В Липецком Доме музыки открылись две сказочные выставки.
В предновогодние дни Липецкий Дом музыки стал домом волшебства. Свои работы, окутанные паутинками вьюги и снежного пуха, схваченные льдом и морозом, представили мастера живописи и графики в экспозиции «Зимние истории». А игрушки, сшитые художниками и архитекторами, демонстрировали такую фантастическую реальность, будто сами пришли из новогодней детской страны по серебристому пути на выставку «Зимняя сказка».
«Да по зимнему ковру»
Праздник должен быть в праздник, и вот он приблизился к нам. Но если вы ещё не ощутили новогоднее дыхание, то вам нужно прийти в Дом музыки хотя бы на полчаса. Поднимитесь на второй этаж, и вы попадёте в сказочную страну, этакую Новогоднюю. Ведь по сказкам и их героям, по целым сказочным мирам, наверное, скучаете… Сколько бы вам ни было лет.
На выставочной площадке представлено более 100 арт-экспонатов на новогоднюю тему: заснеженные лики городов, фантастические пространства, жанровые портреты, игрушки и керамика. Их создали не только художники, но и архитекторы.
Художница Ирина Чемякина одновременно участвует и в «Зимних историях», и в «Зимней сказке». По белёсому полотну, слегка матовому и пуховому от метели, движется повозка. А рядом — другие её работы: портреты мамы в оренбургском пуховом платке и ельчанки из позапрошлого века Варвары Пащенко с муфточкой. Здесь же Щелкунчик, явившийся из новогодней истории Гофмана. Совместились даты, времена, пространства, люди. Новогоднее время — мистическое, как будто попадаешь в какой-то временной пролёт между прошлым и будущим.
— Винтажных Снегурочку и Деда Мороза я привезла из прошлого, — показывает свои отреставрированные куклы Ирина Чемякина. — Снегурочку переделала из американской Барби, и она стала нашей.
По заснеженным мирам
Живопись художника Бориса Борисова впору рассматривать в бинокль. Не из-за микроскопичности деталей, а ради детально придуманного мира, «собранного» художником из множества сказочных домиков с дымящимися крышами, храмов, снежных горок и ледяных мостков. Такой огромный, детально прописанный волшебный мир сторожит кот — как у Пушкина, учёный.
Это всё надо увидеть подробно, «пропутешествовать» по всему миру, чтобы ощутить, понять и проникнуться философией художника. Как осознал однажды сам Борис Борисов, что неслучайно родился на станции Берендеево Ярославской области:
— Я поначалу не задумывался, почему такое название, а потом узнал, что Островский оттуда взял царя Берендея в свою «Снегурочку», и какие-то моменты пьесы навеяны родными местами. Возможно, поэтому мне стала любопытна и близка сказочно-фантазийная тема. Периодически она возникает, иногда даже сериями что-то получается написать. И всегда она с детством связана. Ребёнок постигает мир через миф, в сказочной, живой форме. Вообще в древности человечество познавало мир через мифологию, пока наука не затмила всё и стала всё объяснять. А первые представления о добре и зле дети получают через сказку. Хотя я и люблю фэнтези, но всё равно это фантазии современных людей. В сказках же зашифрованы представления наших предков об устройстве мира, о судьбе в художественно-доступной, вернакулярной (свойственный данной местности, разговорный, просторечный. — Прим. ред.) форме. Сейчас мы перенасыщены визуальной информацией. Простая, народная сказка отошла на второй план. А художники широко обращаются к ней.
— Вспоминаю Виктора Васнецова, Ивана Билибина и Михаила Врубеля с его «Царевной-Лебедь»…
— Да, и великие художники, и современные… И особенно в детских книгах сказочная иллюстрация широко присутствует. Но сейчас детская книга находится в определённом художественном загоне. Книг много, а мультяшный уровень в них преобладает. Раньше большие мастера занимались иллюстрацией литературы для детей. Они вкус развивали у ребёнка, чувство красоты.
— Вы тоже коснулись тонкой сказочной темы, по-своему, интересно взглянув на неё. А почему у вас так мало цвета в работах? Как будто зима отдала все краски городу, домам.
— Много цвета зиму испортит. Мне хотелось показать зимнее свечение, метафоризм зимы, её иносказательность. И чтобы пространство фактурным было, деталей много. Вам интересно было их рассматривать? Вот и надо смотреть искусство, переживать, чтобы оно что-то переворачивало в нас.
Кто в куклы не играл, счастья не видал
В унисон разговора с Борисом Борисовым мне вспомнился один из принципов искусства «удивись и вздрогни». Например, я много раз в жизни видела стога сена, но у картины Левитана «Сумерки. Стога» стою как завороженная.
На выставке, где стал хозяином снег, временами тоже возникали похожие ощущения.
И в это чарующее волшебство вовлекли кукол! Керамические «Мужичок с ноготок», везущий хворост, и взрослый дядя с ёлкой наперевес, похожий на прообраз из мультфильма «Падал прошлогодний снег», козы-матушки, реалистичные и румяные дети, будто сошедшие с советских фотографий и мультфильмов, которые мы так любим смотреть в Новый год! Удивительно, что автор одной из кукольных экспозиций не художник, а архитектор Наталья Дмитриева. (Если быть совсем точной, то вся семья архитекторов Дмитриевых делает куклы.) На вопрос, как она пришла к кукольному делу, Наталья Дмитриева ответила, что благодарна архитектуре, приведшей её в счастливое пространство для жизни — кукольный мир:
— Созданием кукол, каких-то открыток, подарков и даже театром мы занимались, ещё будучи студентами. Это было органично для начинающих архитекторов, ведь, чтобы научиться делать хорошую архитектуру, нужно уметь рисовать, чертить, знать скульптуру, основы живописи, декоративно-прикладного искусства. Куклы делались как подарки, и сейчас дома их не найти — все дарим. Кукла — замечательная вещь и для интерьера, что входит тоже в спектр деятельности архитектора. Счастливый интерес — кукла!
Когда моя дочь уехала учиться в другой город, я смастерила ей куклу и сказала: «Когда будет грустно и не с кем будет этим поделиться, ты этой кукле обо всём и расскажешь». Та куколка, уже старенькая, потрёпанная, «жива» до сих пор. Дочка привезла её обратно с собой. Казалось бы, уже взрослой, она, живя в студенческом общежитии, играла в куклу и находила в этом утешение и даже счастье.
«Живые» игрушки
— Вообще кукла — особенное существо, — продолжает Наталья Дмитриева. — Какую не начнёшь делать, все с характером. Срывает нарисованную для неё одежду: «Нет, не подходит!». Самая большая мука — создать характер куклы и подобрать соответствующий наряд, который она всегда контролирует. Это сложный процесс поиска, зато, когда получается сделать всё точно и до конца, такую радость испытываешь! Пусть не примут это за мистику, мы говорим об этом с юмором, но в том, что куклы управляют нами, есть какая-то доля истины.
— Наталья Алексеевна, ваш муж — заслуженный архитектор России. Как он относится к этим «живым» игрушкам?
— Конечно, сначала он не очень хотел играть в куклы, — смеётся Наталья Дмитриева. — Но вот на выставке, как видите, есть его большой Щелкунчик. Он у нас делает брутальных персонажей из дерева, металла. Но без кукол никуда, это же такой интересный срез жизни.
— На ваш взгляд, почему важно играть в куклы и относиться к ним серьёзно?
— Мы с вами говорим накануне Нового года. Спросите у любого взрослого человека, что он ощущает, когда начинают эти белые ангелы-снежинки порхать в свете фонаря. Чувствуется, что небо близко, что волшебство есть. И если его будешь ждать, то оно обязательно придёт. А куклы связывают нас с миром детства, откуда мы все родом. Все наши проблемы и победы имеют детский отголосок. Неслучайно кукла учит жизни ребёнка, представляя собой мощный образовательный материал.
«В свете огней станем мы добрей»
Обе «снежные» выставки авторских фантазий, сочетающие различные художественные техники, собрали замечательных мастеров не только из Липецка. Чудесные зимние этюды привезла, например, Екатерина Григорьева из Ельца. И представленное творчество Татьяны Кузнецовой, которая ушла из жизни, продолжает жить.
Вернисаж открыл цикл новогодних концертов, которые пройдут в Доме музыки. В день открытия в сопровождении духового оркестра Липецкого Дома музыки под руководством Василия Збаражского мировые хиты и душевные российские романсы пел известный баритон Владислав Косарев. Волна тепла лилась со сцены в зрительный зал. Всем нужна сказка. Добро, красота и любовь. В новый год будем счастливы тем, что высадим хотя бы маленькие семечки доброты, красоты и любви.
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото автора