Спустя 15 лет тракторный завод подаёт признаки жизни. На территории бывшего предприятия одновременно произошло сразу два события — там открыли третью площадку ОЭЗ «Липецк» и официально начали возрождение ЛТЗ в юбилейный, 80-й год его непростой жизни.
Хроника событий
Разговоры о третьей площадке ОЭЗ пошли ещё с середины десятых годов, когда начали зонирование земли на втором участке под Ельцом. Тогда не исключали, что третью площадку построят или в Усмани, или в Добринке, или в Хлевном. Но прошло много лет и её открыли на территории бывшего тракторного завода в Липецке.
Кроме того, что с территорией бывшего тракторного завода в конце концов нужно было что-то делать, свою роль, судя по всему, сыграло и то, что в борьбе за инвесторов некоторое время назад возник новый тренд. Сначала, когда экономзоны только появились, инвесторам выделяли земельный участок, подводили к нему инженерные сети, и он сам строил себе крышу над головой.
Сегодня инвесторы охотнее соглашаются зайти туда, где уже имееется готовое помещение, что позволяет очень быстро поставить оборудование и запустить производство. Такие помещения есть как раз на тракторном. Правда, когда губернатор Игорь Артамонов осмотрел то, что осталось от завода, он, как можно судить по его комментариям, пришёл в уныние.
Время руин
— Территория за многие годы простоя пришла в полный упадок, — говорил он. — Больно на всё это смотреть. Это или руины, или пустые заброшенные цехи. Территория требует очень серьёзных вложений. Даже несмотря на то что целые, в прямом смысле этого слова, цехи там всё-таки есть, объём инвестиций в их восстановление потребуется очень большой.
Инвестиции, в общем-то, не были проблемой. Правительство региона ежегодно инвестирует в развитие инфраструктуры ОЭЗ «Липецк» примерно по миллиарду рублей.
Так или иначе, в 2022 году на Соборной, 1, приняли решение открыть третью площадку ОЭЗ «Липецк» на территории бывшего тракторного завода, а в марте 2024-го включение площадки ЛТЗ в состав экономзоны «Липецк» одобрил Михаил Мишустин. Мишустин, к слову сказать, имеет к ОЭЗ «Липецк» самое прямое отношение. В середине нулевых он был генеральным директором Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, и все первые заводы в липецкой ОЭЗ построили при его участии.
ОЭЗ ППТ «Липецк» была создана в 2005 году. Сегодня там зарегистрировано 64 резидента с объёмом заявленных инвестиций более 222 млрд рублей, при этом 106 млрд рублей из них уже были освоены. Создано 5 500 рабочих мест. Объём уплаченных налогов составил 36 млрд рублей.
Что мы потеряли
ЛТЗ построили в 1944 году. На протяжении всей своей истории он выпускал пропашные тракторы, обеспечивая ими примерно 300 тысяч колхозов и совхозов СССР.
— Во время своего расцвета тракторный завод и для Липецка, и для страны был важнее, чем НЛМК, — рассказывает президент Липецкой ТПП Анатолий Гольцов, который в конце 1990-х был председателем совета директоров ЛТЗ. — В России за всю её историю насчитывалось больше тридцати металлургических заводов, не считая трубопрокатных, кузнечно-прокатных, сталепрокатных производств и так далее, а заводов, где строили пропашные тракторы, кроме Липецка, нигде не было.
Лучшим трактором, который сконструировали в Липецке и продавали по всему миру, был Т-40. По простоте это то же, что танк Т-34 и автомат Калашникова. Первый французский космонавт Жан-Лу Жак Мари Кретьен, слетав в космос на космических кораблях «Союз Т-6» и «Союз ТМ-7», сказал, что доверяет только советским ракетам и тракторам, и купил для своего поместья в Бретани липецкий Т-40.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом «Возвращение легенды» по теме,
который Виктор Унрау написал для газеты «Первый номер» в прошлом году
(№21 (445) от 30 мая 2023 года))
Текст также с дополнительными фото и видео-материалами размещён на сайте «Открытый Липецк».
До 1990-х ЛТЗ выпускал по 50 тысяч тракторов в год. «Умер» он в 2009-м. Те, кто его «похоронил», говорили, что липецкие тракторы уже к началу 1990-х морально устарели. Но с точки зрения технического прогресса ЛТЗ не только шёл в ногу с ведущими тракторостроительными компаниями мира, но и опережал их. Интегральный трактор ЛТЗ-155 конструктора Александра Дурманова превосходил все мировые аналоги, и сегодня идеи и наработки липецких конструкторов используют все тракторостроительные заводы мира. Чтобы запустить ЛТЗ-155 в серию, на тракторном снесли всю нечётную сторону улицы 3 Сентября и построили там новые цехи, по сути дела, ещё один тракторный завод, но потом его просто демонтировали.
Бог знает, то ли пришлые инвесторы ничего не понимали в машиностроении, то ли имели какой-то злой умысел, но они подмяли под себя все тракторные заводы России и все их погубили. В живых оставался только концерн «Тракторные заводы», но и он находился в глубоком кризисе.
Сегодня этим концерном командует Андрей Водопьянов, который непосредственно занимается возрождением ЛТЗ. Он начал свою трудовую биографию в 16 лет с должности автослесаря, в 31 год стал генеральным директором Волгоградского алюминиевого завода, а в 43 года его пригласили в КТЗ на должность антикризисного менеджера, и он спас «Концерн «Тракторные заводы» от финансового краха.
Сегодня КТЗ — один из самых успешных машиностроительных концернов в России, он выпускает промышленные, сельскохозяйственные и коммунальные машины, железнодорожную технику, запасные части и ОЕМ-комплектующие.
Мы его возродим
В 2022 году Игорь Артамонов пообещал возродить тракторный завод, но написал в своём телеграм-канале, что быстро это сделать не получится, что это будет «долгая дорога в дюнах», что создание полноценного производства техники на территории бывшего завода — это пока только мечта.
На прошлой неделе в своём Tелеграме он сделал запись, связанную с этим проектом: «Липецкий тракторный завод снова работает! Как и обещали, возрождаем производство на ЛТЗ. Условия для этого созданы — теперь здесь третий участок ОЭЗ „Липецк“ со всеми преференциями для инвесторов. ЛТЗ — знаковый для города и области завод, и его история продолжается».
В запуск нового производства инвестировали 500 млн рублей и обещают, что к концу 2025 года инвестиции по первому этапу составят 1,2 млрд рублей.
Первые шаги
На первом этапе, как следует из пресс-релиза ОЭЗ «Липецк», на площадке бывшего тракторного завода планируется развернуть производство коммунальных машин на базе сельскохозяйственных тракторов АГРОМАШ. Для этих же тракторов здесь будут выпускать и навесное оборудование. Навесное сменное оборудование планируют выпускать и для мини-погрузчиков ЧЕТРА МКСМ.
— Мы ждали этого момента и вот сегодня запускаем первый цех, — сказал Игорь Артамонов, открывая третью площадку ОЭЗ «Липецк». — Сегодня здесь уже есть рабочие, современные станки, выпускается первое оборудование. Будем постепенно восстанавливать цех за цехом и развивать эту площадку.
Универсальные мини-погрузчики ЧЕТРА МКСМ и тракторы АГРОМАШ выпускают предприятия КТЗ. Гусеничный АГРОМАШ — это потомок знаменитого ДТ-75. Его сконструировали на Волгоградском тракторном заводе, а когда в конце нулевых годов ВТЗ, как и все другие тракторостроительные предприятия, выпускавшие технику для сельского хозяйства, перестал существовать, производство этого трактора перенесли в Чебоксары — на площадку концерна «Промтрактор». Кроме гусеничных тракторов АГРОМАШ там выпускают и колёсные, внешне даже похожие на последние модели тракторов ЛТЗ.
Судя по всему, самым значительным проектом станет производство экскаваторов-погрузчиков. Когда с конвейера ООО «Липецкий тракторный завод» сойдёт первый экскаватор-погрузчик, это и будет означать, что Липецк снова стал городом тракторостроителей.
Главное — договориться
Правда, липчане будут воплощать в металл конструкторскую мысль зарубежных инженеров. Гендиректор «Концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) Андрей Водопьянов рассказывает, что сейчас он ведёт переговоры с китайскими и турецкими партнёрами, с которыми планирует договориться о производстве в Липецке их экскаваторов-погрузчиков.
Причём, по его словам, речь идёт не просто об отвёрточной сборке готовых узлов и агрегатов, которые могли бы поставлять из Китая или Турции, а о полноценном производстве с высокой степенью локализации. Попросту говоря, всё или почти всё, из чего состоит экскаватор, будут производить в России.
С какими именно китайскими и турецкими компаниями ведёт переговоры его концерн, Водопьянов не уточняет. Китай сегодня поставляет в Россию четыре своих бренда: XCMG, SANY, Bull, LIUGONG, BIZON, а Турция три: Hidromek, MST и Cukurova. Это лучшее, что есть у тех и других, и то, что хорошо продаётся в России.
Не исключено, что какие-то из этих экскаваторов будут строить в Липецке, если концерн «Тракторные заводы» договорится с их производителями. Так делают, например, на бывшем Елабужском автомобильном заводе (ЕлАЗ). Там по лицензии турецкой компании Cukurova выпускают экскаваторы-погрузчики Taurus.
— У производства экскаваторов-погрузчиков — хорошие перспективы, — считает Андрей Водопьянов. — Мы проанализировали, какая продукция наиболее востребована на российском рынке, и пришли к выводу, что это экскаваторы-погрузчики. Раньше лидером на этом рынке была британская компания JCB, но она ушла с нашей территории.
И сегодня при потребности 5 тысяч таких машин в год российские предприятия производят максимум 500 штук. То есть здесь есть куда развиваться.
На сегодняшний день на площадке тракторного завода производят металлоконструкции для других предприятий КТЗ, в том числе и для вагоностроительного дивизиона концерна.
— Мы начали с того, что есть, — говорит Водопьянов. — Нам нужны металлоконструкции, и те заказы, которые раньше мы размещали на сторонних предприятиях, после появления в Липецке специального оборудования мы начали размещать здесь, чтобы загрузить свои новые мощности.
Что будет завтра
Что касается будущего новой площадки особой экономической зоны, то у неё, как говорит генеральный директор ОЭЗ «Липецк» Александр Базаев, есть и будет конкретная специализация — это машиностроение, и со временем сюда зайдут ещё какие-то инвесторы.
— Сегодня многие проявляют интерес к этой площадке, — рассказывает он. — В первую очередь это те, кто занимается сопутствующими тракторостроению производствами. Поэтому, как только мы определимся со стратегией компании «Липецкий тракторный завод», с его перспективами, с тем, сколько территории он готов задействовать, мы будем привлекать других инвесторов. Мы уверены, что какие-то новые производства здесь обязательно откроются.
— Я думаю, что здесь будем работать не только мы, — говорит Андрей Водопьянов. — Мы пригласим сюда некоторых своих комплектаторов, и, я уверен, они не откажутся, потому что здесь огромный простор для развития.
Текст: Виктор Унрау
Фото, видео: пресс-служба правительства Липецкой области
Иллюстрация: Рая Александрова