Земное с небесным

Земное с небесным

Памятник купцу и храмоздателю Хренникову установлен.

Работа скульптора, архитектора, литейщиков и строителей над памятником длилась с 2017 года. Вклад в вечную славу липецкого купца, градоначальника и мецената Алексея Петровича Хренникова внесли и предприниматели региона. Монумент, установленный ему в сквере на улице Ворошилова областного центра, стал многотрудным и поистине народным.

В каждом памятнике есть многое от самого человека. Так, в сквере на Ворошилова теперь стоит в кафтане с лёгкими, развевающимися полами, держа в руке храм, Алексей Петрович Хренников. Купца и храмостроителя создал по единственно сохранившейся фотографии скульптор Геннадий Кривопусков. Земное (крепкое, купеческое) и небесное, которое вело Хренникова к строительству церкви Святой Троицы в Липецке, слились воедино.

В последнюю неделю 2024 года бронзовая 2,6-метровая фигура водружена на постамент высотой в два метра из архитектурного бетона, который представляет собой смесь белой мраморной крошки, белого цемента и белого песка. Архбетон в данном случае не утяжеляет скульптурную композицию, а, наоборот, создаёт воздушное, будто из цельного мраморного куска, белоснежное парящее облако.

Долгий путь

В искусстве действует тот же принцип, что и в природе: что быстро рождается, долго не живёт. Памятник Алексею Хренникову ждали долго. Значит, монумент и память о самом купце-храмоздателе, сделавшем много для нашей земли, обречены на счастливую судьбу.

Для скульптора Геннадия Кривопускова эта работа стала масштабно-знаковой. Он настолько ответственно подошёл к задаче, что несколько раз, добиваясь точности образа и воплощения собственного замысла, ломал уже готовую скульптуру. Молился и лепил купца заново. Подвергать талант испытаниям, да на пределе  это не растрата, это единственная возможность взрастить его до каких-то никому не ведомых высот. И, как известно, Бог на помощь не приходит, если плохо кто городит. Поэтому требования к себе скульптор предъявлял жёсткие, даже суровые.

На открытии памятника, 27 декабря 2024 года, Геннадий Васильевич сказал о работе, требовательно заданной самому себе:

 Мы с женой, художницей Оксаной Галиченко, старались сделать памятник не статичным, неординарным. Да, складывалось всё непросто. Концепции менялись, пять лет памятник находился в моей творческой мастерской. Как получилось  судить не мне. Я от сердца благодарю тех, кто доверил мне быть исполнителем столь сложной работы. Особая благодарность  за терпение, интеллигентность и христианское мировоззрение инициатору установки памятника Хренникову в Липецке, предпринимателю Андрею Владимировичу Плотникову, а также архитектору Сергею Алексеевичу Сошникову, который требовательно, жёстко вёл работу к неординарности. Всем людям, которые вложили себя  профессионально, духовно и финансово,  низкий поклон. Храни вас Господь!

Гора дела

Скульптура вылилась и впрямь из сердец множества людей.

 Сам не знаю, как появилась идея с Хренниковым,  говорит, словно для себя, выясняя невыясненное, председатель Липецкого регионального отделения организации «Опора России» Андрей Плотников.  Ведь были ещё купцы у нас, которые были солью земли, подставляя своё плечо в лихую годину. Но вот Алексей Петрович Хренников Наверное, дело идёт к храму, который он построил и который мы хотим возродить. Памятник  это предтеча храмового ансамбля; будем надеяться, верить и делать всё возможное для этого.

 Алексей Петрович Хренников и множество горожан в облаках увидели храм, когда выходили со службы. Он плыл в небе  пятиглавый, с синими куполами, осыпанными звёздами,  рассказывает о легенде-были почётный архитектор России Сергей Сошников.  И такой большой собор в честь Святой Троицы он и поставил в Липецке. На том месте, где сейчас стадион «Металлург» и где под папертью храма сам Алексей Петрович был похоронен.

Наши предприниматели, строители, литейщики, взяв за пример этого великого человека, тоже сработали на славу. Бригада строителей Юрия Холодного, руководителя «СУ-19», не покладая рук в холод делала постамент. И хотя он мне говорит, что реклама ему не нужна, всё-таки скажу справедливости ради, не пиара. У памятника сложный постамент, опалубка сложная, и воплощение задумки уникальна в архитектурном бетоне. То есть люди технических профессий работали творчески. Так же как и преодолевали сложности литейщики НЛМК под руководством Олега Лесных.

Олег Николаевич, для которого этот памятник уже 105-й, если считать и отлитые им колокола, кресты, присутствовал на открытии и освящении монумента:

 Памятник Хренникову для формовки сложный, для исполнения. Если сравнить, например, его с памятником градоначальнику Клюеву, то он сложнее в разы. Но мы не должны забывать этих людей, которые сделали много для России.
Вклад в появившийся монумент и символ Липецка внесли и потомки купца Хренникова. Их имена отлиты на табличке при памятнике. Приехал на открытие почётный гость, представитель купеческой семьи Хренниковых, Сергей Наумов. А некоторые выдающиеся из Хренниковых, работающие на благо отечественной оборонной отрасли и в других сферах, из скромности не пожелали, чтобы их имена были внесены на бронзовые «скрижали». Но они собираются приехать в Липецк, как делают это обычно ко Дню города.

Оставьте свет

Посмотришь на такое и задумаешься вообще о жизни: о том, что человек приходит в мир только затем, чтобы отдавать. И оставлять после себя свет. О том, сколько сделал этот русский, простой с виду человек, Алексей Петрович Хренников. Вот он, типичный купец, причёсанный «в скобку», глаза цепкие. Одет в обычный кафтан-сибирку. Простой он вышел скульптурно, да не простецкий.
Искусство, конечно, правда, но правда красивая. А красивое ни угловато, ни крайне быть не должно. Вот тут-то и мудрость  сделать и натурально, истинно и не приторно- слащаво-глуповато-условно. Помирить всё это трудновато, но удалось. Человек светлый как будто жить продолжает и вдохновляет жить. Спасибо за свет, мастера и люди!

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Александра Пастушенко
Видео: автора