Наталья Сосновская: «Играйте больше!»

В Липецком Доме музыки беседуем с его хозяйкой  художественным руководителем Натальей Сосновской. Поводом для разговора стал прошедший фестиваль с названием-оксюмороном «Современное в традициях» 6+. Этот фестиваль за 9 дней, вырастая из духа музыки, стал музыкой духа исполнителей и гостей.

Дорогие зрители, мы с нетерпением

 Не музыкально, а несколько образно определила я миксовый характер фестиваля. Но всё-таки, мне кажется, это правильное именование, которое влечёт правильное отношение к явлению, не так ли?

 Так и есть. Разнообразие, неожиданность сочетаний уже стали нашей визитной карточкой. И фестиваль «Современное в традициях» 6+ в Доме музыки включил в себя симфонические и духовые произведения, и танец, и живопись, и театр. Фестиваль  это ведь праздник многожанровый, для разных зрительских групп. Мы представили произведения, хорошо известные публике и совершенно незнакомые. Их исполняли как именитые, имеющие определённую статусность музыканты, так и молодые перспективные артисты.

 Из чего вызрела идея объединения традиций и современности?

 Из самой музыкальной культуры. Музыканты очень любят и ценят свои традиции. И часто в этих традициях заложены основы того, что мы с вами слышим через 100, 200, а то и 300 лет. Более того, иногда бывает, что композиторы, далеко стоящие от нас во времени, оказываются намного ближе нам, чем современники. Они более понятны, больше нас волнуют. Поэтому мы решили объединить современное и традиционное и представить публике.

Естественно, современность у нас выражена прежде всего сегодняшними композиторами. Например, Дмитрий Гусев приехал из Санкт-Петербурга со специально написанной для фестиваля оперой «Дневники девушки», которую исполнили наши артисты. В ней необычный состав: задействовано не только сопрано, но и оригинальный ансамблевый аккомпанемент и два драматических актёра. Также современность была представлена липецким композитором с прекрасным образованием Гнесинской школы Алексеем Вершининым, который является автором опер, симфонических произведений и камерной музыки.

«Их календарь и вся земная слава»

 Фестиваль и открытие сезона в целом примечательны тем, что инициатива проведения пришла от артистов, а не от руководства,  подчёркивает Наталья Сосновская.  Мы гордимся, что в Доме музыки появляется всё больше коллективов и исполнителей, мыслящих не локально, а масштабно, готовых продуцировать идеи, которые руководство просто корректирует, дополняет и даёт финансовую возможность для исполнения.

Часто это молодые артисты. Вот сейчас тот редкий случай, когда здесь присутствует артистка Дома музыки и симфонического оркестра, виолончелистка Эльвира Бокова. Фестиваль «Современное в традициях» как раз её идея. На афише она значилась как его музыкальный руководитель, а я ей просто помогала.

Мне как художественному руководителю Дома музыки нравится давать возможность молодым исполнителям заниматься важными проектами, я не боюсь этого. У адекватного руководителя не должно быть никакой ревности или боязни того, что молодые пойдут дальше в профессии. Так положено следующему поколению. И когда ко мне приходят музыканты и говорят, что хотели бы учиться в магистратуре, аспирантуре или ассистентуре, делаю всё, чтобы они эти планы осуществили. Мы делаем ставку на развитие молодых. Пусть они пойдут дальше в иные, высшие музыкальные структуры. Дом музыки стал кузницей кадров не только для липецких коллективов, но и для московских, петербургских. Да, чуть-чуть обидно, но, с другой стороны, в этом наше предназначение  способствовать развитию собственных музыкантов, делать всё, чтобы именно липецкие исполнители везде звучали, звенели, их становилось всё больше. Увидеть уже сейчас, как будет в дальнейшем развиваться и широко распространяться культура Липецкой земли именно благодаря этим артистам.

Вместе творить чудо

 Мне кажется, всему коллективу это даёт обширный взгляд на мир, расширяет музыкальное сознание посредством творчества молодых исполнителей. У вас же столько смелых, нестандартных сочетаний в концертной деятельности! Я знаю, что симфонический оркестр Дома музыки может запросто исполнить не только классику, но и классику рока, например.
 Да, мы коллектив в хорошем смысле слова хулиганский. Мало где можно увидеть, чтобы соединился духовой оркестр с симфоническим. А мы это культивируем. Я специально занимаюсь тем, что ищу произведения, где будет возможно соединение, казалось бы, музыкальных антиподов. Если вы откроете афишу, то увидите в открытии сезона программу «Музыка сфер». К ней я искала сочинения для органа, симфонического оркестра и хора, чтобы слить воедино. В этом единении, мне кажется, наша самая большая сила. Потому что мы  Дом, мы должны быть вместе.

Вопрос  ответ

 Наталья Георгиевна, в Липецкий Дом музыки зрители часто приходят не только чтобы послушать концертные произведения, но и чтобы пообщаться с музыкантами. Как показывает себя практика Q and A (вопрос  ответ)?
 Музыка  это активный творческий процесс, и она не существует сама в себе и для себя. Запустив проект «Без рояля», который получил огромную известность, музыканты вошли в формат прямого общения со зрителями. Ребята играют произведение таким оригинальным, камерным ансамблем (кларнет, фагот, виолончель и скрипка), а затем зрители задают вопросы. Те, кто хочет понять смыл и формы музыки, вообще как играет тот или иной музыкальный инструмент, сколько нужно заниматься, чтобы так сыграть. То есть в диалоге музыканты раскрывают какие-то секреты профессионального мастерства. Я иногда ругаю их: «Играйте больше!». Но слушателям нравится живое общение. Программа «Без рояля» показала, что она обладает просветительским и даже воспитательным эффектом. Потому что с ней наши артисты выступают не только перед взрослыми, но и перед детьми.

Территория музыки

 Как я поняла, Дом музыки открыт для всех возрастов без ограничений. Чтобы этого добиться, обращаясь к прекрасному искусству музыки, прекрасным должно быть всё, включая здание. В чём особенность строения дома, где живёт музыка?

 Вообще архитектурная тайна Липецкого Дома музыки существует. Она заключается в том, что здание, которое спроектировал прекрасный архитектор Мирон Владимирович Мордухович, с точки зрения акустики является одним из лучших в Липецке. У нас можно разговаривать без микрофона. А музыку во время концерта можно слушать даже в холле, в коридоре или  ещё лучше  за стеной, что я люблю делать, и все артисты это знают. Звук летит, отскакивает от дальней стены, возвращается к тебе через стену, и получается, что звуком оказываешься полностью окружён.

Да, есть у нас проблемы. Раньше здесь были деревянные стулья и полы, которые улучшали акустику. Сейчас постелили покрытие, это съело 1020 процентов звука. Но всё равно зал хорош именно для акустических концертов. Не очень хорош, когда электроника выступает, потому что возникает большое эхо. Но проблема решается хорошими акустическими системами, профессиональными звукорежиссёрами, которые умеют всё это наладить. И в Липецке вряд ли будет зал лучше этого по акустике.

Здесь есть ещё одна особенность  холл. Когда Мордухович побывал в здании московской филармонии, он поразился убранством холла: гранит, мраморные колонны, мраморные светильники. И наш холл он построил как маленькую копию столичного филармонического  в традициях советского барокко. Мы к своим мероприятиям приурочиваем в нём различные выставки: живописи, скульптуры. Он стал таким смысловым, фактурным пространством внутри Дома музыки.

Пути зовут и блещут

 Полагаю, тот темп, который задал фестиваль в начале сезона, вы будете сохранять  и в плане экспериментов, и вообще если говорить о большом синтезе искусств в Доме музыки?

 Конечно, нас прошлый сезон и начало наступившего вдохновили! Будем продолжать органные концерты, которые в прошлом году аншлагово были встречены слушателями. Если раньше у нас органисты выступали раз в два месяца, то теперь каждый месяц будет проходить органный концерт. В ноябре к нам приедет известная органистка из Минска Мария Бельтюкова-Цигельман. То есть органными концертами мы вошли уже не только во всероссийский, но и в международный формат.

Орган у нас будет представлен не только как сольный инструмент, но и в союзе с симфоническим оркестром, а также аккомпанементом к камерному хору. И джазовый орган будет.

Естественно, не забываем о юбилеях композиторов. В этом году к памятной дате Альфреда Шнитке мы подготовили программу, впервые здесь прозвучит его музыка. Состоится концерт, приуроченный к юбилею Исаака Дунаевского.

Ещё одна дата, без которой не обойдёмся, связана с победой в Великой Отечественной войне. У нас есть программа «Музыка победы для симфонического оркестра», хора. Она будет трансформирована, обогащена новыми произведениями.

Мы продолжаем детскую программу, поддержанную фондом Владимира Спивакова. Конечно, будут гастроли иногородних музыкантов. К нам приедут из Москвы: скрипач Родион Замуруев, виолончелист Рустам Комчаков и замечательная скрипачка Юлия Игонина. Впервые Липецк посетит с концертом Владислав Косарев, известный исполнитель романса.

Путей  планов много. Мне бы хотелось реализовать всё задуманное.

Виолончелистка Эльвира Бокова:

 У нас музыканты стараются не замыкаться в рамках одной музыкальной традиции. Это делает коллектив не только шире, но и глубже, вообще масштабнее, когда помимо своей классической программы исполняют иностилевую музыку. С прошлого концертного сезона у нас джаз зазвучал по-новому. Представитель нового поколения музыкантов, руководитель джазового оркестра Дмитрий Стульнев нашёл сцепку для музыки, созданной для биг-бенда, и традиционной. Дирижёр и руководитель симфонического оркестра Константин Барков прекрасно умеет собирать классическое произведение и столь же прекрасно чувствует ритмику эстрадно-джазовой музыки. Поэтому тоже будет радовать всех оригинальными программами. Это же такой драйв и для артиста, и для зрителей! А ещё я хотела бы отметить, что, развиваясь, мы не боимся отдавать свои произведения на исполнение другим музыкантам. Надо что-то придумывать, делать, играть и со всеми делиться. Только тогда ты можешь быть хорошим, достойным музыкантом. Это так работает: отдавая, получаешь больше.

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото из архива «Первого номера»