Дерзкие и умные

Дерзкие и умные

В липецком «Технопарке» подвели итоги областного конкурса «Лучший молодой предприниматель».

Конкурс организован региональным отделением Ассоциации молодых предпринимателей России. 80 предпринимателей подавали заявки на конкурс, 30  дошли до финала, 10  заняли первые места в 10 номинациях, остальные разделили серебро и бронзу.

Зачем нужен конкурс?

Раньше было соцсоревнование  рабочие соревновались друг с другом, что, по мысли организаторов производства, должно было привести к росту производительности труда на предприятиях. Зачем соревноваться предпринимателям, которые и так ведут между собой изнурительную конкурентную борьбу?

Многие из тех, кто дошёл до финала, говорят, что пришли в актовый зал «Технопарка», чтобы заявить о себе миру. Молодой педагог-психолог Анастасия Ходус, которая заняла первое место в номинации «Интернет-предпринимательство», живёт по принципу: прожить одну жизнь, чтобы спасти тысячи, и мечтает создать свой психологический центр.

 Я пришла сюда заявить о себе,  говорит она,  заявить, что я молодой педагог, молодой специалист, который использует самые современные технологии в своей работе с детьми.

Мысль и фантазия

 Я думаю, соревнования между предпринимателями, кроме того, что они нужны лично им для профессионального роста, нужны и власти,  комментирует уполномоченный по защите прав предпринимателей в Липецкой области Александр Бабанов.  Власти они нужны для того, чтобы выявлять наиболее интересные для неё темы и впоследствии поддержать направления, необходимые для города и области. Мы со своей стороны, посмотрев проекты, можем дать какие-то рекомендации, которые учтут Фонд развития промышленности и другие организации, поддерживающие бизнес.

 Русские вообще очень инновационные товарищи,  считает гендиректор компании «Янтарь-Техника» и первый вице-председатель Липецкого регионального отделения «Опоры России» Андрей Плотников.  У нас высокий интеллектуальный уровень, у русского предпринимателя есть мысль и есть фантазия. Но ему всегда не хватает денег и, может быть, внимания. В России выживаемость такая: 19 новых предприятий из двадцати закрываются. Смертность высокая, и поэтому малый бизнес нужно поддерживать, в том числе и такими конкурсами.

Не от мира сего

В Липецкой области на сегодняшний день зарегистрировано 39,5 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей, которые работают в сфере малого и среднего бизнеса. Это примерно 3,25% от тех 1,2 млн человек, которые живут в регионе. Исполнительный директор Липецкого регионального отделения «Деловой России» Сергей Бугаков отмечает, что, по статистике, бизнесом способны заниматься только 5% людей.

 Предприимчивых людей не так много,  говорит он.  Это те дети, которых  в переносном, конечно, смысле  не задушили всякими ограничениями в детском саду и школе. Это, как правило, энергичные молодые люди, которые ищут себя, которые способны на рискованные шаги. Не знаю, с чем это связано, но они не зашорены, ясно видят свою цель и смело к ней идут. Здесь как раз вы можете насмотреться на этот редкий тип людей.

Дома по цене квартиры

В качестве типичного примера современного молодого предпринимателя можно взять лидера строительной компании MEHAUZ Дмитрия Логачёва, у которого была, пожалуй, самая яркая и экспансивная презентация проекта.

Основная идея его бизнеса состоит в том, чтобы строить и продавать загородные дома по цене сопоставимых по площади квартир в многоэтажках.

По данным экспертов РБК, дома в частном секторе стоят сегодня в среднем на 51% дороже квартир на первичном рынке и на 69%  на вторичном. Чтобы удешевить свой продукт, команда Логачёва принципиально отказалась, например, от коридоров и облицовочного кирпича.

 В коридоре можно поставить только шкаф,  рассказывает Логачёв.  Давайте посчитаем, во что это обойдётся. Если сегодня метр жилья на первичном рынке в Липецке стоит от 55 тысяч рублей, то коридор в 10 квадратных метров обойдётся в 550600 тысяч. Ещё 600 тысяч наш покупатель экономит на облицовочном кирпиче. В наших домах его нет. Он никак не влияет на теплопроводимость, а просто выполняет эстетическую функцию. Но не менее эстетично выглядит минимализм, то есть просто оштукатуренная стена.

Дом как для себя

Однажды Логачёв обратил внимание на то, что в Липецке нет современных симпатичных загородных домов. Все, говорит он, думали, что их никто не будет покупать, но, как оказалось, их не покупали, потому что их никто не строил.

 Мы придумали и спроектировали такие дома, в которых хотели бы жить сами и в которых хотели бы жить наши ровесники,  продолжает Логачёв.  Это дома в современном стиле, с ремонтом и мебелью, и мы точно знали, что рынку они нужны. Мы так верили в себя и в наши проекты, что продали свои дома, квартиры и машины, чтобы вложить их в это дело.

Экспансия ва-банк

Команда Логачёва, по его словам, совершила все ошибки, какие только можно было совершить. Первое время были убытки, но они шли ва-банк, занимали деньги, инвестировали их в свои проекты и добились успеха. В прошлом году, например, оборот компании MEHAUZ составил 100 млн рублей.

 Я научился работать в условиях неопределённости,  рассказывает Логачёв.  Они нравятся мне тем больше, чем больше в них азарта и куража. За 10 лет карьеры я освоил навыки кризис-менеджера, и иногда даже некомфортно себя чувствую, если всё идёт по плану.

В течение 10 лет компании MEHAUZ планирует, как написал в своей заявке на участие в конкурсе Дмитрий Логачёв, «произвести экспансию со своими проектами домов на российский рынок», и тогда в каждом городе будут их уникальные дома.

Это хороший проект, правда, первое место в номинации «Производство» отдали не Дмитрию Логачёву, а Павлу Григорову, владельцу цифровой типографии «Деловая клякса». Дело здесь, может быть, в том, что проект Григорова социально более значимый. Логачёв открыл всего пять рабочих мест, а Григоров  63. Как заметил Плотников, бизнес хоть и существует для того, чтобы из некоторого количества денег сделать денег ещё больше, но всё же предполагает, что нужно не брать, а отдавать.

В течение 10 лет компания Дмитрия Логачёва MEHAUZ собирается произвести экспансию на российский рынок

Светлые люди

Екатерина Мещерякова, руководитель семейной фермы Мещеряковых, на которой кроме неё работают её родители, сын и дедушка, совсем не похожа на крестьянку.

У неё три высших образования  экономическое, юридическое и психолого-педагогическое. Все три факультета она закончила с красным дипломом и сейчас с утра до ночи возится со своим пока небольшим хозяйством.

У неё довольно приличная для семейной фермы ягодная плантация, 5 коз, 20 кроликов, 30 кур, 25 уток, 14 индюшек и 28 гусей. Недавно она выиграла грант «Агростартап» и сейчас реконструирует сараи, чтобы поселить там уток-мулардов и перепелов.

Екатерина Мещерякова, заработав три красных диплома, создала семейную ферму. И не прогадала

Востребованная мечта

 У меня давно уже, лет, наверное, десять, была мечта заниматься сельским хозяйством,  рассказывает Мещерякова. В меня любовь к этому вложили дедушка с бабушкой. У них всегда были поросята, бычки, другая живность, и в детстве, когда я приезжала в деревню, всегда помогала по хозяйству. Думаю, что сейчас, во время санкций, работать на семейной ферме очень актуально. Государство сегодня очень хорошо помогает фермерам, спрос на качественную продукцию есть. У нас пока маленькие объёмы производства, но уже сейчас те, кто работает в сфере общепита, в различных точках сбыта, пишут нам: как только вы выйдете на определённый уровень, мы хотим с вами сотрудничать.

Купить легко, продать сложно

По-прежнему многие молодые люди выбирают в качестве бизнеса торговлю. С девяностых мы привыкли думать, что это самое простое дело, которое сводится к элементарной бизнес-модели: там купил, тут продал.

 Нет,  говорит первый заместитель начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области Людмила Воронина.  Спросите любого предпринимателя, и он вам скажет, что самое сложное в любом бизнесе не произвести, а продать. Прежде чем начать своё дело, нужно сначала изучить рынки сбыта, понять, что будут покупать, а что не будут, и после этого открывать производство. Поэтому в торговле, которая имеет дело только с продажами, работать очень непросто. Тем не менее многие начинающие предприниматели пробуют себя в этой сфере. Например, благодаря им у нас очень хорошо развивается малоформатная торговля.

С чашечки кофе

Елена Маслакова, которая заняла первое место в номинации «Торговля», владеет сетью небольших кофеен самообслуживания в сёлах нескольких районов Липецкой области.

Она рассказывает трогательную историю о том, как у неё появилась мысль открыть свою маленькую кофейню и как она воплотила свою мечту в жизнь. В то время, когда эта история началась, она была в декрете, часто гуляла со своим малышом в ненастную погоду, и ей всегда хотелось выпить чашечку кофе и согреться.

Но кофе нигде не продавали, и тогда она решила, как в таких случаях говорят, сама идти к горе, которая не шла к ней. Правда, у неё была идея, но, как и сказал про всех русских людей из народа Андрей Плотников, не было денег.

до трех миллионов

 Тогда я думала: «Господь дал мне ребёнка, подаст и на ребёнка»,  рассказывает Маслакова.  И вот я случайно узнаю из СМИ о выплате «Социальный контракт», который предоставляется жителям с доходом ниже прожиточного минимума. Обратилась в соцзащиту. Меня попросили составить бизнес-план. По вечерам, уложив спать ребёнка, я занималась обоснованием своей идеи, успешно её защитила, и вот мне сообщают: «Выплата будет направлена на ваш расчётный счёт в течение трёх дней». Меня переполняло тогда не только чувство радости, но и чувство тревоги, но я твёрдо знала, что бизнес-идею необходимо реализовать!

В 2023 году оборот восьми кофеен Елены Маслаковой составил около 2,2 млн рублей, а чистая прибыль  1,3 млн. Это в три с лишним раза больше, чем зарабатывает за год рядовой бюджетник.

Заразительная энергия

Организатор конкурса, известный в Липецке предприниматель и общественный деятель, председатель регионального отделения Ассоциации молодых предпринимателей России Антон Сидоров говорит, что его порадовали энтузиазм молодых предпринимателей и искренность, с которой они рассказывали о своих проектах и планах на будущее.

 Это дерзкие и умные молодые люди,  считает он.  Они не боятся идти туда, где очень высокая конкуренция. И у них получается. Я думаю, что они даже заставят подвинуться состоявшихся, скажем так, «махровых» предпринимателей. Я пришёл в ассоциацию в том числе и для того, чтобы общаться с этими людьми. Они подпитывают меня энергией, и когда я вижу их горящие глаза, то мне тоже хочется где-то что-то новое придумать, не останавливаться на достигнутом и почувствовать себя двадцатилетним.

Текст: Виктор Урнау
Фото: Сергей Паршин, из архива героев