В липецком «Технопарке» подвели итоги областного конкурса «Лучший молодой предприниматель».
Конкурс организован региональным отделением Ассоциации молодых предпринимателей России. 80 предпринимателей подавали заявки на конкурс, 30 — дошли до финала, 10 — заняли первые места в 10 номинациях, остальные разделили серебро и бронзу.
Зачем нужен конкурс?
Раньше было соцсоревнование — рабочие соревновались друг с другом, что, по мысли организаторов производства, должно было привести к росту производительности труда на предприятиях. Зачем соревноваться предпринимателям, которые и так ведут между собой изнурительную конкурентную борьбу?
Многие из тех, кто дошёл до финала, говорят, что пришли в актовый зал «Технопарка», чтобы заявить о себе миру. Молодой педагог-психолог Анастасия Ходус, которая заняла первое место в номинации «Интернет-предпринимательство», живёт по принципу: прожить одну жизнь, чтобы спасти тысячи, и мечтает создать свой психологический центр.
— Я пришла сюда заявить о себе, — говорит она, — заявить, что я молодой педагог, молодой специалист, который использует самые современные технологии в своей работе с детьми.
Мысль и фантазия
— Я думаю, соревнования между предпринимателями, кроме того, что они нужны лично им для профессионального роста, нужны и власти, — комментирует уполномоченный по защите прав предпринимателей в Липецкой области Александр Бабанов. — Власти они нужны для того, чтобы выявлять наиболее интересные для неё темы и впоследствии поддержать направления, необходимые для города и области. Мы со своей стороны, посмотрев проекты, можем дать какие-то рекомендации, которые учтут Фонд развития промышленности и другие организации, поддерживающие бизнес.
— Русские вообще очень инновационные товарищи, — считает гендиректор компании «Янтарь-Техника» и первый вице-председатель Липецкого регионального отделения «Опоры России» Андрей Плотников. — У нас высокий интеллектуальный уровень, у русского предпринимателя есть мысль и есть фантазия. Но ему всегда не хватает денег и, может быть, внимания. В России выживаемость такая: 19 новых предприятий из двадцати закрываются. Смертность высокая, и поэтому малый бизнес нужно поддерживать, в том числе и такими конкурсами.
Не от мира сего
В Липецкой области на сегодняшний день зарегистрировано 39,5 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей, которые работают в сфере малого и среднего бизнеса. Это примерно 3,25% от тех 1,2 млн человек, которые живут в регионе. Исполнительный директор Липецкого регионального отделения «Деловой России» Сергей Бугаков отмечает, что, по статистике, бизнесом способны заниматься только 5% людей.
— Предприимчивых людей не так много, — говорит он. — Это те дети, которых — в переносном, конечно, смысле — не задушили всякими ограничениями в детском саду и школе. Это, как правило, энергичные молодые люди, которые ищут себя, которые способны на рискованные шаги. Не знаю, с чем это связано, но они не зашорены, ясно видят свою цель и смело к ней идут. Здесь как раз вы можете насмотреться на этот редкий тип людей.
Дома по цене квартиры
В качестве типичного примера современного молодого предпринимателя можно взять лидера строительной компании MEHAUZ Дмитрия Логачёва, у которого была, пожалуй, самая яркая и экспансивная презентация проекта.
Основная идея его бизнеса состоит в том, чтобы строить и продавать загородные дома по цене сопоставимых по площади квартир в многоэтажках.
По данным экспертов РБК, дома в частном секторе стоят сегодня в среднем на 51% дороже квартир на первичном рынке и на 69% — на вторичном. Чтобы удешевить свой продукт, команда Логачёва принципиально отказалась, например, от коридоров и облицовочного кирпича.
— В коридоре можно поставить только шкаф, — рассказывает Логачёв. — Давайте посчитаем, во что это обойдётся. Если сегодня метр жилья на первичном рынке в Липецке стоит от 55 тысяч рублей, то коридор в 10 квадратных метров обойдётся в 550–600 тысяч. Ещё 600 тысяч наш покупатель экономит на облицовочном кирпиче. В наших домах его нет. Он никак не влияет на теплопроводимость, а просто выполняет эстетическую функцию. Но не менее эстетично выглядит минимализм, то есть просто оштукатуренная стена.
Дом как для себя
Однажды Логачёв обратил внимание на то, что в Липецке нет современных симпатичных загородных домов. Все, говорит он, думали, что их никто не будет покупать, но, как оказалось, их не покупали, потому что их никто не строил.
— Мы придумали и спроектировали такие дома, в которых хотели бы жить сами и в которых хотели бы жить наши ровесники, — продолжает Логачёв. — Это дома в современном стиле, с ремонтом и мебелью, и мы точно знали, что рынку они нужны. Мы так верили в себя и в наши проекты, что продали свои дома, квартиры и машины, чтобы вложить их в это дело.
Экспансия ва-банк
Команда Логачёва, по его словам, совершила все ошибки, какие только можно было совершить. Первое время были убытки, но они шли ва-банк, занимали деньги, инвестировали их в свои проекты и добились успеха. В прошлом году, например, оборот компании MEHAUZ составил 100 млн рублей.
— Я научился работать в условиях неопределённости, — рассказывает Логачёв. — Они нравятся мне тем больше, чем больше в них азарта и куража. За 10 лет карьеры я освоил навыки кризис-менеджера, и иногда даже некомфортно себя чувствую, если всё идёт по плану.
В течение 10 лет компании MEHAUZ планирует, как написал в своей заявке на участие в конкурсе Дмитрий Логачёв, «произвести экспансию со своими проектами домов на российский рынок», и тогда в каждом городе будут их уникальные дома.
Это хороший проект, правда, первое место в номинации «Производство» отдали не Дмитрию Логачёву, а Павлу Григорову, владельцу цифровой типографии «Деловая клякса». Дело здесь, может быть, в том, что проект Григорова социально более значимый. Логачёв открыл всего пять рабочих мест, а Григоров — 63. Как заметил Плотников, бизнес хоть и существует для того, чтобы из некоторого количества денег сделать денег ещё больше, но всё же предполагает, что нужно не брать, а отдавать.
Светлые люди
Екатерина Мещерякова, руководитель семейной фермы Мещеряковых, на которой кроме неё работают её родители, сын и дедушка, совсем не похожа на крестьянку.
У неё три высших образования — экономическое, юридическое и психолого-педагогическое. Все три факультета она закончила с красным дипломом и сейчас с утра до ночи возится со своим пока небольшим хозяйством.
У неё довольно приличная для семейной фермы ягодная плантация, 5 коз, 20 кроликов, 30 кур, 25 уток, 14 индюшек и 28 гусей. Недавно она выиграла грант «Агростартап» и сейчас реконструирует сараи, чтобы поселить там уток-мулардов и перепелов.
Востребованная мечта
— У меня давно уже, лет, наверное, десять, была мечта заниматься сельским хозяйством, — рассказывает Мещерякова. — В меня любовь к этому вложили дедушка с бабушкой. У них всегда были поросята, бычки, другая живность, и в детстве, когда я приезжала в деревню, всегда помогала по хозяйству. Думаю, что сейчас, во время санкций, работать на семейной ферме очень актуально. Государство сегодня очень хорошо помогает фермерам, спрос на качественную продукцию есть. У нас пока маленькие объёмы производства, но уже сейчас те, кто работает в сфере общепита, в различных точках сбыта, пишут нам: как только вы выйдете на определённый уровень, мы хотим с вами сотрудничать.
Купить легко, продать сложно
По-прежнему многие молодые люди выбирают в качестве бизнеса торговлю. С девяностых мы привыкли думать, что это самое простое дело, которое сводится к элементарной бизнес-модели: там купил, тут продал.
— Нет, — говорит первый заместитель начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области Людмила Воронина. — Спросите любого предпринимателя, и он вам скажет, что самое сложное в любом бизнесе не произвести, а продать. Прежде чем начать своё дело, нужно сначала изучить рынки сбыта, понять, что будут покупать, а что не будут, и после этого открывать производство. Поэтому в торговле, которая имеет дело только с продажами, работать очень непросто. Тем не менее многие начинающие предприниматели пробуют себя в этой сфере. Например, благодаря им у нас очень хорошо развивается малоформатная торговля.
С чашечки кофе…
Елена Маслакова, которая заняла первое место в номинации «Торговля», владеет сетью небольших кофеен самообслуживания в сёлах нескольких районов Липецкой области.
Она рассказывает трогательную историю о том, как у неё появилась мысль открыть свою маленькую кофейню и как она воплотила свою мечту в жизнь. В то время, когда эта история началась, она была в декрете, часто гуляла со своим малышом в ненастную погоду, и ей всегда хотелось выпить чашечку кофе и согреться.
Но кофе нигде не продавали, и тогда она решила, как в таких случаях говорят, сама идти к горе, которая не шла к ней. Правда, у неё была идея, но, как и сказал про всех русских людей из народа Андрей Плотников, не было денег.
…до трех миллионов
— Тогда я думала: «Господь дал мне ребёнка, подаст и на ребёнка», — рассказывает Маслакова. — И вот я случайно узнаю из СМИ о выплате «Социальный контракт», который предоставляется жителям с доходом ниже прожиточного минимума. Обратилась в соцзащиту. Меня попросили составить бизнес-план. По вечерам, уложив спать ребёнка, я занималась обоснованием своей идеи, успешно её защитила, и вот мне сообщают: «Выплата будет направлена на ваш расчётный счёт в течение трёх дней». Меня переполняло тогда не только чувство радости, но и чувство тревоги, но я твёрдо знала, что бизнес-идею необходимо реализовать!
В 2023 году оборот восьми кофеен Елены Маслаковой составил около 2,2 млн рублей, а чистая прибыль — 1,3 млн. Это в три с лишним раза больше, чем зарабатывает за год рядовой бюджетник.
Заразительная энергия
Организатор конкурса, известный в Липецке предприниматель и общественный деятель, председатель регионального отделения Ассоциации молодых предпринимателей России Антон Сидоров говорит, что его порадовали энтузиазм молодых предпринимателей и искренность, с которой они рассказывали о своих проектах и планах на будущее.
— Это дерзкие и умные молодые люди, — считает он. — Они не боятся идти туда, где очень высокая конкуренция. И у них получается. Я думаю, что они даже заставят подвинуться состоявшихся, скажем так, «махровых» предпринимателей. Я пришёл в ассоциацию в том числе и для того, чтобы общаться с этими людьми. Они подпитывают меня энергией, и когда я вижу их горящие глаза, то мне тоже хочется где-то что-то новое придумать, не останавливаться на достигнутом и почувствовать себя двадцатилетним.
Текст: Виктор Урнау
Фото: Сергей Паршин, из архива героев