70 участников присоединились к социальному проекту «Путь особенных детей». Педагог-логопед Ирина Перфилова, директор липецкой некоммерческой организации «Растём вместе» уже пять лет помогает детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к учебному процессу. Основной мотивацией стала личная история моей собеседницы.
На преодолении
После окончания педагогического вуза у девушки в жизни всё было стабильно: семья, ребёнок, работа. Но в один миг всё рухнуло.
— Несколько лет назад я сильно заболела, — рассказывает Ирина. — Диагноз долго не могли поставить. Вердикт врачей «у вас онкология» прозвучал как гром среди ясного неба.
Она пережила «химию», сеансы лучевой терапии, прежде чем услышать заветные слова: «Угрозы для жизни больше нет». Теперь 25 марта — день выписки из больницы — женщина считает вторым днём рождения.
После болезни Ирине пришлось долго искать себя. Утешение нашла в Боге и молитве: просила помочь обрести смысл в обновлённой жизни. И её молитвы были услышаны.
Путь к себе
— Как-то знакомая в разговоре спросила, можно ли в ЛГПУ получить специальное дефектологическое образование, — делится Ирина. — Я только плечами пожала: сама училась в Ельце и липецкими вузами не интересовалась. Ещё через несколько недель на сеансе у мастера-бровиста услышала рассказ о логопеде, который начал вести свою группу.
Фраза сработала как спусковой крючок: я подумала, почему бы не получить такое образование? И поступила в Липецкий педагогический университет. Год отучилась на бакалавриате, после чего меня пригласили в коррекционную школу № 8 для работы в ресурсном классе. Потом перешла в 32-ю, где тружусь уже пятый год.
Особый подход
Работа с детьми с ОВЗ убедила Ирину Перфилову в том, что им необходимы дополнительные занятия с узкими специалистами. Например, с тем же логопедом и дефектологом. Поэтому в 2021 году приняла решение создать свою некоммерческую организацию «Растём вместе». В команду пригласила проверенных людей, с которыми раньше училась или работала.
Предварительно они проводят диагностику каждого ребёнка, чтобы оценить его возможности.
Плюс балл
Работают педагоги по методике EIBI-терапия (раннее интенсивное поведенческое вмешательство). Она основана на принципах прикладного анализа поведения — стимулирования и поощрения ребёнка за выполненные задания.
— Для этого используем, например, жетонную систему, — говорит Ирина. — Кто-то бонус получит за то, что страницу написал. А для другого ребёнка и одна строчка — целая победа. И тоже достойна «приза». Прежде всего важно найти мотивацию, на которую ребёнок откликнется, среагирует. Это могут быть конфета, любимая игра или книга. После успешно выполненного задания делаем небольшой перерыв и снова включаемся в работу.
В десятку
— Даже обычные школьники не всегда за урок усваивают материал, — продолжает Ирина. — А у наших подопечных разный уровень развития навыков. И расстройства — тоже. Есть дети с ДЦП, с умственной отсталостью, с аутизмом. Но каждый уникален.
Я работаю с особенными детьми, потому что не вижу ни в одном из них инвалида. Для меня на первом плане всегда личность ребёнка. Пусть он научится считать, условно, до десяти, но стол на десять человек всегда накроет, себя сможет обслужить. Да, предположим, у него нет математических способностей, но, может быть, он в чём-то другом сможет преуспеть. Например, в творчестве. А мы поможем развить навыки.
Давай расти
В семье Екатерины Гогуленко пятеро детей. Двое из них, десятилетний Андрей и шестилетний Арсений, с разной степенью ОВЗ. В какой-то момент мама поняла, что Андрюше в коррекционной школе № 16, где он обучается, не хватает учебной программы. Он практически не разговаривал, не умел писать и считать. «Мама», «папа», «тютя», «дай» — вот с таким словарным набором он впервые перешагнул порог кабинета АНО «Растём вместе». Начинали с простого — с алфавита. Потом стали называть слоги, со временем — читать. А параллельно осваивать счёт до десяти.
От «а» до «я»
— Благодаря занятиям у Ирины Владимировны успеваемость у Андрея улучшилась, — делится Екатерина, — появилась заинтересованность в учёбе. Теперь сын может общаться не отдельными фразами, а целыми предложениями. Да, проблемы остались. Некоторые слова он искажает, глотает окончания, но буквы знает отлично. И свои знания с успехом применяет в жизни. В магазинах начал деловито читать вслух ценники на товарах, названия продуктов, словно демонстрируя свою образованность младшим детям.
Мужская позиция
Даже в школе Андрею важно иметь статус: быть не просто учеником, а помощником учителя, слышать похвалу за вымытую доску, убранные стулья. Другими словами, здесь тоже работает мотивационный стимул: сделал правильно — получил подкрепление. Доброжелательное отношение педагога, его комплименты поддерживают самооценку ребёнка: уже сейчас, в третьем классе, Андрюша ощущает себя пусть маленьким, но мужчиной.
Я сам
— Он и в семье такой, — подтверждает Катя. — Прошлый раз младшая дочь (ей год и шесть месяцев) раскапризничалась. Андрей подошёл, взял малышку на руки, и она мгновенно успокоилась. Как старший брат, он проявляет ответственность. Во всяком случае, старается проявлять. Может и по дому помочь. Зашла как-то на кухню, чтобы посуду вымыть после ужина. «Мама, иди, я сам», — деловито бросил Андрей и продолжил намывать тарелки. Ключевое слово в его характере — «сам». Даже если что-то не умеет, он будет пробовать до бесконечности, пока не сделает. И в этом тоже заслуга педагогов, которые занимаются с сыном.
Навстречу к тебе
Арсений Гогуленко «растёт вместе» с командой Ирины Перфиловой с четырёх лет.
Поначалу у него полностью отсутствовали мимика и жесты, он не реагировал на слова, улыбки собеседника. Наблюдалась задержка психического, речевого развития — во многом результат перенесённого в детстве тяжёлого заболевания. Целый год понадобился Ирине, чтобы завоевать доверие Сени и, наконец, увидеть его ответную реакцию. В какой-то момент мальчик потянул ручки к педагогу, улыбнулся. Это был настоящий триумф для Ирины.
Учимся у тигра
— Сенечка пока трудно идёт на контакт, — рассказывает Перфилова, — и уж точно не готов каждый раз заниматься, к примеру, артикуляционной гимнастикой. Но, как у каждого ребёнка, у него есть любимые игрушки. И формат игры очень помогает в его развитии. Мне запомнился случай, когда Арсений схватил плюшевого тигрёнка и грозно зарычал «р-р-р-р». То есть воспроизвёл звук — значит, показал, что мышление работает. Сейчас мальчику шесть лет, на будущий год должен пойти в школу. А пока мы продолжаем заниматься по нашей методике.
Особенный путь
Три года специалисты «Растём вместе» работали с ребятами индивидуально и увидели результат. Детям стало скучно писать и считать в одиночку, захотелось обучаться в группе. Поэтому Ирина Перфилова с командой решила подать заявку на грантовый конкурс управления внутренней политики Липецкой области. Проект групповых занятий для особенных детей в возрасте от 5 до 17 лет стал победителем.
— Благодаря полученной субсидии (а это более двух млн рублей) с 1 июля началась реализация проекта «Путь особенных детей», — комментирует Ирина. — Работа ведётся по трём направлениям: «Математика», «Речь» и «Творческая лаборатория». Сейчас в проекте, рассчитанном на полтора года, задействовано 70 мальчишек и девчонок из Липецка и села Большой Хомутец. С ними занимаются четыре педагога, в том числе и я.
Заслуженная пятёрка
Дети учатся писать, считать, описывать картинки в игровом формате для развития жизненно важных навыков: логики, внимания, речи, памяти, мелкой моторики. А ещё — коммуникации, ведь на занятиях они общаются, могут передать друг другу какой-то предмет (ручку, кисточку для рисования), похвалиться нарисованной картинкой или выполненным домашним заданием.
— Мы обязательно даём работу на дом, — отмечает Ирина, — потому что мамы и папы тоже должны быть участниками процесса обучения. Добиться положительного результата можно только с помощью рабочей схемы «родитель — учитель — ребёнок». К сожалению, не все взрослые с этим согласны.
Вот у Катерины ответственный подход: она понимает, что пройденный материал нужно закреплять дома. Когда в очередной раз сообщает, что Андрей получил пятёрку в школе, мы, честно признаться, просто кайфуем. Значит, всё не зря: у ребёнка есть интерес к учёбе!
Больше активностей
К участию в проекте привлекают и волонтёров. Та же многодетная мама Екатерина Гогуленко — доброволец со стажем. Она и раньше помогала организации, например, с проведением детских мастер-классов. Сейчас у неё новая задача — сделать вязаных кукол для премьерной сказки «Колобок». А со временем Катя хочет обучить старших участников проекта вязанию. Спицы уже закуплены. В числе волонтёров — и Дарья Перфилова, дочь Ирины. Как будущий переводчик, студентка РАНХиГС, она проведёт с особенными детьми цикл занятий по английскому языку.
Пляшут тени на стене
— Если говорить о планах на будущее, — делится Ирина, — надеюсь, что скоро в проекте мы откроем «Театр теней». Будем ставить спектакли по мотивам русских сказок. Нашим юным актёрам придётся не только двигать руками, имитируя действия персонажей, но и параллельно наблюдать за ними на экране. Доказано, что кукольный театр благоприятно влияет на развитие моторики и координации движений у ребёнка. Обогащает словарный запас, улучшает внимание и память. Специалисты давно выяснили, что движение рук и пальцев тесно взаимосвязано с работой головного мозга, а значит, с развитием речи и мышления. И мы вправе рассчитывать на улучшение навыков у наших подопечных. Уже сейчас в списке артистов и исполнителей Матвей Гаврисенко, очень общительный и творчески одарённый мальчик. Он, бесспорно, претендует на главные роли (улыбается).
Две дороги, два пути
Налить чай, сделать бутерброд — эти ежедневные ритуалы кажутся привычными даже для детей младшего школьного возраста. А вот у их особенных ровесников могут вызывать затруднения из-за своей многоступенчатости, определённой последовательности действий, которую необходимо запомнить.
— Навыки самообслуживания в рамках проекта ещё не отрабатывали, — уточняет Ирина. — Только аккуратно подводим к этому ребят. И здесь без методики прикладного анализа поведения не обойдётся. А лучшим бонусом или подкреплением для наших мальчишек и девчонок станет ароматный чай с лёгким перекусом, приготовленным своими руками.
Пока Ирина Перфилова продолжает еженедельные занятия с детьми по проложенному пути. Но уже осенью ей предстоит вступить на параллельную дорогу. И тоже с особенными попутчиками. Впрочем, это будет совсем другая история…
Текст: Елена Мещерякова
Фото: Александра Пастушенко