В художественном музее Липецка открылась выставка народного художника России Татьяны Назаренко (18+).
Искусство без границ
Татьяна Назаренко — академик Российской академии художеств и народный художник России, заслуженный лауреат Государственной премии РФ.
Её картины находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств. А также в музеях Берлина, Вашингтона, Будапешта, Софии; частных коллекциях композитора Александра Журбина, музыкального критика Артемия Троицкого, немецкого промышленника Петера Людвига.
Экспозицию в Липецке организовали в рамках сотрудничества Липецкой области с Российской академией художеств.
Авторский проект «Типажи и мифы» — это более сорока живописных работ двух последних десятилетий. В основе всех композиций мастера кисти — «этнографическая» портретная зарисовка, воссоздающая героев исторических событий. Или обнажающая человеческие пороки с помощью тщательно прорисованных бытовых деталей.
Смысловая «разгрузка»
На выставке представлены работы разных периодов. Типажи — они здесь повсюду. Это городские персонажи: зрители в ожидании концерта, музыканты уличного оркестра, компания друзей в парке, гармонист, борющийся с «зелёным змием». И напротив — участники Венецианского карнавала (среди которых когда-то была и сама Татьяна Назаренко), горожане на масленичных гуляниях.
— В моих выставочных работах нет явного подтекста, — отмечает Татьяна Григорьевна. — Я считаю, если художнику требуется пояснение к картине, значит, он не справился с задачей. Не хочется, чтобы описание интересовало зрителей больше, чем сама живопись. Мастер должен показывать то, что человек не замечает в повседневной жизни, вызывать у людей ассоциации, воспоминания, заставить задуматься. Отсюда и желание смешивать реалистичность с фантазийностью.
Типажи-миражи
Художник выработала индивидуальную манеру письма, органично сочетая классическую лессировочную (нанесение прозрачного слоя жидко разведённой краски поверх уже просохшего слоя. — Прим. авт.) живопись с приёмами экспрессионизма и сюрреализма. По мнению Татьяны Назаренко, каждый город или страна имеют своё лицо. Угрюмое, мрачное, светлое, но обязательно с типичными чертами. Мастер предлагает рассмотреть любой предмет живописи как типаж в мифологическом, иллюзорном пространстве.
Нить прошлого
Яркий пример — картина «с исчезающей реальностью» «Московский вечер», где художник изобразила друзей — столичную богему, собравшуюся у неё в гостях. В качестве фона вместо интерьера мастерской — столичный пейзаж, где за современными домами виднеются золотые купола московского Кремля.
На столике — старинные фотографии, раритетные журналы, репродукции портретов. Молодые люди, вдохновлённые этими образами ушедшей эпохи, мысленно словно переносятся в прежний век, когда были живы герои полустёртых снимков. И модели, с которых писались портреты…
«Немимолётное» видение
Необычный персонаж в кругу задумчивых друзей — воздушная Елизавета Черевина с портрета кисти художника Григория Островского. Таинственный миф, напоминание о пропасти между прошлым и настоящим в культуре страны. Благодаря задумке Татьяны Назаренко, в картине сочетается, казалось бы, несочетаемое: современные персонажи и образ двухвековой давности. Вот она — творческая мифологизация, которая прочно «укоренилась» в картинах художника к середине 1990-х годов.
Мать-земля
Гротеск как приём отличает не только сюжетные полотна, но и портретные женские образы Назаренко. Она изображает женщин, которые не соответствуют общепринятым стандартам красоты. И в то же время демонстрируют чувственность, женственность, глубокую связь с природой, как, например, в выставочной картине «Женщина и птицы». «Дамская компания. Полёт» — это уже ироничная и достаточно откровенная (18+) зарисовка на вечную тему взаимоотношений сильного и слабого пола.
Типичное лицо
Впервые, что она талантлива, Татьяне Назаренко сказал учитель рисования в средней школе. Девичьи рисунки тогда маленькой Тани показали педагогам «художки» при Московском государственном художественном институте имени Сурикова. В 1962-м она окончила школу, в 1968-м — МГХИ.
В мире живописи Назаренко заявила о себе в конце 1960-х — начале 1970-х годов, со временем став одной из наиболее ярких представительниц реалистического искусства. Она никогда не стремилась изображать идеально красивых людей. Писать, что хочется, — вот профессиональное кредо мастера живописи. И она пишет: иногда на отдыхе, но чаще в своих московских мастерских, что на Верхней Масловке и в Брюсовом переулке.
Вдали от стереотипов
— На моё творчество оказали влияние мастера старой школы, — признаётся Татьяна Григорьевна. — В их числе Питер Брейгель с его гротескными персонажами. А также Иероним Босх, Пьеро делла Франческа. Пожалуй, Сальвадор Дали. Я, кстати, несколько раз была в Фигерасе (Каталонии), в театре-музее автора «Тайной вечери». Это культовое место, куда ежегодно съезжаются десятки тысяч поклонников творчества Дали.
Цвет и свет
Она любит яркие краски. И нередко использует их для исторических сюжетов. В одной из первых картин «Казнь народовольцев» (хранится в Государственной Третьяковской галерее) трагизм происходящего передан на фоне ярко-голубого неба. Контраст цвета и смысла придаёт удивительное «звучание» этому объекту искусства.
В «Восстании Черниговского полка» небо уже серое. Здесь торжествует мрачность, которую усиливают ярко-красные мундиры декабристов.
По ком звонит колокол?
Отдельная тема в творчестве мастера — Великая Отечественная война. Об ужасах того времени Татьяна Григорьевна помнит лишь по рассказам бабушки… Как встретили колонну немцев в центре Москвы, неподалёку от Большого театра. Тогда двухлетняя Танечка что-то лепетала про «дядю, которого убили проклятые фашисты». Отголоски военных лет звучат, например, в авторской картине 1975 года «Партизаны пришли», где Назаренко обращается к евангельскому сюжету «снятия с креста». Подтекст прост: с приходом воинов-освободителей жители села могут наконец-то похоронить повешенных нацистами людей.
Ждём перемен
Рубеж девяностых-нулевых — время перемен в стране, сознании, искусстве. Он стал отчасти переломным и для Назаренко. Вместо городских пейзажей и силуэтных фигур художник стала рисовать социально-психологические «перестроечные» типы современников — людей, нередко обездоленных или опустившихся. «Переход» — так она назвала свой масштабный авторский проект. Восемьдесят вырезанных в натуральную величину фанерных фигур, изображающих обитателей подземных переходов «лихих девяностых». Часть из них хранится в Национальном музее женского искусства в Вашингтоне.
На контрасте
«Работа в моменте» — так Татьяна Назаренко называет свои студенческие поездки с однокурсниками в центральную Азию — Казахстан и Киргизию.
Вспоминает, как рисовала юрты чабанов или матерей за колыбелью.
— Было совершенно упоительно наблюдать за национальным колоритом, а потом переносить его на бумагу, — делится Татьяна Григорьевна. — И всё это на контрасте с московским бытом. Потом, кстати, местные «женские» образы вошли в дипломную работу по теме «Материнство».
Узбекская русская
Ещё один цикл тематических картин был написан в Узбекистане. Женский образ матери-богини художник запечатлела в картине «Бухара». В центре полотна — мать с ребёнком на руках. Композиция, позы и одежда героев напоминают Богородицу с сыном. Появилась в коллекции Назаренко и написанная ею узбекская свадьба. Мог получиться даже автопортрет, ведь Татьяна была не просто гостьей — подружкой невесты.
— Мне накрасили брови усьмой, подвели глаза, нарядили в праздничное платье, — вспоминает Татьяна Григорьевна, — чтобы я была похожа на типичную узбечку.
Сейчас картина по мотивам той свадьбы находится в собрании музея современного искусства «София Арсенал».
Штрих как привычка
Она уверена: чтобы рисовать, нужны впечатления. Яркие и искренние.
— Эмоция нужна, — подтверждает моя собеседница. — Например, до открытия выставки я прогулялась по центру Липецка. Залюбовалась интерьером в одном из кафе — села и тут же сделала набросок. Увидела рядом с местным загсом красивую свадьбу — и снова за карандаш. Ещё несколько эскизов сделала летом на Солнечном берегу в Болгарии. Может быть, эти «типажи и мифы» — будущие «герои» моих выставок?
Выставка «Типажи и мифы Татьяны Назаренко» (18+) будет открыта до 27 октября. Часы работы: с 10:00 до 19:00. Адрес: филиал ОБУК ЛОМК «Художественный музей» (улица Ленина, 7а).
Текст: Елена Мещерякова
Фото: автора и Юлии Дружининой