В краеведческом музее города металлургов и авиаторов появилась постоянная экспозиция, посвящённая липецким асам.
С прошлого года на улице Ленина у здания краеведческого музея красуется монумент «Соколы России» со статными фигурами лётчиков двух эпох — времён Великой Отечественной и современности. Теперь у местных асов появилась и «крыша» над головой: самолёты памятника довольно точно указывают, где разместилась постоянная экспозиция музея «Небо начинается с земли» 6+. Конечно, на самом верхнем, третьем, этаже. Как можно ближе к небу.
«Первым делом самолёты»
Яркой изюминкой торжественного открытия выставки стало выступление военного духового оркестра Липецкого авиацентра с дирижёром майором Николаем Максимюком. Музыканты расположились в холле второго этажа — прямо перед другой постоянной экспозицией «Пётр Первый и Липецкий край» (6+).
В программе небольшого концерта звучали вальсы и военные марши из любимых кинофильмов о лётчиках: «Небесный тихоход» (0+), «В бой идут одни старики» (12+), «Марш авиаторов» (12+) и других.
Лётчик-истребитель в отставке
Собираясь на торжественное открытие выставки, я пригласила составить мне компанию своего отца — Анатолия Васильевича Калужина. Почему? Да потому что он вырос в семье, связанной с авиацией: его отец Василий Андреевич был заведующим складом на Грязинском аэродроме, оба старших брата трудились там же. Юрий — прибористом, Александр — оружейником. А сам Анатолий к самолётам стал ещё ближе — в молодости был лётчиком-истребителем. Ушёл в запас в звании капитана. Давно в отставке, но тема авиации не отпускает его всю жизнь.
В 1974–1975 годах служил в азербайджанском Кировабаде. Летал на самолётах Л-29, МиГ-15УТИ и МиГ-17.
«Родных» аппаратов на выставке он не встретил, но увлечённо изучил историю липецкой авиации с начала XX века по настоящее время, особенно залюбовавшись моделью Су-27 в выставочной витрине.
— Сфотографируй-ка мне этот аппарат на память, — попросил отец.
Также его внимание привлекла интерактивная часть экспозиции: аутентичный симулятор полётов Як-9. К «игрушке-стрелялке» выстроилась большая очередь мальчишек: каждому хотелось почувствовать себя настоящим лётчиком времён Великой Отечественной войны.
— Можно ещё один «мальчик» попробует? — попросила я сотрудника музея, указывая на своего 70-летнего отца.
Так и он побывал в музейной кабине Як-9. Вместо привычного лётного шлемофона — очки виртуальной реальности. И вот ты уже в фантазийном полёте. И не просто в полёте: в бою! Стреляешь по вражеским мессерам.
— Как тебе? — спрашиваю после.
— Интересно, вроде и игрушка, а некоторое ощущение полёта есть, — говорит он.
В 1944 году липецкая молодёжь собрала 100 тысяч рублей, на которые для местного лётчика-аса Сергея Литаврина построили именно такой самолёт Як-9. Его назвали «Липецкий комсомолец».
Водопьянов всегда с нами
Отдельная часть экспозиции «Небо начинается с земли» посвящена Михаилу Васильевичу Водопьянову. В торжественном открытии приняла участие его внучка Мария, которая отметила, что ей и всем потомкам аса, которые по большей части сегодня живут в Москве, безумно приятно, что такое внимание памяти одного из первых Героев Советского Союза уделяется на малой родине — в Липецкой области.
— Я посмотрела на вещички моего дедушки, которые я раньше никогда не видела, за это вам огромное спасибо, — едва сдерживая слёзы, сказала растроганная внучка лётчика. — Я считаю, что очень важно изучать историю своей семьи. Как приятно, что сегодня здесь в зале много юных и молодых. Обращаюсь к вам: пока у вас есть у кого спросить, кем были ваши родственники в дальних-дальних поколениях, сделайте это, пожалуйста. Это важно.
Мария Водопьянова передала музею массу подарков: журналы, свежие издания дедушкиных книг (он написал 5 пьес и 32 книги), оригинальный почтовый конверт со штампом-портретом Михаила Васильевича (его гасили в торжественной обстановке в Москве по случаю 125-летия со дня рождения Героя Советского Союза в ноябре этого года) и сувенирную тарелку.
— На территории школы № 9 в Липецке есть прекрасный бюст Михаила Водопьянова, который выполнил Салават Щербаков, — рассказала Мария Водопьянова. — Так вот, как-то в Московском метро на станции «Давыдково» я обратила внимание на масштабное панно о челюскинской эпопее, выполненное им же. Попросила у Салавата Александровича оригинал фотографии и разрешения использовать эту композицию — нанести на памятную тарелку.
Далеко не всё
Так прямо на открытии стало ясно, что экспозиция хоть и постоянная, но будет пополняться. На это надеется и помогавший в её составлении исследователь российской и конкретно липецкой авиации подполковник запаса Сергей Ковалёв, который подчеркнул, что, конечно же, пространства зала не хватает, чтобы в полной мере показать весь масштаб исторических событий, рассказать обо всех знаковых фигурах липецкой авиации без исключения.
— Тем не менее очень рад, что такая выставка открылась у нас в Липецке, — отметил он. — Хотя, наверное, она должна была появиться лет на 30 раньше.
Эту мысль поддержал и Герой России лётчик, заместитель председателя Липецкого областного Совета депутатов Владимир Богодухов. Он вспомнил, как раньше на местной многоэтажке красовалась гордая надпись: «Липецк — город металлургов и авиаторов».
— Хорошо бы такую надпись восстановить, — подчеркнул он.
Вице-губернатор Юлия Котлярова одобрительно покивала головой.
— Липецк, действительно, город авиаторов, — сказала она. — Это наша гордость. Этот зал станет одной из визитных карточек города.
Похоже, Липецк взял курс на повторное возведение на должный пьедестал небесных тружеников.
— Авиационная история — один из столпов, на которых стоит наш город, — заключил директор Липецкого областного краеведческого музея Александр Гепалов.
Таких «столпов» в лицах немало. Вспомним лишь несколько. Это и Николай Саков — в 1916 году он создал и возглавил Липецкие аэропланные мастерские. И героически погибший в 1992 году Суламбек Осканов, который отвёл падающий на посёлок Хворостянка самолёт в поле, спасая ценой собственной жизни мирное население. И совсем ещё свежая боль — Олег Пешков, расстрелянный с земли боевиками при спуске на парашюте после катапультирования в 2015-м в Сирии. И Александр Харчевский, навсегда ушедший в небо в августе этого года. Он был начальником Липецкого авиацентра с 2000 по 2015 год, ведущим лётчиком пилотажной группы «Соколы России» с 2006 по 2015 год. Именно он летел в 2000 году на Су-27УБ с тогда ещё исполняющим обязанности президента России Владимиром Путиным в Чечню.
«Живите весело!»
Церемонию торжественного открытия выставки завершили словами Михаила Водопьянова, который всегда говорил: «Живите весело!». Поэтому от официальных речей все многочисленные гости (а их было много! Буквально не протолкнуться!) перешли к обычному общению между собой. Изучая историю не по учебнику, а с шутками и прибаутками.
Последовать такому примеру отныне может каждый: по средам, пятницам, субботам и воскресеньям краеведческий ждёт посетителей с 10 до 19 часов, по четвергам — с 11 до 20.
Текст: Елена Мамцева
Фото: Сергей Паршин и из личного архива Анатолия Калужина