В центре Липецка ремонтируют здание бывшего реального училища начала XX века.
Живите в доме, и не рухнет дом — так говорят, когда предполагают, что у любого здания должен быть хозяин. А если оно имеет не только социальную, но и историческую ценность, то этому историко-культурному наследию нужна сугубая забота, чтобы быть прочным, спокойным, красивым и неутраченным.
«Твёрдо веруй в начала и концы»
За свою более чем вековую историю памятник архитектуры регионального значения, расположенный в доме № 1 на современной улице Зегеля, выстроенный изначально как Липецкое реальное училище на прежней улице Лебедянской, послужил многим.
Одним из первых выпускников училища был приехавший из Борисоглебска Митрофан Неделин. Он завершил обучение в Липецком реальном училище после Февральской революции 1917 года и впоследствии стал главным маршалом артиллерии, первым главкомом Ракетных войск стратегического назначения СССР. А в 1930-х годах в Доме Красной армии, под который приспособили здание, играл в бильярд курсант лётно-тактической школы Василий Сталин.
В Липецке с 1920-х годов была расквартирована 40-я воздушная эскадрилья имени Ленина, и до Дома Красной армии в добротном кирпичном здании располагались её Красные казармы, где проживали курсанты и лётчики.
Во время Великой Отечественной войны трёхэтажное здание перепрофилировали под военный госпиталь. Впрочем, под лазарет для больных и раненых воинов его уже занимали и во время Первой мировой. Военная история повторилась. С той разницей, что в 1918 году здесь «прописалось» ещё и Управление военных сообщений при Высшем военном совете.
В советские времена, а именно с 1950-х годов, здание вновь использовалось как учебное заведение. В 1959 году здесь учились студенты вечернего факультета Московского института стали и сплавов. С 1972 года историческая постройка стала зданием Липецкого государственного политехнического института, в который и был преобразован вечерний филиал МИСиС. Когда же выстроили новые корпуса для технического университета в 19-м микрорайоне, в здании бывшего реального училища планировали поместить Липецкую областную картинную галерею, но отдали исторический объект научно-производственному институту ОАО «НЛМК», который пробыл в нём до 2010-х годов.
В последнее время здесь работала общественная приёмная партии «Единая Россия». Она занимала только часть первого этажа, всё здание пустовало, и было заметно даже с беглого взгляда на фасад: памятник архитектуры в центре города неуклонно хиреет. Недавно губернатор принял решение: открыть в нём образовательный центр для обучения цифровым технологиям — «Школу 21», где все желающие старше 18 лет смогут получить знания в сфере IT. Живите в доме, и не рухнет дом.
Реальному — быть
В Липецке не очень много исторической застройки. Тем более здание, значащееся в Едином государственном реестре памятников истории и культуры народов Российской Федерации, заслуживает быть и жить.
Строительство этого учебного заведения лёгким не было. 22 июня 1903 года Липецкая городская дума осознала необходимость открытия реального училища для юношей разных сословий. Учили в такого профиля заведениях преимущественно естественным наукам и математике. После Октябрьской революции реальные училища преобразовали в техникумы. А в Российской империи выпускники-«реалисты» могли поступать на физико-математические и медицинские факультеты университетов, а также в технические, промышленные и торговые вузы. В 1914 году в Российской империи было 284 реальных училища, одним из них стало липецкое.
Городская дума 9 ноября 1903 года выделила под реальное училище земельный участок в «дворянской части» Липецка, рядом с собором, на углу улиц Лебедянской и Гостиной. Уполномоченный думой городской голова Митрофан Клюев ходатайствовал перед Министерством народного просвещения о необходимости открытия реального училища в Липецке как можно быстрее.
Архитектором здания поначалу выступил воронежец Александр Баранов, но в министерстве обнаружили недостатки его проекта. Переработал проект петербургский архитектор Александр Максимов. Окончив гимназию и строительное училище (Институт гражданских инженеров) в Петербурге, он занимался там и преподавательской деятельностью. Максимов сделал проект для Липецка, судя по всему, дистанционно. Солидную смету в размере 118 640 рублей 14 копеек составил тамбовский епархиальный архитектор В. И. Фрейман.
С весны 1908 года началось строительство реального училища в Липецке, курируемое непосредственно Митрофаном Клюевым. Однако у Липецка хватило имеющихся денег (60 572 рубля) лишь на возведение здания без отделки.
Поэтому Клюев сначала сам обращается с просьбой о выделении кредита из бюджета Министерства народного просвещения в размере 57 888 рублей на достройку, чтобы сделать чистовые полы, подшить тёсом потолки, провести отопление, сделать лестницы, ватерклозеты и остальную отделку. Ответ министерства не последовал. Тогда глава, уже уполномоченный городской думой, вновь просит выделить означенную сумму, чтобы в 1910 году закончить строительство.
Торопил и статский советник кавалер орденов святого Владимира 4-й степени, Анны 2-й степени и Станислава 2-й степени А. В. Ордынский, назначенный директором Липецкого реального училища. Он желал скорее видеть помещение в пять-шесть классов, с физическим кабинетом и кабинетами директора, врача, канцелярией, учительской, библиотекой и приёмной.
Клюев вновь обращается в министерство и получает беспроцентную ссуду на 20 тысяч рублей с условием ежегодного погашения по 2 тысячи рублей. Деньги были выделены и потрачены на дело, но их не хватило. В результате к новому учебному 1911/1912 году здание отделали не до конца, и денег на отопление за счёт города хватило лишь до октября 1911 года.
Тем не менее «реалисты» начали пусть в холоде, но учиться, и это было радостью. Директор Ордынский рапортовал по инстанциям: «Имею честь уведомить Вас, что вверенное мне Липецкое реальное училище перешло в собственное здание».
Достроили сами
Здание реального училища обошлось Липецку в 125 тысяч рублей, то есть чуть больше сметы в силу удорожания материалов во время строительства. Просимый Клюевым кредит в 57 888 рублей министерство выделило только в 1913 году, однако ни в 1912-м, ни в 1913-м строительство здания не велось. Вся сумма «болталась» на счетах Тамбовской казённой палаты и так и осталась неиспользованной.
Причиной заморозки стали разногласия директора училища Ордынского, явно пришедшего в административный восторг, и городской управы. Ордынского министерство предложило выдвинуть председателем строительной комиссии, но управа не желала видеть его в этом качестве, а себя — лишь исполнителем работ.
Кроме того, Ордынский высказал недовольство печным отоплением вместо парового, не понимая, что выбор строителей продиктован условиями жёсткой экономии. Были и другие неоправданные претензии директора, которому в здании училища построили квартиру из 9 комнат, включая кухню, ванную и помещение для прислуги.
К 1917 году некоторые строительные работы были выполнены. Положили паркет московской фабрики А. Э. Ганзеля в рекреационном зале, провели воду в здание, но освещение осталось керосиновым, а отопление — печным.
Благоустройство учебного корпуса продолжилось до 1918 года. 23 июня 1917 года Липецкая городская дума приняла решение окончательную достройку здания из-за длящихся революционных событий сделать за счёт города.
Чтобы старое осталось старым
За время полезного использования в течение века постройка изнашивалась. О том, как ремонтировать объект культурного наследия, сохраняя его исторический облик, говорит руководитель Государственной дирекции культурного наследия Липецкой области Андрей Найдёнов:
— Нужно разграничивать понятия ремонта и реставрации памятников историко-культурного наследия. В здании бывшего реального училища Липецкой области ведётся комплекс не реставрационных, а ремонтных работ. Строительная организация, имеющая лицензию, в соответствии с научно-проектной документацией, изготовленной специалистами Министерства культуры и прошедшей государственную историко-культурную экспертизу и согласование с законодательством, делает ремонт, который направлен на сохранение памятника истории и приспособление его под здание IT-школы.
Чего коснётся ремонт и что останется неизменным «на посмотренье будущим родам»?
— П-образный фасад здания, формируемый выступами кирпичного декора, кованый балкон на уровне третьего этажа, конечно же, сохранят свой изначальный вид, — объясняет Андрей Анатольевич. — Стены здания из красного кирпича на известковом растворе, их внутренняя отделка гладкой штукатуркой с последующей окраской останутся неизменными. А с имеющими дефекты фундаментом, отмосткой здания, системой водостока, кровлей будут работать. Замена коснётся и внутренних конструкций, пришедших в недопустимое состояние. Но демонтируют только то, что не представляет историко-культурной ценности. Ведь в здании училища в советские времена располагалось множество организаций, поэтому интерьер постоянно приспосабливали под свои нужды, особенно не задумываясь над исторической значимостью.
В ходе настоящего ремонта заменят окна, но в соответствии с изначальным видом. Трёхчастные деревянные распашные створки, а на третьем этаже — высокие окна с полукруглым завершением, украшения пилястрами — всё это будет аутентичным. Деревянные глухие филёнчатые двупольные двери сохранят свой вид, поскольку также являются предметом охраны. В ходе ремонтных работ были обнаружены дополнительные элементы архитектурного убранства фасадов и интерьеров, представляющих историческую ценность. Это потолочные карнизы, кованое ограждение лестниц и оконного проёма между этажами, кованые кронштейны, рама козырька над входом северо-восточного фасада, сводчатые перекрытия подвала, арочных проёмов. Эти и другие детали архитектурно-художественного оформления здания, являющиеся предметом историко-культурной охраны, будут сохранены в подлинном виде.
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: автора, управление объектов культурного наследия Липецкой области, управление имущественных и земельных отношений Липецкой области
Видео: пресс-служба правительства Липецкой области
Редакция благодарит Государственную дирекцию культурного наследия Липецкой области за предоставленные материалы.