Искусство кино на фестивале «Липецкий выбор» представили кинематографисты России.
Кинофестиваль «Липецкий выбор» за 22 года своего существования стал и брендом, как сказала о нём когда-то актриса Елена Цыплакова, и статусным мероприятием, каким считают его «статусные» люди, и культурным событием, как говорят о нём те, кто его любит.
О самом что ни на есть настоящем кино
Фестиваль кино всегда сопряжён с открытиями. На 13-ый в истории «Липецкий выбор» российские авторы представили 25 новых киноработ. Их в Областном центре культуры и народного творчества оценивали профессиональное конкурсное жюри игровых и документальных фильмов и почти 3 тысячи липчан, способных распознавать и воспринимать коды и месседжи высокого искусства.
Во всех картинах, которые посмотрели жюри и зрители — это 16 документальных и 9 полнометражных игровых — несмотря на различие жанров, тем, стилей чётко просматриваются две темы — любовь и смерть. Бесконечное единство двух начал — Эроса и Танатоса — тайна, которая остаётся как привлекательной, так и непознаваемой ещё со времён древних мифов. В этом двуединстве победную силу имеет любовь. Так было сказано когда-то в «Песне песней» царя Соломона: «Воды великие не смогут погасить любовь, и реки её не затопят…» Так оно и прочитывается у новых авторов кинофестиваля.
Ирина Свешникова, сценарист и режиссёр документального кино, заслуженный деятель искусств России, председатель жюри документального кино «Липецкого выбора», ответила на вопрос о том, что было важнее всего в работах, в которых авторы реализовали свой профессиональный и человеческий потенциал: «Все картины объединяет любовь: к Отечеству, семье, делу, людям. И внимание к людям — это главное. Оно и делает кино настоящим».
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться…»
Поэтому только о любви мы и будем говорить. Лучшим документальным фильмом фестиваля признан «Паровозных дел мастер» 12+ режиссёра Павла Селина. Это картина о единственном в России и уникальном в мире мастере, восстанавливающем старинные паровозы. Его зовут Александр Грук, он живёт среди нас, и он гений. Неотмирность этого человека видится в его глазах. Он прочёл всю классику, может водить экскурсии по Петербургу, имеет отточенное мышление, которое отражается и в его речи. Но, будучи молодым, не отправил ни одного электронного письма и пользуется кнопочным телефоном. «Вы скажете, где такого мастодонта откопали? Но я даже рад, что молекулы вот так сложились во мне, — говорит он в фильме. — Письма мне поможет отправить жена или сын… Но у меня есть радость, что я хотя бы умнее котов, потому что умею пользоваться телефоном, а коты не умеют».
Александр подходит к воскрешённому своими руками и душой паровозу начала прошлого века, похлопывает по его металлическому боку — и мир для него исчезает: «Со вторым днём рождения тебя, дорогой!». Паровоз — живой организм, движущаяся историческая эстетика и просто невероятное счастье.
— В кинодокументалистике часто бывает дефицит героя. А здесь представлен портрет, — восхищается Ирина Георгиевна Свешникова. — Аплодисменты были в зале, когда картина завершилась! Таких людей, как главный герой — единицы. Он не просто мастер, рабочий — он художник, мыслящий академик. И этот кинофильм сделан современно художниками. Всё великолепно композиционно придумано. Авторы сумели кинематографически, изобразительным языком оживить и конструкции старинных паровозов, и всю ткань фильма.
…Что ж, поезда прибывают. А значит, российское кино живо.
«Высокопарных слов не стоит опасаться…»
Фильм «Владыка Никон» 12+ липецкого режиссёра Геннадия Никитина жюри отметило дипломом «За документальный портрет духовного наставника».
— Я хотел показать владыку Никона не как управленца митрополии, а как человека, который любит людей, — раскрывает концепцию фильма Геннадий Никитин. — Это на самом деле любящий архиерей. Его смирение, его страх Божий знают люди, бывающие в Задонском монастыре, знаю и я, потому что давно знаком с владыкой Никоном. Он мой духовный отец. Работа снята не по строгим режиссёрским канонам — это моё видение и тех людей, которым выпало общаться с владыкой Никоном.
На мой вопрос о том, какими словами можно приблизиться к определению духовного уровня этого человека, Геннадий Никитин ответил, что для владыки будет сейчас это неполезно.
Скажем так: он представитель феномена православного старчества, имя которому — любовь.
На экране двухсерийной картины, которую режиссёр снял не в составе солидной группы, а практически в одни руки, зато движимый благословением старца, предстаёт наш владыка сначала как священник, а затем в сане митрополита. Ничего в его облике, поведении не изменилось. «Ты будешь монашкой? — спрашивает он у девочки-прихожанки, стоя в притворе храма. — «Нет? А ты будешь монашкой?» — снова тревожится владыка, понимая, что духовная традиция может прерваться, измельчать. И вздыхает: «Кто же будет?..»
Это не просто фильм, который смотрим мы, но фильм, который смотрит нас. Благодарим режиссёра и организаторов фестиваля, особенно Сергея Новожилова и сотрудников ОЦКНТ, за возможность посмотреть такое кино.
«Ведь это всё любви счастливые моменты…»
На «Липецком выборе» стало понятно, что современный документальный экран — действительно пространство без границ. Из зрительного зала можно было наблюдать, что происходило даже в космосе. «Авдеев. Открытый космос» 12+ режиссёра Максима Кузнецова — фильм о человеке, который три раза побывал там, где Бог и тишина, космонавте Сергее Авдееве, удостоился фестивальной награды «Герою нашего времени». Впрочем, и сам герой прибыл на фестиваль с супругой Марией Побединской, которая является профессиональным журналистом и также была занята в съёмках.
— Я в космосе, а Маша на Земле, — говорит космонавт. — Так складывается работа и жизнь. Даже когда Сергей Васильевич выходил в открытый космос, то, вися на тросах, спрашивал: «Маша здесь?». У них с супругой была договорённость, что во время его выхода из корабля, она обязательно должна находиться в ЦУПе. Это придавало твёрдости и духовной гравитации, поскольку физическая гравитация в космосе отсутствует.
Фильм о человеке, влюблённом в землю, звёзды и самую яркую звезду своей жизни — Марию Побединскую — вызывает объективное доверие. «Я против фантастики и фантазий, которыми часто грешат жёлтые СМИ, когда делают материалы на космические темы. Однажды я снял на фотокамеру космический мусор, он имеет свойство мерцать. И через некоторое время увидел сюжет на РЕН ТВ об НЛО. Присмотрелся — это же мои фотографии, которые транслируют как документальное свидетельство существования инопланетного разума! Тогда подумал, что надо аккуратнее общаться с такими телевизионщиками».
«Авдеев. Открытый космос» — это фильм, который не уводит от реальности, а наоборот создаёт реальность максимальную. Предельное внимание камеры даёт возможность пережить с космонавтом-героем мгновения радости, удивления огромной Вселенной, напряжения, колоссальной усталости от работы, о которой никто из нас не имеет никакого представления.
«Давайте горевать и плакать откровенно…»
Можно назвать режиссёрскую работу Дарьи Разумниковой «Король бакланов» 12+ кино морального беспокойства. Киноповествование ведётся от лица мальчика Андрея. Он с семьёй, где все орнитологи, живёт в байкальском посёлке. Мальчик знает, что в будущем тоже станет орнитологом и будет помогать маме и дедушке. Он уже сейчас знает язык бакланов, хотя никто из взрослых ему не верит. Но вот на Байкал приходит беда — власти подписали документ об отстреле бакланов. Взрослые борются, осознавая своё бессилие. Тогда Андрей решает спасти бакланов, увести их, потому что знает птичий язык. Взрослые не ломают детскую мечту.
Финал реалити-фильма открыт: мальчик бежит по просёлочной дороге спасать птиц. В последнем кадре, словно из дула ружья, из темноты возникает фраза: «На момент съёмки фильма ситуация не изменилась».
— Документальное кино — это документ нашего времени, он рождаются сейчас, — говорит председатель жюри документальных фильмов Ирина Свешникова. — Без реконструкций, без игровых вставок. А наше время очень неспокойное. Это кино не пропагандистское. Но хочется верить, чтобы власти обратили внимание на это ценнейшее кино.
«Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова…»
О проблемах малой авиации севера, о фактическом её истреблении в постсоветское время говорит режиссёрский тандем Андрея Титова и Натальи Саврас в докфильме «Большое небо малой авиации» 12+, победившем в номинации «Надежда кинофестиваля».
Малой авиации, всем этим Ан-2, Ми-8, Як-40, Ан-28 обрезали крылья, в результате чего люди севера, Дальнего Востока и Сибири — в труднодоступных районах, где самолёт — единственно возможное транспортное средство — лишены доставки медикаментов, врачебной помощи, вообще любого полноценного сообщения, а значит, жизни.
Заслуженный пилот и замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов говорит в фильме о проблеме малых аэродромов: «В СССР было 1400 аэродромов сейчас осталось 200 с небольшим». Другой лётчик констатирует: «В Москве чиновником с зарплатой в 500 тысяч рублей не выгодно принимать рискованные решения. Поэтому лучший самолёт для них — стоящий на земле».
Хочется, чтобы такой фильм достучался до властных кабинетов. Во имя людей.
«Поскольку грусть всегда соседствует с любовью»
Жюри игрового кино, помимо других дипломов, проголосовало за лучшую мужскую роль, отдав предпочтение фильму «Остров Юрьева» 12+ режиссёра Александра Баршака. Диплом фестиваля получил актёр Егор Кенжаметов. Картина снималась 5 лет из-за нехватки средств. Это настоящее авторское кино, у которого обычно сложная прокатная судьба. Благодаря фестивалю можно увидеть и оценить фильмы такого уровня.
Молодой музыкант Виктор, попавший в аварию, не может больше заниматься музыкой. Жизнь его не ладится: работа на почте, развод с женой. Однажды он узнаёт, что в день его рождения умер мореплаватель-исследователь Юрьев, который открыл остров — самую крайнюю южную точку России, но погиб, не доплыв до него. Впечатлительный музыкант отправляется во Владивосток, чтобы добраться до острова, потому что считает себя перерождённым Юрьевым. Его попутчиком становится странный парень (роль Егора Кенжаметова), который для солидности выдаёт себя за освободившегося уголовника. Вместе они добираются до края света — Владивостока — до точки своей мечты.
Не всегда фильмы «про» означают «фильмы о». Так и здесь мечта и любовь в финале просвечивает через фабулу повествования. Чем всё закончилось? Любовью. Виктор, испытавший себя, возвращается к любви в свой город, а его спутник — «уголовник» находит свою судьбу во Владивостоке.
Так, кажется, сбываются слова Андрея Белого: «Синематограф! Сколько целомудренной грусти! Синематограф! Он возвращает нам простые истины».
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото из архива ОЦКНТ