Первую домну НЛМК построили в 1934-м. С тех пор комбинат — главная опора города.
Международная сталелитейная компания Группа НЛМК, которая входит в пятёрку самых рентабельных металлургических предприятий мира, 7 ноября отмечает 90-летие своей основной площадки — Новолипецкого металлургического комбината.
Обитель металлургов
В Липецке комбинат построили не случайно. Место, где в XVIII веке появился наш город, испокон веков считалось обителью металлургов. Петровские заводы, про которые знает каждый липчанин, были не первыми металлургическими производствами на территории будущего Липецка.
Как пишет доктор исторических наук Наталия Козлова, этот район ещё в XVII веке отличался «высоким уровнем развития среди крестьянского и посадского населения железоделательных промыслов».
Верхний и Нижний заводы, построенные при Петре I, просуществовали почти весь XVIII. В 1795 году по указу Сената их закрыли как раз потому, что, потеряв военные заказы, они не смогли конкурировать с кустарными металлургическими производствами.
За забором курорта
В истории Липецка период, наступивший после закрытия заводов, описывается как эпоха города-курорта, в котором нет и следа металлургической промышленности. Между тем весь XIX век в городе дымили трубы металлургических производств братьев Миловановых и Быхановых.
Два из них стояли прямо за забором курорта — один примерно на том месте, где в наши дни построили здание арбитражного суда, другой — там, где сегодня находится спорткомплекс «Динамо».
Наконец в 1900 году построили Сокольский металлургический завод. Нельзя, правда, сказать, что он был в городе, потому что Сокол в состав Липецка включили только в 1959 году, но находился он так близко к городу, что во всех официальных документах 1920-х — 1930-х годов его называли липецким.
Были другие варианты
Можно спросить, почему в Липецке решили построить ещё один металлургический завод, вместо того чтобы увеличить мощности «Свободного сокола»? На самом деле в Госплане предусматривали и такую возможность.
Там на всякий случай сделали предварительные расчёты и пришли к выводу, что новый завод можно и не строить, а просто к двум доменным печам, которые работали тогда на заводе «Свободный сокол», добавить ещё три. Но этот план не стали претворять в жизнь. Возможно потому, что сокольскому заводу просто некуда было расширяться, чтобы осуществить те мечты и фантазии, которые связывали тогда с новым витком развития металлургии в Липецке. В конце 1920-х годов многим и в Москве, и в Воронеже будущий завод представлялся как комбинат, где начнут не только выплавлять чугун, но и делать из него всё, что делают из железа.
«Развёртывание работ, — говорится в отчёте облисполкома, опубликованном в 1929 году, — мыслится путём создания мощного металлургического комбината, включающего в себя доменный, прокатный, коксовый, железоделательный, чугунолитейный, механический, цементный, тракторный и другие заводы».
Думали долго
Редко пишут и говорят о том, что Липецкий металлургический комбинат не был в ряду первоочередных новостроек первой пятилетки, которая началась в 1928 году. В списке новых метзаводов, которые предполагалось построить, липецкий стоял на десятом месте.
Возможность и целесообразность строительства НЛМЗ долго обсуждалась в верхних эшелонах власти. В Госплане и в правительстве не исключали вероятность «замены этого объекта значительным расширением мощности вновь создаваемых металлургических заводов, расположенных в более благонадёжных по сырьевой базе и энергетическим ресурсам районах».
Зов земли
Все металлургические заводы, построенные в годы первой и второй пятилеток, привязывали к рудным районам: есть руда — строим завод, а уголь можно и привезти. На Урал, например, уголь возили из Кузбасса, а в Липецк — из Донбасса.
Промышленные запасы руды в наших краях ещё в конце XVII века разведал Рудокопный приказ, которым командовал тогда дьяк Кузьма Борин, тот самый, который позже вместе с Никитой Аристовым построил первый чугуноплавильный завод на дворцовых землях в Романовском уезде и дал имя селу Боринскому.
В то время, когда обсуждался вопрос о строительстве в Липецке мощного металлургического завода, запасы руды оценивались в 85 млн тонн, не считая залежей руды в Задонском районе. Это, конечно, не так много, как в районе Магнитогорска, где в те же годы построили знаменитую Магнитку.
Там только в одной Магнитной горе было 400 млн тонн руды. И уж тем более липецкие месторождения нельзя сравнивать с Курской магнитной аномалией (КМА) — там запасы руды оцениваются в 30 млрд тонн.
Тем не менее при той мощности производства, которая планировалась для НЛМЗ, местной руды заводу могло бы хватить на 26 лет. Так, между прочим, и вышло, если сминусовать четыре года войны, когда НЛМЗ практически не выплавлял чугун.
В 1964 году все шахты вокруг Липецка закрыли, и завод начал работать на руде Курской магнитной аномалии. Сегодня комбинату принадлежит Стойленский горно-обогатительный комбинат (СГОК), который разрабатывает одно из самых крупных месторождений КМА.
Отмашку дали в 1931-м
То, что строительство НЛМЗ всё же включили в первый пятилетний план, ставят в заслугу Иосифу Варейкису, который был в то время первым секретарём Центрально-Чернозёмного обкома и мечтал о «преобразовании бывших нищенских губерний в индустриальный центр».
Конечно, Варейкис настаивал, где только мог, что строить завод в Липецке необходимо, но ясно, что построили НЛМЗ не из-за его настойчивости, а из-за факторов экономического характера. В первую очередь потому, что в центре России нужен был крупный металлургический завод.
Для его строительства больше, конечно, подходил бассейн КМА, но громадные запасы тамошнего магнитного железняка добывать в ближайшее время не планировали — там геологи ещё не закончили свою работу. Первую пробную плавку курской руды провели только в ноябре 1935 года на липецком заводе «Свободный сокол». Как раз в те же дни запустили вторую доменную печь на НЛМЗ.
Так или иначе, 25 февраля 1931-го решение о строительстве НЛМЗ приняли, и летом того же года взялись за дело. Во всех документах того времени стройка называлась Липецкстроем — НЛМЗ строил трест «Липецкстрой», который специально для этого и создали.
3 года, 9 месяцев и 2 дня строили первую домну НЛМЗ
Чугун и хлеб
Историю тех лет до сих пор пишут, опираясь на рапорты партийного руководства стройки, и мы мало знаем, какой дорогой ценой дались первые две домны НЛМЗ. Их строительство совпало с голодом 1932–1933 годов. Тогда даже в сельской местности, где у людей был хоть какой-то клочок земли, не было спасения от голодной смерти.
Секретарь Хлевенского райкома Родионов летом 1933 года «секретно» и «весьма спешно» писал в почтотелеграмме секретарям ячеек ВКП(б), что «за последнее время, особенно в колхозах и сельсоветах, испытывающих продовольственное затруднение, имеются случаи, когда в один день по десятку человек умирают». За первые 10 дней июля 1933 года, например, в районе от голода умерло 302 человека.
Каждый третий
В 1932-м на стройке работали 4 тысячи человек, в 1933-м — 8 тысяч. Это притом что в самом Липецке накануне строительства жило всего 23 тысячи человек. Город в то время был чуть больше, чем сегодня Лебедянь. Если основываться на фактах, получается, что в великом строительстве НЛМЗ участвовал каждый третий липчанин.
«Все трудности преодолены»
В спецсообщении помощника начальника 6-го отделения секретно-политического отдела ОГПУ Александра Рассказчикова говорится, что 17 июля 1933 года «на Сырских железных рудниках и Липецкстрое хлебные нормы снижены на 100 граммов».
Это привело к недовольству сезонных рабочих, среди которых особо возмущённые, имея в виду руководство стройки, мечтали «передушить эту сволочь». В этом же сообщении Рассказчиков пишет, что «столовая каменных карьеров Липецкстроя на 600 рабочих готовит только 400 обедов, ежедневно 200 человек остаются без обеда, в столовой очереди, давка, скандалы, драки».
Но, как справедливо писали советские историки, «все трудности были преодолены», и 7 ноября 1934 года в 19 часов 30 минут доменная печь НЛМЗ выдала первые 64 тонны чугуна. Кто-то посчитал, что рабочие построили домну за три года, девять месяцев и два дня.
64 тонны чугуна — такой объём выдала впервые доменная печь завода. Это случилось 7 ноября 1934 года в 19 часов 30 минут
Своим умом
В тот день, кроме того, что в строй вступил новый металлургический завод, произошло ещё одно важное для отечественной металлургии событие. На всех металлургических заводах, построенных в годы первой пятилетки, печи запускали под руководством американских специалистов из штата Огайо.
В Липецке это сделали уже без их помощи — у нас появились свои классные специалисты. В третьей пятилетке на заводе планировали построить ещё две большие печи. Но не построили.
Он не вернулся
Во время войны оборудование, то есть всё, что стояло над землёй, два раза увозили на Урал. Вторая эвакуация была переброской заводских комплектующих в один конец. Обратно они не вернулись. Из них построили Челябинский металлургический завод.
Поэтому, хоть и пишут, что после войны завод в Липецке восстановили, лучше сказать, что его построили во второй раз.
Чтобы на левом берегу опять появился металлургический завод, потребовалось шесть лет. В 1953-м «Липецкспецстрой» отрапортовал, что закончил восстановительные работы.
Первые на планете
Сегодня комбинат — это огромное количество самых разных производств, которые занимают примерно такую же площадь, как города Усмань и Чаплыгин вместе взятые. Всё это возвели в 1960-е — 1980-е годы. Если до войны на площадке НЛМЗ построили всего два крупных объекта, с 1950-го по 1959-й — 5, то с 1960-го по 1986-й — 22.
В те годы в металлургии происходили революционные изменения технологий, и НЛМК — если не всегда, то часто — оказывался в эпицентре этой революции. В 1960-е годы, например, именно на НЛМЗ, как пишут современные историки, первыми на планете освоили современные способы выплавки стали.
22 объекта было построено на площадках НЛМЗ с 1960-го по 1986 год. Ранее, с 1950-го по 1959-й, — всего 5, а в довоенный период успели возвести только два крупных объекта
Подготовились к конкуренции
Однако к началу нулевых годов, кода стало ясно, что НЛМК предстоит борьба на рынке не только с отечественными металлургическими заводами, но и с «мировыми лидерами сталелитейной отрасли», комбинат оказался к этому не готов. Поэтому осенью 2000 года совет директоров НЛМК принял Программу техперевооружения.
Главная цель программы — освоение передовых технологий и увеличение производственных мощностей. В этот проект инвестировали 750 млрд рублей. Как рассказывал бывший гендиректор комбината Владимир Настич, когда озвучили эту шокирующую цифру, на комбинате нашлось немало скептиков, которые говорили, что лучше «взять эти деньги и поделить».
Примерно половину из тех 750 млрд потратили на строительство новых производственных объектов, чуть меньше — на модернизацию старых и сравнительно небольшую часть — на приобретение новых предприятий.
Вовремя измениться
В итоге комбинат в два раза увеличил производство чугуна и стали, в том числе вдвое — выпуск электротехнических сталей. И главное, техперевооружение позволило НЛМК успешно конкурировать с мировыми лидерами сталелитейной отрасли: в 1993 году комбинат отправлял на экспорт 1,4 млн тонн своей продукции, после техперевооружения в 123 страны мира отправляет 10,9 млн тонн стали.
В начале нулевых годов с экономической карты Липецка и России исчезло сразу несколько флагманов машиностроения. Достаточно назвать липецкий тракторный и станкостроительный заводы. Многие эксперты считают, что это случилось в том числе и потому, что на них не проводилось техперевооружение, они со своей устаревшей технической и технологической базой просто не смогли конкурировать с европейскими игроками, которые появились тогда на российском рынке.
Текст: Виктор Унрау
Фото: архив «Первого номера», НЛМК