Дорога жизни

Дорога жизни

Запустилось движение по новому мосту на Восточном обходе областного центра. В самом конце прошлого года давняя мечта стала былью: завершён самый крупный дорожный проект региона за последние 10 лет. Восточный обход  это 24 километра дороги, рассчитанной на движение со скоростью 120 км/ч, несколько развязок, путепроводов и мост через Матыру.

Город взяли в кольцо

 Вместе с переправой,  написал в своём телеграм-канале Игорь Артамонов,  построили новый участок дороги, и теперь вокруг Липецка есть полноценная окружная трасса. Она разгрузит дамбу водохранилища и улицы областного центра  транзитному транспорту больше не нужно будет проезжать через город. А для резидентов ОЭЗ «Липецк» это удобный и быстрый выход на федеральные магистрали. Так что новый мост  это ещё и плюс в копилку инвестиционной привлекательности региона.

ОЭЗ «Липецк» плюс Восточный обход

ЛКАД, хоть и считалась всегда кольцевой дорогой, на самом деле до декабря 2024 года имела форму подковы. Было три обхода: Северный, Западный и Южный, а о Восточном впервые заговорили в середине нулевых годов, когда начали строить липецкую площадку особой экономической зоны. Первоначально Восточный обход и был не областным проектом, а так называемым внешним инфраструктурным объектом ОЭЗ, и предполагалось, что его построят на деньги, которые правительство и администрация области выделяли на развитие экономзоны.

Вопрос о строительстве обхода подняли тогда потому, что он был нужен инвесторам экономзоны. В принципе, они могли пользоваться железнодорожным транспортом. В ОЭЗ есть железнодорожная ветка с выходом в сеть РЖД. Её построили в самом начале освоения проекта, потому что первая ласточка ОЭЗ  стекольный завод  получает сырьё преимущественно по железной дороге.

Но другие предприятия услугами железнодорожников практически не пользуются, потому что сегодня от 80 до 95% грузов перевозят автомобильным транспортом  это самый удобный и, главное, дешёвый способ перемещения сырья и готовых продуктов, который позволяет промышленникам держать себестоимость производства в районе 1015%. Поэтому для инвесторов ОЭЗ так важен был Восточный объезд, через который легко можно попасть на федеральные трассы М-4 «Дон»Р-119, связывающую Орёл с Тамбовом, и на Р-22 «Каспий» (Москва-Астрахань).

В 20072008 годах о проекте упомянули, но писали о нём мало. Однако то, что в области идёт подготовка к грандиозному строительству, чувствовалось во всём, даже в житейских делах. В «Липецкой газете», например, чуть ли не из номера в номер появлялось такое объявление: «Управление дорог и транспорта Липецкой области доводит до сведения всех собственников дачных участков СНТ Дачный-5, попадающих под снос при строительстве автомобильной дороги Восточный обход промышленной зоны города Липецка, что необходимо получить свидетельство о праве собственности (кадастровый номер) на земельные участки для заключения договора на получение компенсации за снос».

Зелёным это не понравилось

Против этого проекта возражали зелёные. У них были стандартные аргументы: «дорога пройдёт через пригородную зелёную зону и окажет негативное влияние на флору и фауну», хотя зелёная зона вроде бы для того и существует, чтобы бороться с вредными для людей выбросами. Дело дошло до разборок в областной Общественной палате, где проект,
к огорчению председателя клуба «Эколог» Владимира Сазонова, поддержал Василий Соколов, который работал тогда начальником регионального управления экологии.

 Я скажу так,  говорил Соколов.  Доля валовых выбросов в атмосферу города от автомобилей в 2008 году превысила 50% от их общего объёма. И если количество выбросов от стационарных объектов год от года имеет тенденцию к уменьшению, то с автотранспортом ситуация прямо противоположная. Поэтому давайте выбирать, кто будет дышать выбросами: люди, которые живут в Липецке, или леса, которым дорога, по нашим оценкам, не причинит никакого вреда.

В Европе автобаны российского уровня

Первую очередь обхода сдали в 2013 году. Это была четырёхполосная дорога длиной 12 км и 15 м шириной. Она начиналась на 20-м километре трассы Липецк-Усмань и примыкала к дороге Липецк-Грязи. Чтобы транспорт, который идёт по этой магистрали, не попадал на таможенную территорию ОЭЗ «Липецк», над экономзоной построили четыре путепровода, и весь транспорт сегодня пересекает запретную зону высоко над землёй. Прибавьте к этому развязку на стыке обхода с грязинской трассой, каких вокруг Липецка никто не видел, и вам станет ясно, почему во всех СМИ первую очередь Восточного обхода называли автобаном европейского уровня, грандиозным по масштабам, сложности и финансовым затратам. Можно не сомневаться, что это лестное сравнение распространят теперь на все 26 км дороги.

Правда, может быть, в 2013-м ещё и можно было оценивать наши дороги, сравнивая их с европейскими, но к 2024-му дороги у нас давно уже научились делать. Те, кто по служебным делам или в качестве туриста объездил весь мир, говорят, что с нашими федеральными трассами могут сравниться только немецкие автобаны.

Было сложно с деньгами

Строительство второй очереди Восточного обхода от трассы Липецк-Грязи до трассы Р-119 планировали на 2014 год. Уже был готов и прошёл государственную экспертизу проект, но как раз тогда начался экономический кризис, Минтранс, которому передали этот проект, перестал его финансировать, и продолжение строительства приостановили. Высказывались предложения достроить Восточный обход за счёт дорожного фонда. Но для этого ради одной дороги как минимум на год пришлось бы остановить дорожные работы по всей области.

Вторую очередь за четыре года

Вернулись к этому проекту в 2020 году и к концу 2024-го построили 12 км дороги, две транспортные развязки, два путепровода и мост через Матыру, превратив наконец-то подкову в дорожное кольцо вокруг Липецка.
Дорожники рассказывают, что не всё было просто. На участке от трассы Липецк-Грязи до моста они столкнулись с так называемыми тиксотропными грунтами. Подобные грунты при сильных нагрузках становятся текучими, как плывун, дорога на них покрывается трещинами и быстро разрушается. Поэтому строителям пришлось заменить грунт под будущей дорогой.

Попросту говоря, выкопали траншею глубиной 3,5 метра и засыпали её песком. Вывезли 160 тысяч кубометров тиксотропного грунта. Если измерять в КамАЗах, то это примерно 26,5 тысячи самосвалов.

Похожая история была и во время строительства первой очереди Восточного обхода. Как тогда говорил начальник областного управления дорог и транспорта Сергей Салогубов, дорогу строили в лесах и на болотах, поэтому дорожникам пришлось вывезти десятки тысяч тонн торфа и засыпать вместо него песок.

Тиксотропные грунты встречаются очень часто, но дорожники везде меняют ненадёжную почву на песок, поэтому примеров, чтобы дорога через год развалилась, почти не бывает. В научной литературе начиная с 1966 года описывают только два таких случая.

Редкий в мире мост

Главной фишкой Восточного обхода журналисты называют мост через Матыру. По своей конструкции и по технологии строительства он отличается от миллионов других мостов, которые люди настроили по всей планете. В первую очередь он не прямой. Дорога, которая по нему идёт, сначала плавно поворачивает налево, а потом  направо. Построить мост по линейке не позволили донные грунты. В мире таких мостов немного, и все они, как правило, пешеходные. Изогнутый автомобильный мост есть только на острове Монахинь недалеко от Монреаля. Это переправа Darwin Bridges.

Рассказывая о технологии строительства моста, мостостроители часто упоминали, что опоры с 5-й по 9-ю соединят металлическими пролётами методом надвижки, как это делали при строительстве Крымского моста. Чтобы было понятно, что это круто, нужно сказать, этот метод применяют не так уж часто. Впервые его использовали в 1964 году в Венесуэле, когда строили мост через реку Рио-Карони. В России его впервые применили на строительстве мостов через реку Царица в Волгоградской области. Потом по этому методу укладывали пролёты на мостах через Волгу в Татарстане, через затон Новинки в Москве и через Керченский пролив. И всё. По приблизительным оценкам в мире около 49 млн мостов разного калибра, но только 200 из них построили методом, который применили, соединяя берега Матыры.

Круг замкнулся

Длина моста  364 м, высота над водой  от 6 до 7 м. Он на 10 м длиннее Сокольского моста через Воронеж и на 230 м короче сокольского путепровода на Студёновской улице. Стоит он на девяти опорах. Притом что мост перебрасывали через реку, строили его, можно сказать, на земле. Делали насыпь из песка выше воды и на ней работали, а потом, когда всё было готово, насыпь убрали, и мост оказался в воде. На одни только опоры ушло примерно полторы тысячи кубометров бетона и 58 тонн металла. Про опору  7 говорят, что она была проблемной, потому что попала на то место, где глубина реки доходит до 12 м. Если туда поставить четырёхэтажную хрущёвку, она скроется под водой. Сделать песчаную насыпь там было невозможно, поэтому 7-ю опору ставили с временного металлического моста, который специально построили для подъёмных кранов и буровой установки.

Круг замкнулся 27 декабря 2024 года. В этот день по мосту запустили движение, и то, о чём мечтали в начале нулевых, стало былью.

 Восточный обход  это не просто дорога,  сказал Владимир Лаврентьев, который построил ОЭЗ «Липецк»,  для промышленности города и предприятий экономзоны это дорога жизни.

Мосты, о которых мечтали

В Липецке через Воронеж переброшено три автомобильных моста  Сокольский, Петровский и Октябрьский. До 1987 года они назывались мост  5, мост  3 и мост  1, а именными стали по специальному постановлению горсовета. В том же 1987 году проектировали ещё два моста   2 и  4. Мост  2 должен был соединить берега примерно в районе дамбы. Хоть этот мост был ещё только в чертежах, ему дали имя  мост Металлургов. Мост  4 должен был соединить Ниженку, где планировали строить жилой микрорайон, с посёлком Силикатного завода. Но эти мечты градоначальников не сбылись. К идее построить мост  2 возвращались в середине десятых годов, но тоже на уровне разговоров.
На карте мосты, так и оставшиеся идеями, обозначены пунктиром.

Текст: Виктор Унрау
Фото: правительство региона, из архива газеты «Липецкое знамя»
Видео: пресс-служба правительство Липецкой области