«Волонтёры наследия» борются с запустением дворянской усадьбы.
Кто бы что ни говорил, от любой эпохи, а значит, от всех нас остаётся лишь культурный слой. Остаются книги, музыка, полотна художников, архитектура. Не будь этого, кто и как вспомнит о нас? Что мы сами станем думать о себе, как будем ощущать свою принадлежность ко времени, собственной культуре, да и вообще к человечеству?
Общее дело
Отпуск не для Лондонов и Флоренций! К этой истине постепенно и как-то незаметно приучила меня журналистская жизнь. Поэтому и поехала во время отдыха со студенческим десантом института истории ЛГПУ, их директором и представителями Госдирекции культурного наследия Липецкой области под Елец, в деревню Чернышёвку, в некогда роскошное дворянское имение — усадьбу Хвостовых.
Кто они такие, «волонтёры наследия»? Откуда их энтузиазм и настойчивость? Чего они хотят? Если речь идёт о добровольчестве, а не о профессиональной деятельности, то это чаще дело молодых. Но на этом субботнике совпали профессиональные интересы с задором, рвением молодёжной команды студентов ЛГПУ.
— Здесь не только студенты исторического профиля образования, но и социологии, и организации работы с молодёжью, — рассказывает командир трудовой экспедиции, директор института истории, права и общественных наук ЛГПУ Елена Найдёнова. — Вообще у нас в ИИПиОН существует давняя традиция сотрудничества с разными органами охраны культурного наследия. Традиционно каждый год мы выезжаем на какой-нибудь объект — будь то усадьба, храм, монастырь, чистим территорию, убираем мусор, боремся с заросшими участками. У нас были субботники в усадебном комплексе «Полибино», к которым могли присоединиться все желающие. В данном случае мы выехали работать в дворянской усадьбе Хвостовых.
На эту инициативу, которая исходит от управления по охране культурного наследия Липецкой области при поддержке областной Государственной дирекции культурного наследия, отозвалась и ректор ЛГПУ Нина Федина. В нынешнем году наш институт выиграл грант с проектом «Творческие люди» в рамках нацпроекта «Культура». Его действенное воплощение вы видите. И если спросить студентов 5-го курса, которые уже участвовали в аналогичных субботниках ранее, то они очень тепло о них отзовутся. Готовя к реставрации объект, который наполнен смыслом и большой историей, ребята на уровне воспоминаний, даже какой-то генетической прапамяти, ощущают непрерывность исторического процесса и свою причастность к нему. Кроме того, это одно из мероприятий, которое сплачивает общим делом и формирует культуру общения.
Студенты в месте силы
Цель такого дела — сделать усадьбу привлекательной для инвестора, как это случилось, например, с имением Нечаевых-Мальцовых в селе Полибино, которая обрела хозяина. Дворянское гнездо Хвостовых увидит ещё не один рейд добровольцев.
Когда мы приехали к хорошо сохранившемуся каретному сараю у входа в усадьбу, конечно, чепчиков бросать было некому, но кричать ура можно уже начинать. Потому что место силы постепенно притягивает нужных, неравнодушных к культурному наследию людей.
Когда-то здесь гуляли по прекрасному парку девушки в красивых платьях и молодые люди, слышался детский смех, но сейчас не менее прекрасные, милые девушки и парни трудятся для того, чтобы сохранить очарование минувшей эпохи.
Алёна Анисимова, студентка 1-го курса ИИПиОН, восхищается невиданным субботником:
— Здесь очень красивое место. Усадьба Хвостовых стоит на 40-метровой высоте, на правом берегу реки Сосны. От каретных сараев видна её излучина. Вот расчистим заросшие участки, река будет ещё чётче, живописнее входить в общую картину. Здесь воздух в разы легче, чем в городе. И очень уж любопытное здание, погружающее в атмосферу готики. Я впервые на таком прекрасном мероприятии! Оно сплачивает коллектив. Вот мы около часа только поработали, и уже чувствуется.
Если раньше к главному усадебному дому нужно было продираться через густые заросли, то сейчас дом полностью очищен добровольцами от «зелёнки». Необходимо дальше освобождать пространство от захвативших в плен и разрушающих постройки деревьев и кустарников. Работали топорами, пилами, затем освобождали территорию от напиленных веток. Вывезли целый тракторный прицеп с верхом этого зелёного мусора.
«От жизни той, что бушевала здесь…»
Традиционно подобный субботник сопровождается экскурсионной программой. Александр Юрьевич Клоков, закончив с опиловкой и брёвнами, вначале сказал о феномене дворянской усадьбы:
— Русская усадьба — это явление не только национальной культуры, но и мирового масштаба. Усадебная культура — великая и уникальная культура России. Да, это были центры землевладения, но люди приезжали сюда из столиц летом, привозя с собой не старые диваны, а тот неповторимый быт, дворянскую культуру (коллекции картин, скульптуру, мебель). Здесь строили храмы, угождая Богу и соревнуясь с соседями, кто больше Господу порадел. Дворяне двигали науку, культуру, и всё это оставалось здесь, на наших землях. Даже как передовую экономическую единицу можно рассматривать дворянские усадьбы. В XIX веке был внедрён и применялся в земельных владениях 9-10-полосный севооборот — у нас и сейчас такого нет.
В Липецкой области мало восстановленных усадеб. Вот у нас такие великолепные постройки с безжизненными глазами окон, умирающими стенами.
Подходим с краеведом к главному усадебному дому, внутрь заходить небезопасно.
— В XIX веке эта территория принадлежала помещику Шаталову, — продолжает экскурсию Александр Клоков. — Потом поместье выкупают Хвостовы и строят этот замечательный особняк в стиле псевдоготики. Дом полутораэтажный. Нижний, каменный, полуэтаж занимала прислуга, а верхний, деревянный, бельэтаж был парадным. Наверх вела большая лестница из красного дерева. К обратной стороне дома пристроен эркер, на котором крепился балкон. С него открывался великолепный вид на реку, но это сейчас можно только представить: архитектурные элементы не сохранились.
Зато хорошо сохранились стрельчатые окна со сложными переплётами. Слева и справа на кровле вы видите красивые башенки с шатрами: это пинакли, а сверху их украшали крестоцветы — чугунные большие листья. Всё это действительно напоминало какой-то готический замок. Кованое кружевное крыльцо до нас не дошло. Предприимчивые современники похитили и чугунных грифонов с распростёртыми крыльями, которые крепились на входных столбах.
В каждом крупном поместье был конный заводик. В усадьбе Хвостовых прекрасно сохранился каретный сарай в стиле модерн. Также мы можем увидеть ледник, где хранили продукты. Часть усадебного парка сохранилась. На моей памяти здесь ещё росло пробковое дерево. А внутри сада — таинственный каменный грот, он и сейчас привлекает внимание: в усадьбе был водопровод, и тоннель этот построили для насосной станции.
Туда мы также спустились и удивились сохранности сооружения.
Всё вокруг ничьё
После 1917 года все усадьбы муниципализировались. Крестьяне не хотели жить в больших домах, с высокими четырёхметровыми потолками и огромными окнами из-за теплопотерь, а помещение надо было отапливать. Тогда усадьбы либо по «кусочкам» растаскивали, либо, если повезёт, как, например, комплексу Хвостовых, то их занимали под больницы, дома отдыха, санатории, школы. В хвостовской усадьбе в советские времена расположили туберкулёзный диспансер. Об этом свидетельствует больничная голубая плитка на цокольном этаже. Хотя туберкулёзная палочка живёт сотню лет, нахождение здесь безопасно. В дворянской усадьбе долечивались больные с уже неактивной формой туберкулёза. Самый опасный — больничный блок — расположен на отдалении от особняка, и доступ туда закрыт.
Да, были люди…
Об Александре Алексеевиче Хвостове — царском министре юстиции, мне доводилось писать. О принципиальном государственном деятеле, который «истину царям с улыбкой говорил». Градус не только человеческого, но и правительственного доверия был настолько к нему высок, что даже Ленин предложил занять пост министра внутренних дел нового государства ему, бывшему генерал-прокурору Российской империи. Однако Хвостов ответил твёрдым отказом: «Я монархист и своих убеждений не меняю». Ильич принял с уважением такую позицию, и тот благополучно уехал в своё имение в Елецкий уезд.
Имение Хвостовых в Чернышёвке, где идут субботники, принадлежало родному брату Александра Хвостова Сергею Алексеевичу Хвостову, также государственному деятелю, сподвижнику Столыпина и убитому бомбой на даче в 1906 году, и его сыну Ивану.
В Орловском архиве сохранились письма Алексея Николаевича Хвостова и Екатерины Лукиничны, отца и матери семейства, к сыну Александру. Они дают представление об образе жизни в русской дворянской усадьбе, о нравственных установках её жителей.
Мать писала будущему министру Хвостову, когда тот учился в Петербурге: «… ты хорошо знаешь нас, поэтому должен избавить нас от такого несчастья иметь сына неверующего: по мне это хуже, чем лишиться его».
Отец в письме сыну: «Это болезнь века, что никто ни для кого не хочет потерпеть ни малейшего стеснения, и оттого погибают! Пора, мой друг, приучаться думать о других и не терять сознания своих обязанностей даже в минуты увлечения».
Мать же, комментируя поступок одного из товарищей Александра, говорит: «…поступок его во всех отношениях неблагороден, и он согрешил перед Господом и перед родителями, поступил гадко. Но, милый Саша, ты не должен осуждать и бросать в него камень: помни, что ты сам не безгрешен и можешь ещё хуже его что-нибудь сделать… Вообще, милый дружок, старайся не быть строгим к другим, а более обращай внимание на свои поступки…»
Во всех письмах — дух ушедшей эпохи. Слова людей, которые жили сто лет назад в дворянских усадьбах, об ушедшей России. Много о счастье как о награде за честную и благородную жизнь. О понимании того, что сама честная и благородная жизнь уже является счастьем.
«Нам нужен второй Хвостов, — говорит руководитель дирекции культурного наследия Андрей Найдёнов. — В том смысле, что дворянская усадьба сейчас находится в государственной собственности, но любому памятнику нужен реальный хозяин. Тот, кто будет «жить» внутри стен памятника, поддерживать его, наполнять новой функцией. Может, усадьба Хвостовых станет музейно-культурно-историческим комплексом. И, Бог даст, с помощью таких вот благотворительных мероприятий мы этот момент приблизим».
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото автора