Как убрать из школы скуку? Кто поможет родителям воспитывать детей? Нужно ли сокращать сроки обучения в школе? На вопросы «Российской газеты» отвечает президент Российской академии образования Ольга Васильева.
В поисках гармонии
— Ольга Юрьевна, сейчас активно обсуждают возможность сокращения сроков обучения в школе. Многие предлагают вернуться либо к десятилетке, либо заканчивать школу в девятом классе. Ваше мнение?
— Первый вопрос сейчас: за счёт чего сокращать? «Резать» часть предметов или ужимать часы? Если идти по этому пути, неизбежно получим снижение уровня знаний. А делать образовательную программу ещё более насыщенной уже просто невозможно: школьная нагрузка сейчас и так достаточно высока.
— Учёные РАО разработали Концепцию развития личности ребёнка в семье. Зачем? Её будут рекомендовать родителям в школах?
— Наиболее актуальная проблема сегодня — гармоничное воспитание ребёнка в семье. Мы хотим помочь мамам и папам сделать их общение с детьми более качественным, осмысленным. Ведь ребёнок для любого родителя — не только величайшая ценность, но и величайшая ответственность. А у нас не так часто об этом говорят. Каждому ребёнку нужно бережное, неустанное, с особой родительской любовью индивидуальное отношение. Здесь и учёт психологических особенностей его развития, и верховенство любви, и ценность детства… Казалось бы, всё это само собой разумеется.
Но есть и ещё очень важный момент, на котором — особый акцент. В обществе практически перестали говорить о том, что для ребёнка очень важен значимый взрослый. Кто это? Человек, который даёт ребёнку чувство уверенности в своих силах, ощущения свободы и безопасности, возможности взрослеть без страха сделать ошибку, помогает понять ценности этого мира и своего окружения. И, конечно, хорошо и логично, если этим значимым взрослым станет родитель. Но часто, особенно в подростковом возрасте, такими значимыми взрослыми становятся не родители, а старшие товарищи, реже — учителя.
В концепции выделены распространённые ошибки семейного воспитания — авторитарность, манипулирование, непоследовательность в поведении родителей, гиперопека, жертвенность.
Кто главный?
— Общеизвестная истина — на Руси всегда были три главных человека: учитель, врач и священник. Остаётся ли сегодня, в век искусственного интеллекта, педагог для ребёнка главным?
— Учитель по-прежнему остаётся для ребёнка важным взрослым — носителем знания и навигатором в море информации, но самое главное, он остаётся воспитателем чувств. Безусловно, информации сегодня в избытке, доступ к ней почти безграничный. Поэтому учителю всего важнее готовить школьника к самостоятельной жизни, научить отбирать информацию, оценивать её на достоверность. Научить не идти на поводу у технологий, а ставить их себе на службу.
Общая проблема современного образования практически всех стран — скука. Дети скучают в школе, скучают дома и спасаются в гаджетах. Но представим, что завтра вдруг всё отключится. Где ребёнок будет находить информацию, чем себя занимать? Чтобы убрать скуку из школы, она должна притягивать активных молодых учителей с горящими глазами.
— Ситуация, которая ставит в тупик многих родителей: ребёнок-отличник в начальной школе в пятом классе начинает приносить тройки и двойки. Что делать?
— Переход в пятый класс — всегда большие перемены для детей: появляются новые учителя, предметы, сверстники, больше учёбы и домашних заданий, разные кабинеты… Вполне естественно, что детям требуется время для адаптации. У ребёнка может появиться чувство дискомфорта, даже страха. Всё это, конечно, будет влиять на успеваемость.
Если ребёнок переживает какие-то негативные эмоции, поймите и примите это. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты. Важно научить ребёнка в сложных школьных ситуациях не бояться обращаться за помощью к классному руководителю. Да и самим родителям не стесняться: если что-то беспокоит — идите к классному руководителю.
Не нужно сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, мол, всё, ты уже взрослый, давай всё сам. Особенно если в начальной школе он привык к тому, что вы проверяете «домашку» и следите за оценками. Да, приучать к самостоятельности нужно, но постепенно и без давления. А в целом в пятом классе ребёнок уже должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, если чего-то не понял, делать домашнее задание не на ночь глядя, а заранее.
Всё становится сложнее, когда в пятый класс ребёнок идёт в новую школу. Нагрузка вырастает в разы.
Альтернативы пока нет
— Правительство не одобрило законопроект об отмене ЕГЭ, но Рособрнадзор собрал массу предложений по совершенствованию Единого. Это нужно?
— В любой аудитории, где начинается обсуждение отмены ЕГЭ, я задаю один тот же вопрос: кто готов сейчас сдавать по окончании 11-го класса семь экзаменов? А потом ещё несколько для поступления в вуз? Как говорят учителя, «лес рук».
Мы всё ещё не видим реальной альтернативы ЕГЭ. Здесь есть несколько очень важных нюансов.
Первый: насколько справедливо поставить ребят, которые последние 10 лет готовились к тому, что им предстоит сдать ЕГЭ, перед фактом, что теперь всё будет по-новому? Не вызовет ли это у них лишь ещё больше стресса, за который так любят ругать ЕГЭ?
Второй: если мы отказываемся от ЕГЭ и сдаём десяток выпускных экзаменов в своей школе, учителя с этим, скорее всего, справятся. Но что делать вузам, которым будет необходимо организовать приём экзаменов? Вступительная кампания — событие огромного масштаба. Вузы уже почти два десятка лет не принимали вступительные экзамены, кроме творческих и дополнительных испытаний, в таком объёме. Готовы ли они принять этот вызов? Не получим ли мы систему, при которой поступить в вуз можно, лишь пройдя платные подготовительные курсы при нём? Не сократит ли это возможности абитуриента, ведь, скорее всего, вступительные экзамены в разных вузах по времени будут пересекаться.
Время течёт, сама процедура организации ЕГЭ требует постоянной доработки и совершенствования. На мой взгляд, Рособрнадзор при поддержке ведущих экспертов и педагогов с этим хорошо справляется.
Текст: Мария Агранович
Фото: Сергей Куксин
Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Российской газеты» и газеты «Первый номер»