Мария Соловьёва на комиссии в горсовете, молодые люди не боятся запускать собственные проекты. Обучение предпринимательским навыкам начинается в школе. Это помогает молодым людям научиться быть востребованными на рынке труда.

Азбука финансов

Уже со школьной скамьи, с младших классов, ребят начинают знакомить с финансовой грамотностью. Им рассказывают не только о том, что такое банковские карты и все их преимущества, но и о финансовом планировании, инвестициях, страховании и многом другом. А для тех, кто уже определился с выбором и планирует связать своё будущее с бизнесом или экономикой, в городе начиная с 2019 года создано 27 классов социально-экономического профиля. Сейчас в них обучаются 428 школьников.

 В этом учебном году в лицее  44 открыли два предпринимательских класса в сотрудничестве с Липецким филиалом РАНХиГС, РЭУ имени Плеханова, ВШЭ, Липецким филиалом Финуниверситета при правительстве РФ, ЛГТУ, ОЭЗ «Липецк». Учащиеся предпринимательских классов участвуют в бизнес-тренингах и бизнес-играх, экскурсиях на предприятия города,  сказала Мария Геннадьевна.  Школьники встречаются с успешными предпринимателями, которые рассказывают об особенностях открытия собственного дела, знакомят с мерами поддержки малого бизнеса в регионе. Практика открытия специализированных классов будет продолжена.

Инициатор кто?

 В лицее  44 предпринимательские классы работают с иногородними вузами из Москвы, Воронежа. Инициатором этого сотрудничества кто является?  поинтересовался первый вице-спикер Борис Понаморёв.

Мария Соловьёва не стала утверждать, но предположила, что это, скорее всего, инициатива школы. При этом она уточнила, что и липецкие предприятия активно сотрудничают с образовательными учреждениями.

Борис Понаморёв пояснил, почему он задал свой вопрос:

 Мы сейчас активно боремся за каждого ученика, выпускника. Наше отношение к предпринимателям, студентам гораздо лучше. Это доказано на практике. Наблюдаем за студентами, которые приехали учиться в липецкие вузы из Москвы. Они отмечают, что обучение в городе индивидуальное, внимание уделяется каждому студенту. А мы, заключая соглашения с иногородними вузами, создаём связь между ними и лучшими учениками нашего города. Ведь есть программы, по которым школьники, показавшие хорошие результаты, продолжают обучение в вузах других городов.

Оставайся, мальчик, с нами

Борис Понаморёв предложил либо скорректировать, либо использовать сложившуюся практику таким образом, чтобы показать, что наши липецкие вузы лучше, чем московские. А расширять эту практику надо со знанием дела. Ведь здесь, в родном регионе, у липецких ребят гораздо больше шансов себя проявить и заручиться поддержкой.

Парламентарии поддержали коллегу. Депутат по избирательному округу  16 Вера Урываева посоветовала департаменту экономического развития взять всё в свои руки, потому что такое взаимовыгодное сотрудничество «школа-вуз-производство» должны налаживать не только директора школ, но и город. Ведь в том, чтобы липецкая молодёжь оставалась дома и развивала местную экономику, заинтересованы все.

Креатив приветствуется

С 2022 года в Липецке работает Школа креативных индустрий. Здесь по шести направлениям обучаются 120 ребят, которые представляют молодёжное предпринимательство в креативном секторе. Воспитанники школы совместно со старшими коллегами готовят выставки, участвуют в конкурсах, мастер-классах, образовательных хакатонах.

Школьники не только с удовольствием постигают азы предпринимательства, но и пытаются воплощать свои бизнес-идеи в жизнь. Так, в прошлом году для учащихся с 8-го по 11-й класс в десяти школах города департамент экономического развития совместно с центром оценки компетенций провёл акселератор молодёжных проектов «Бизнес-завод».

 Для 50 человек, проявивших предпринимательские способности, организовано и проведено обучение по вопросу создания проектов. Итогом акселератора стал краш-тест бизнес-идеи. Ребята презентовали свои компетенции и получили обратную связь от экспертов в виде конструктивных советов и рекомендаций по дальнейшему запуску бизнеса и его монетизации,  сообщила руководитель департамента экономического развития.  Среди презентованных проектов были: студия звукозаписи, компания съёмки VR-контента для предприятий, молодёжное пространство на базе умной системы.
Четыре участника краш-теста не только успешно его прошли  они стали самозанятыми и сейчас продолжают предпринимательскую деятельность.

Бизнес-агент

Ещё одна площадка, где молодёжь знакомят с бизнесом и производством,  «Технопарк-Липецк». Для ребят организуют экскурсии на производство резидентов. Только в прошлом году площадку посетило более 450 студентов вузов, ссузов, а также учащихся старших классов.

 В целях развития молодёжного предпринимательства, решения вопроса нехватки кадров с 2021 года «Технопарк» реализует проект «Молодёжная команда»,  продолжала Мария Соловьёва.  Он предусматривает трудоустройство школьников и студентов в штат «Технопарка». Учащиеся, пройдя работу в составе коллектива, становятся агентами «Технопарка» в своих классах. Они популяризируют инновационно-промышленное мышление, проводят открытые уроки. Результат такой работы  выявление предпринимателей, инновационных новаторских проектов. В дальнейшем «Технопарк» помогает в их реализации на своей площадке.

Даже фонд «Сколково» ищет креативных молодых предпринимателей в Липецке. На базе «Технопарка» прошёл конкурс инновационных проектов «Стартап-тур». Участники обсуждали актуальные тренды в развитии технологического предпринимательства, проекты, в которые готовы вкладываться инвесторы. Разговаривали и на тему господдержки. На конкурс поступила 131 заявка, а 15 проектов полуфиналистов стали претендентами на получение статуса участника «Сколково» по ускоренной процедуре.

Эксперты федерального масштаба

Мария Соловьёва, рассказывая о молодёжном предпринимательстве, отдельно выделила такое направление, как инжиниринг  предоставление на коммерческой основе инженерно-консультационных услуг, в том числе и по доведению научно-конструкторских разработок до стадии производства. К этому процессу привлекали даже специалистов федерального масштаба.

Чтобы познакомить молодых людей с этим направлением, в городе был организован семинар «Дорожная карта развития отечественного инжиниринга» с участием эксперта Министерства экономического развития РФ по созданию и развитию региональных центров инжиниринга Натальи Кирилловой. Она поделилась опытом и дала определённые рекомендации не только для молодых начинающих предпринимателей, но и для тех, кто уже достаточно активно развивается. Бизнес-стратег и эксперт по личному бренду Татьяна Голанцева рассказала, как правильно «упаковать» бренд, увеличить его узнаваемость.

Грантовая поддержка

Не только образовательная поддержка молодых предпринимателей существует в городе. Есть и вполне реальные способы получить финансирование своих проектов.

 Отдел по работе с молодёжью с мая по июнь 2024 года принимал заявки на предоставление грантов в форме субсидий победителям конкурса молодёжных проектов среди физических лиц от 18 до 35 лет на реализацию общественно полезных проектов. На конкурс было подано 37 проектов. Из них 33 прошли этап оценки конкурсной комиссии, 10 победителей получили финансирование на общую сумму 2 млн рублей,  сообщила Мария Соловьёва.  Есть ещё региональный грант для социального бизнеса и молодых предпринимателей. В прошлом году среди его получателей были представители Липецка.

Молодые предприниматели активно участвуют и в ярмарках. Около 20% торговых мест на таких площадках занимают именно они.

Вывод

Подводя итог обсуждения, руководитель департамента экономического развития Мария Соловьёва заявила, что оказание содействия развитию молодёжного предпринимательства позволяет молодому поколению реализовывать свой потенциал, улучшать финансовое положение. Такая поддержка гарантирует прочный прогрессивный экономический рост, что является в том числе и важной гарантией будущего развития общества.

Заяви о себе

На городских улицах установлено 389 рекламных конструкций. В бюджет Липецка в 2024 году по результатам торгов, ранее заключённым договорам на установку и оплате госпошлины поступило 65,6 млн рублей. Об этом на профильной комиссии депутатам доложил заместитель председателя департамента развития территории мэрии Алексей Тихомиров. В этом году в схему внесено 29 новых мест для размещения рекламных конструкций.

Первый вице-спикер горсовета Борис Понаморёв спросил о перспективах размещения рекламных конструкций в городе.

По словам Алексея Тихомирова, в прошлом году в закон «О рекламе» внесены изменения, все действующие договоры пролонгированы до 2034 года. В этом году плата выросла на 9,6%, на уровень инфляции. Соответственно, вырастет и сумма поступлений в городской бюджет. Сотрудники департамента развития территории продолжают искать новые места для рекламных конструкций.

 Стараемся подбирать места, которые находятся в третьей зоне,  это спальные микрорайоны и район окружной дороги Орёл-Тамбов, чтобы не портился архитектурный облик города, и выставляем их на торги. Практика 2024 года показала, что бизнес готов платить ежегодно за одну рекламную конструкцию от 2 до 4 млн рублей,  сообщил Алексей Тихомиров.  Сейчас мы переходим на видео, диджитал-формат рекламных конструкций. На данный момент на муниципальной земле установлено 17 таких конструкций. По итогам торгов будет установлено ещё 12 диджитал-конструкций.

Цифры:

27 классов социально-экономического профиля создано в Липецке

2 млн рублей получили победители грантового конкурса молодёжных проектов

131 заявка поступила на конкурс инновационных проектов «Стартап-тур»

450 учащихся в прошлом году посетили «Технопарк-Липецк»

35 лет  предельный возраст для получения грантов и субсидий в качестве молодого предпринимателя

Текст: Марина Костюк
Фото: МБУ «Технопарк-Липецк» и из архива «Первого номера»