Единое образовательное пространство воссоздаётся в школах страны.
Свет просвещения постепенно побеждает тьму бесчисленных школьных программ. Исключается ситуация, в которой школьник, обучаясь по одним учебникам, переходит дорогу, поступает в школу напротив, где предпочитают других авторов, и остаётся в вакууме. За качество единых учебников отвечает Министерство просвещения, готовя госзаказ на их разработку и утверждая авторский коллектив. Права на учебники принадлежат Российской Федерации, а не издательствам.
Здравствуй, школа. Обновлённая
На всеобщий переход к новым учебникам Минпросвещения дало 5 лет. Первопроходцем стала история. С сентября прошлого года в 10–11 классах этот предмет начали изучать по новому единому учебнику. К слову, есть базовый курс и профильная история, так что любителям огульно упрекать новые учебные комплекты в усреднённости и уравниловке сказать нечего.
В этом учебном году идентичным учебником останется пока только «История России» для 10–11 классов. С 2025–2026 учебного года будет запущена линейка учебников истории для 5–9 классов. Кроме того, по поручению президента в 32 областях ведётся работа над школьными учебниками по региональной истории.
Через год в российские школы также придут учебники «Основы безопасности и защиты Родины» для 8–11 классов, «Труд» для 1–9 классов и «Обществознание» для 9–11 классов.
Сами же уроки «Основы безопасности и защиты Родины» как предмет будут в школе уже с 1 сентября нового учебного года. Школьников станут учить оказанию первой медицинской помощи, приёмам защиты от оружия массового поражения и начальной военной подготовке.
С 1 сентября 2024 года в школу возвращается предмет «Труд», который будет обязательным. В младшей школе на него отводится один час, в 5–7 классах — два часа, а в 8–9 классах — один урок «Труда» в неделю.
Такая история
«История» за 10–11 классы уже прошла годовую школьную апробацию. О новых учебных книгах мы поговорили с учителем истории высшей категории школы № 64 Еленой Сотниковой (её ученики — почти ежегодные победители и призёры предметных олимпиад. В этом году шестеро победили в региональных этапах олимпиады школьников по истории. — Прим. автора).
— Елена Анатольевна, известны полярные отзывы о вышедшем идентичном учебнике истории для 10–11 классов, авторами которого являются помощник президента Владимир Мединский и ректор МГИМО Анатолий Торкунов — оба историки по образованию. Научный рецензент — Сергей Карпов, президент исторического факультета МГУ, академик РАН. Я ознакомилась с книгой, производящей неплохое впечатление. Но и ошибки видела, причём такие, что композитор Свиридов назван художником, а математик Игорь Шафаревич — писателем. Также некоторые важные, принципиальные исторические события почему-то не нашли в учебнике отражения. Например, нет информации о сожжении фашистами Хатыни, хотя в аннотации сказано, что «главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма». Видимо, будут поправки к первому изданию?
— Первое издание учебника «История России» (мы говорим о базовом, а не о профильном уровне преподавания) осуществлялось в короткие сроки, и сейчас авторами принято и внесено уже более 100 изменений. Мединский, выступая в Казанском федеральном университете в марте, признал ошибки и неточности, сказав, что учебник нуждается в улучшении. Это нормальная практика: работа над учебниками никогда не прекращается с выходом его из типографии.
Новое — лучшее
— Если сравнивать новый единый учебник с предшественником «Россия в мире», то новый выигрывает во всём, даже в художественном отношении, — продолжает Елена Анатольевна. — На обложке нового учебника — Крымский мост. Есть информация, что его изображение поместили по личной инициативе президента. И разве приятно было учиться по чёрно-белой и серо-коричневой книжке? Именно такой полиграфией отличался предыдущий учебник истории.
В новом школьном учебнике много портретов исторических личностей. Алексей Стаханов, Паша Ангелина, например, их же не знают современные дети, а здесь наглядно познакомятся. То есть учебник личностно ориентирован.
Учимся мыслить
Более того, учебник содержит QR-коды, пройдя по которым ученик может смотреть мультимедийные дополнения, документальные фильмы, читать книги. Ссылки на страницах учебника адресуют обращение к ресурсам библиотек, архивов, материалов Российского исторического общества, к конкретным произведениям искусства.
Изучение истории немыслимо без обращения к культуре, литературе не только потому, что в ЕГЭ есть вопросы по культурологии, а потому что, отделив эти дисциплины друг от друга, мы не получим мыслящего человека. Неслучайно были историко-филологические факультеты в стране. Эти два предмета — личностно образующие, именно на уроках истории и литературы можно высказаться, что-то спросить. У нас абсолютно ушла из обучения философия — умение мыслить, устанавливать логические, причинно-следственные связи. Сейчас в жизни взрослых людей такая деформация сильно проявляется.
Общая картина
Отлично, что в новом корпусе учебников синхронизированы история России и всеобщая история. Раньше было так: один год мы всеобщую историю изучаем, доходим до XX века, а материал об отечественной истории не успевает, его больше в разы. В голове не формируется целостная историческая картина. Но мы все прекрасно понимаем, что страны, материки существуют в одно время и событийно связаны друг с другом в пространственно-временном континууме.
Сейчас издание учебников истории для 10 и 11 классов состоит из четырёх книг. Это «История России» (10 класс) и «Всемирная история» (10 класс). «История России» (11 класс) и «Всемирная история» (11 класс). Такая структура позволяет легко проводить временные параллели. Заключительные параграфы учебника посвящены новейшим событиям — специальной военной операции.
По единым учебникам можно работать, это хорошая база. Умный педагог не боится, что дети останутся без знаний, если авторы учебников что-то осветят фрагментарно. Объясняя тему, я всегда пользуюсь собственными материалами: даю что-то под запись, знакомлю с историческими документами, которых нет в учебниках. Не могу представить ситуации, чтобы учителю запретили пользоваться своими наработками, ограничив его лишь материалом пусть даже самого гениального учебника.
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото автора