Люди. Мифы. И их поклонники

В художественном музее Липецка открылась выставка народного художника России Татьяны Назаренко (18+).

Искусство без границ

Татьяна Назаренко  академик Российской академии художеств и народный художник России, заслуженный лауреат Государственной премии РФ.
Её картины находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств. А также в музеях Берлина, Вашингтона, Будапешта, Софии; частных коллекциях композитора Александра Журбина, музыкального критика Артемия Троицкого, немецкого промышленника Петера Людвига.
Экспозицию в Липецке организовали в рамках сотрудничества Липецкой области с Российской академией художеств.

Авторский проект «Типажи и мифы»  это более сорока живописных работ двух последних десятилетий. В основе всех композиций мастера кисти  «этнографическая» портретная зарисовка, воссоздающая героев исторических событий. Или обнажающая человеческие пороки с помощью тщательно прорисованных бытовых деталей.

Смысловая «разгрузка»

На выставке представлены работы разных периодов. Типажи  они здесь повсюду. Это городские персонажи: зрители в ожидании концерта, музыканты уличного оркестра, компания друзей в парке, гармонист, борющийся с «зелёным змием». И напротив  участники Венецианского карнавала (среди которых когда-то была и сама Татьяна Назаренко), горожане на масленичных гуляниях.

 В моих выставочных работах нет явного подтекста,  отмечает Татьяна Григорьевна.  Я считаю, если художнику требуется пояснение к картине, значит, он не справился с задачей. Не хочется, чтобы описание интересовало зрителей больше, чем сама живопись. Мастер должен показывать то, что человек не замечает в повседневной жизни, вызывать у людей ассоциации, воспоминания, заставить задуматься. Отсюда и желание смешивать реалистичность с фантазийностью.

Картины автора — это портретные зарисовки обнажающие человеческие пороки с помощью бытовых деталей

Типажи-миражи

Художник выработала индивидуальную манеру письма, органично сочетая классическую лессировочную (нанесение прозрачного слоя жидко разведённой краски поверх уже просохшего слоя.  Прим. авт.) живопись с приёмами экспрессионизма и сюрреализма. По мнению Татьяны Назаренко, каждый город или страна имеют своё лицо. Угрюмое, мрачное, светлое, но обязательно с типичными чертами. Мастер предлагает рассмотреть любой предмет живописи как типаж в мифологическом, иллюзорном пространстве.

Нить прошлого

Яркий пример  картина «с исчезающей реальностью» «Московский вечер», где художник изобразила друзей  столичную богему, собравшуюся у неё в гостях. В качестве фона вместо интерьера мастерской  столичный пейзаж, где за современными домами виднеются золотые купола московского Кремля.

На столике  старинные фотографии, раритетные журналы, репродукции портретов. Молодые люди, вдохновлённые этими образами ушедшей эпохи, мысленно словно переносятся в прежний век, когда были живы герои полустёртых снимков. И модели, с которых писались портреты

«Немимолётное» видение

Необычный персонаж в кругу задумчивых друзей  воздушная Елизавета Черевина с портрета кисти художника Григория Островского. Таинственный миф, напоминание о пропасти между прошлым и настоящим в культуре страны. Благодаря задумке Татьяны Назаренко, в картине сочетается, казалось бы, несочетаемое: современные персонажи и образ двухвековой давности. Вот она  творческая мифологизация, которая прочно «укоренилась» в картинах художника к середине 1990-х годов.

Мать-земля

Гротеск как приём отличает не только сюжетные полотна, но и портретные женские образы Назаренко. Она изображает женщин, которые не соответствуют общепринятым стандартам красоты. И в то же время демонстрируют чувственность, женственность, глубокую связь с природой, как, например, в выставочной картине «Женщина и птицы»«Дамская компания. Полёт»  это уже ироничная и достаточно откровенная (18+) зарисовка на вечную тему взаимоотношений сильного и слабого пола.

«Баба с бубликами» Татьяны Назаренко не соответствует канонам красоты, но при этом выражает чувственность и женственность

Типичное лицо

Впервые, что она талантлива, Татьяне Назаренко сказал учитель рисования в средней школе. Девичьи рисунки тогда маленькой Тани показали педагогам «художки» при Московском государственном художественном институте имени Сурикова. В 1962-м она окончила школу, в 1968-м  МГХИ.

В мире живописи Назаренко заявила о себе в конце 1960-х  начале 1970-х годов, со временем став одной из наиболее ярких представительниц реалистического искусства. Она никогда не стремилась изображать идеально красивых людей. Писать, что хочется,  вот профессиональное кредо мастера живописи. И она пишет: иногда на отдыхе, но чаще в своих московских мастерских, что на Верхней Масловке и в Брюсовом переулке.

Вдали от стереотипов

 На моё творчество оказали влияние мастера старой школы,  признаётся Татьяна Григорьевна.  В их числе Питер Брейгель с его гротескными персонажами. А также Иероним Босх, Пьеро делла Франческа. Пожалуй, Сальвадор Дали. Я, кстати, несколько раз была в Фигерасе (Каталонии), в театре-музее автора «Тайной вечери». Это культовое место, куда ежегодно съезжаются десятки тысяч поклонников творчества Дали.

Цвет и свет

Она любит яркие краски. И нередко использует их для исторических сюжетов. В одной из первых картин «Казнь народовольцев» (хранится в Государственной Третьяковской галерее) трагизм происходящего передан на фоне ярко-голубого неба. Контраст цвета и смысла придаёт удивительное «звучание» этому объекту искусства.

В «Восстании Черниговского полка» небо уже серое. Здесь торжествует мрачность, которую усиливают ярко-красные мундиры декабристов.

По ком звонит колокол?

Отдельная тема в творчестве мастера  Великая Отечественная война. Об ужасах того времени Татьяна Григорьевна помнит лишь по рассказам бабушки Как встретили колонну немцев в центре Москвы, неподалёку от Большого театра. Тогда двухлетняя Танечка что-то лепетала про «дядю, которого убили проклятые фашисты». Отголоски военных лет звучат, например, в авторской картине 1975 года «Партизаны пришли», где Назаренко обращается к евангельскому сюжету «снятия с креста». Подтекст прост: с приходом воинов-освободителей жители села могут наконец-то похоронить повешенных нацистами людей.

Ждём перемен

Рубеж девяностых-нулевых  время перемен в стране, сознании, искусстве. Он стал отчасти переломным и для Назаренко. Вместо городских пейзажей и силуэтных фигур художник стала рисовать социально-психологические «перестроечные» типы современников  людей, нередко обездоленных или опустившихся. «Переход»  так она назвала свой масштабный авторский проект. Восемьдесят вырезанных в натуральную величину фанерных фигур, изображающих обитателей подземных переходов «лихих девяностых». Часть из них хранится в Национальном музее женского искусства в Вашингтоне.

На контрасте

«Работа в моменте»  так Татьяна Назаренко называет свои студенческие поездки с однокурсниками в центральную Азию  Казахстан и Киргизию.

Вспоминает, как рисовала юрты чабанов или матерей за колыбелью.

 Было совершенно упоительно наблюдать за национальным колоритом, а потом переносить его на бумагу, делится Татьяна Григорьевна.  И всё это на контрасте с московским бытом. Потом, кстати, местные «женские» образы вошли в дипломную работу по теме «Материнство».

Узбекская русская

Ещё один цикл тематических картин был написан в Узбекистане. Женский образ матери-богини художник запечатлела в картине «Бухара». В центре полотна  мать с ребёнком на руках. Композиция, позы и одежда героев напоминают Богородицу с сыном. Появилась в коллекции Назаренко и написанная ею узбекская свадьба. Мог получиться даже автопортрет, ведь Татьяна была не просто гостьей  подружкой невесты.

 Мне накрасили брови усьмой, подвели глаза, нарядили в праздничное платье,  вспоминает Татьяна Григорьевна,  чтобы я была похожа на типичную узбечку.

Сейчас картина по мотивам той свадьбы находится в собрании музея современного искусства «София Арсенал».

Штрих как привычка

Она уверена: чтобы рисовать, нужны впечатления. Яркие и искренние.

 Эмоция нужна,  подтверждает моя собеседница.  Например, до открытия выставки я прогулялась по центру Липецка. Залюбовалась интерьером в одном из кафе  села и тут же сделала набросок. Увидела рядом с местным загсом красивую свадьбу  и снова за карандаш. Ещё несколько эскизов сделала летом на Солнечном берегу в Болгарии. Может быть, эти «типажи и мифы»  будущие «герои» моих выставок?

Выставка «Типажи и мифы Татьяны Назаренко» (18+) будет открыта до 27 октября. Часы работы: с 10:00 до 19:00. Адрес: филиал ОБУК ЛОМК «Художественный музей» (улица Ленина, 7а).

«Типажи» художника на «Карнавале в Канацеи»

Текст: Елена Мещерякова
Фото: автора и Юлии Дружининой