Ольга Васильева: «Для ребёнка очень важен значимый взрослый»

Ольга Васильева: «Для ребёнка очень важен значимый взрослый»

Как убрать из школы скуку? Кто поможет родителям воспитывать детей? Нужно ли сокращать сроки обучения в школе? На вопросы «Российской газеты» отвечает президент Российской академии образования Ольга Васильева.

В поисках гармонии

 Ольга Юрьевна, сейчас активно обсуждают возможность сокращения сроков обучения в школе. Многие предлагают вернуться либо к десятилетке, либо заканчивать школу в девятом классе. Ваше мнение?

 Первый вопрос сейчас: за счёт чего сокращать? «Резать» часть предметов или ужимать часы? Если идти по этому пути, неизбежно получим снижение уровня знаний. А делать образовательную программу ещё более насыщенной уже просто невозможно: школьная нагрузка сейчас и так достаточно высока.

 Учёные РАО разработали Концепцию развития личности ребёнка в семье. Зачем? Её будут рекомендовать родителям в школах?

 Наиболее актуальная проблема сегодня  гармоничное воспитание ребёнка в семье. Мы хотим помочь мамам и папам сделать их общение с детьми более качественным, осмысленным. Ведь ребёнок для любого родителя  не только величайшая ценность, но и величайшая ответственность. А у нас не так часто об этом говорят. Каждому ребёнку нужно бережное, неустанное, с особой родительской любовью индивидуальное отношение. Здесь и учёт психологических особенностей его развития, и верховенство любви, и ценность детства Казалось бы, всё это само собой разумеется.

Но есть и ещё очень важный момент, на котором  особый акцент. В обществе практически перестали говорить о том, что для ребёнка очень важен значимый взрослый. Кто это? Человек, который даёт ребёнку чувство уверенности в своих силах, ощущения свободы и безопасности, возможности взрослеть без страха сделать ошибку, помогает понять ценности этого мира и своего окружения. И, конечно, хорошо и логично, если этим значимым взрослым станет родитель. Но часто, особенно в подростковом возрасте, такими значимыми взрослыми становятся не родители, а старшие товарищи, реже  учителя.

В концепции выделены распространённые ошибки семейного воспитания  авторитарность, манипулирование, непоследовательность в поведении родителей, гиперопека, жертвенность.

Кто главный?

Общеизвестная истина  на Руси всегда были три главных человека: учитель, врач и священник. Остаётся ли сегодня, в век искусственного интеллекта, педагог для ребёнка главным?

 Учитель по-прежнему остаётся для ребёнка важным взрослым  носителем знания и навигатором в море информации, но самое главное, он остаётся воспитателем чувств. Безусловно, информации сегодня в избытке, доступ к ней почти безграничный. Поэтому учителю всего важнее готовить школьника к самостоятельной жизни, научить отбирать информацию, оценивать её на достоверность. Научить не идти на поводу у технологий, а ставить их себе на службу.

Общая проблема современного образования практически всех стран  скука. Дети скучают в школе, скучают дома и спасаются в гаджетах. Но представим, что завтра вдруг всё отключится. Где ребёнок будет находить информацию, чем себя занимать? Чтобы убрать скуку из школы, она должна притягивать активных молодых учителей с горящими глазами.

 Ситуация, которая ставит в тупик многих родителей: ребёнок-отличник в начальной школе в пятом классе начинает приносить тройки и двойки. Что делать?

 Переход в пятый класс  всегда большие перемены для детей: появляются новые учителя, предметы, сверстники, больше учёбы и домашних заданий, разные кабинеты Вполне естественно, что детям требуется время для адаптации. У ребёнка может появиться чувство дискомфорта, даже страха. Всё это, конечно, будет влиять на успеваемость.

Если ребёнок переживает какие-то негативные эмоции, поймите и примите это. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты. Важно научить ребёнка в сложных школьных ситуациях не бояться обращаться за помощью к классному руководителю. Да и самим родителям не стесняться: если что-то беспокоит идите к классному руководителю.

Не нужно сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, мол, всё, ты уже взрослый, давай всё сам. Особенно если в начальной школе он привык к тому, что вы проверяете «домашку» и следите за оценками. Да, приучать к самостоятельности нужно, но постепенно и без давления. А в целом в пятом классе ребёнок уже должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, если чего-то не понял, делать домашнее задание не на ночь глядя, а заранее.

Всё становится сложнее, когда в пятый класс ребёнок идёт в новую школу. Нагрузка вырастает в разы.

Альтернативы пока нет

 Правительство не одобрило законопроект об отмене ЕГЭ, но Рособрнадзор собрал массу предложений по совершенствованию Единого. Это нужно?

 В любой аудитории, где начинается обсуждение отмены ЕГЭ, я задаю один тот же вопрос: кто готов сейчас сдавать по окончании 11-го класса семь экзаменов? А потом ещё несколько для поступления в вуз? Как говорят учителя, «лес рук».
Мы всё ещё не видим реальной альтернативы ЕГЭ. Здесь есть несколько очень важных нюансов.

Первый: насколько справедливо поставить ребят, которые последние 10 лет готовились к тому, что им предстоит сдать ЕГЭ, перед фактом, что теперь всё будет по-новому? Не вызовет ли это у них лишь ещё больше стресса, за который так любят ругать ЕГЭ?

Второй: если мы отказываемся от ЕГЭ и сдаём десяток выпускных экзаменов в своей школе, учителя с этим, скорее всего, справятся. Но что делать вузам, которым будет необходимо организовать приём экзаменов? Вступительная кампания событие огромного масштаба. Вузы уже почти два десятка лет не принимали вступительные экзамены, кроме творческих и дополнительных испытаний, в таком объёме. Готовы ли они принять этот вызов? Не получим ли мы систему, при которой поступить в вуз можно, лишь пройдя платные подготовительные курсы при нём? Не сократит ли это возможности абитуриента, ведь, скорее всего, вступительные экзамены в разных вузах по времени будут пересекаться.

Время течёт, сама процедура организации ЕГЭ требует постоянной доработки и совершенствования. На мой взгляд, Рособрнадзор при поддержке ведущих экспертов и педагогов с этим хорошо справляется.

Текст: Мария Агранович
Фото: Сергей Куксин

Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Российской газеты» и газеты «Первый номер»