«Золотой стандарт» образования

Единое образовательное пространство воссоздаётся в школах страны.

Свет просвещения постепенно побеждает тьму бесчисленных школьных программ. Исключается ситуация, в которой школьник, обучаясь по одним учебникам, переходит дорогу, поступает в школу напротив, где предпочитают других авторов, и остаётся в вакууме. За качество единых учебников отвечает Министерство просвещения, готовя госзаказ на их разработку и утверждая авторский коллектив. Права на учебники принадлежат Российской Федерации, а не издательствам.

Здравствуй, школа. Обновлённая

На всеобщий переход к новым учебникам Минпросвещения дало 5 лет. Первопроходцем стала история. С сентября прошлого года в 1011 классах этот предмет начали изучать по новому единому учебнику. К слову, есть базовый курс и профильная история, так что любителям огульно упрекать новые учебные комплекты в усреднённости и уравниловке сказать нечего.

В этом учебном году идентичным учебником останется пока только «История России» для 1011 классов. С 20252026 учебного года будет запущена линейка учебников истории для 59 классов. Кроме того, по поручению президента в 32 областях ведётся работа над школьными учебниками по региональной истории.

Через год в российские школы также придут учебники «Основы безопасности и защиты Родины» для 811 классов, «Труд» для 19 классов и «Обществознание» для 911 классов.

Сами же уроки «Основы безопасности и защиты Родины» как предмет будут в школе уже с 1 сентября нового учебного года. Школьников станут учить оказанию первой медицинской помощи, приёмам защиты от оружия массового поражения и начальной военной подготовке.

С 1 сентября 2024 года в школу возвращается предмет «Труд», который будет обязательным. В младшей школе на него отводится один час, в 57 классах  два часа, а в 89 классах  один урок «Труда» в неделю.

Такая история

«История» за 1011 классы уже прошла годовую школьную апробацию. О новых учебных книгах мы поговорили с учителем истории высшей категории школы  64 Еленой Сотниковой (её ученики  почти ежегодные победители и призёры предметных олимпиад. В этом году шестеро победили в региональных этапах олимпиады школьников по истории.  Прим. автора).

 Елена Анатольевна, известны полярные отзывы о вышедшем идентичном учебнике истории для 1011 классов, авторами которого являются помощник президента Владимир Мединский и ректор МГИМО Анатолий Торкунов  оба историки по образованию. Научный рецензент  Сергей Карпов, президент исторического факультета МГУ, академик РАН. Я ознакомилась с книгой, производящей неплохое впечатление. Но и ошибки видела, причём такие, что композитор Свиридов назван художником, а математик Игорь Шафаревич  писателем. Также некоторые важные, принципиальные исторические события почему-то не нашли в учебнике отражения. Например, нет информации о сожжении фашистами Хатыни, хотя в аннотации сказано, что «главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма». Видимо, будут поправки к первому изданию?

 Первое издание учебника «История России» (мы говорим о базовом, а не о профильном уровне преподавания) осуществлялось в короткие сроки, и сейчас авторами принято и внесено уже более 100 изменений. Мединский, выступая в Казанском федеральном университете в марте, признал ошибки и неточности, сказав, что учебник нуждается в улучшении. Это нормальная практика: работа над учебниками никогда не прекращается с выходом его из типографии.

Новое  лучшее

 Если сравнивать новый единый учебник с предшественником «Россия в мире», то новый выигрывает во всём, даже в художественном отношении,  продолжает Елена Анатольевна.  На обложке нового учебника  Крымский мост. Есть информация, что его изображение поместили по личной инициативе президента. И разве приятно было учиться по чёрно-белой и серо-коричневой книжке? Именно такой полиграфией отличался предыдущий учебник истории.
В новом школьном учебнике много портретов исторических личностей. Алексей Стаханов, Паша Ангелина, например, их же не знают современные дети, а здесь наглядно познакомятся. То есть учебник личностно ориентирован.

Учимся мыслить

Более того, учебник содержит QR-коды, пройдя по которым ученик может смотреть мультимедийные дополнения, документальные фильмы, читать книги. Ссылки на страницах учебника адресуют обращение к ресурсам библиотек, архивов, материалов Российского исторического общества, к конкретным произведениям искусства.

Изучение истории немыслимо без обращения к культуре, литературе не только потому, что в ЕГЭ есть вопросы по культурологии, а потому что, отделив эти дисциплины друг от друга, мы не получим мыслящего человека. Неслучайно были историко-филологические факультеты в стране. Эти два предмета  личностно образующие, именно на уроках истории и литературы можно высказаться, что-то спросить. У нас абсолютно ушла из обучения философия  умение мыслить, устанавливать логические, причинно-следственные связи. Сейчас в жизни взрослых людей такая деформация сильно проявляется.

Общая картина

Отлично, что в новом корпусе учебников синхронизированы история России и всеобщая история. Раньше было так: один год мы всеобщую историю изучаем, доходим до XX века, а материал об отечественной истории не успевает, его больше в разы. В голове не формируется целостная историческая картина. Но мы все прекрасно понимаем, что страны, материки существуют в одно время и событийно связаны друг с другом в пространственно-временном континууме.

Сейчас издание учебников истории для 10 и 11 классов состоит из четырёх книг. Это «История России» (10 класс) и «Всемирная история» (10 класс). «История России» (11 класс) и «Всемирная история» (11 класс). Такая структура позволяет легко проводить временные параллели. Заключительные параграфы учебника посвящены новейшим событиям  специальной военной операции.

По единым учебникам можно работать, это хорошая база. Умный педагог не боится, что дети останутся без знаний, если авторы учебников что-то осветят фрагментарно. Объясняя тему, я всегда пользуюсь собственными материалами: даю что-то под запись, знакомлю с историческими документами, которых нет в учебниках. Не могу представить ситуации, чтобы учителю запретили пользоваться своими наработками, ограничив его лишь материалом пусть даже самого гениального учебника.

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото автора