Физзарядка для зодчего

Профессия строителя требует силы и выносливости  физической и духовной.

Не врут календари, располагая рядом два праздника  День строителя и День физкультурника. А как бы намекают, что уметь держать кирпич в руках для строителя мало, нужна не только физическая сила, но и профессиональная,  внутренняя,  духовная. О многопрофильности профессиональной стези — наша беседа с  генеральным директором компании СУ-19 строителем Юрием Холодным.

Генеральный директор строительной компании СУ-19 Юрий Холодный

Я строителем родился

 Юрий Валерьевич, профессиональный праздник  отличный повод оценить себя в профессии и профессию в себе. Расскажите, пожалуйста, когда в вас зародилась мысль стать строителем?

 У меня, видимо, на роду написано быть строителем. Я имею образцово-династическую биографию: мои родители  строители, сын  студент инженерно-строительного факультета ЛГТУ, значит, будущий профессиональный строитель. Он с 14-ти лет рвётся к нам на стройку, «подсобничает» каждое лето в наших бригадах, проходит практику.

А я мечтал быть поваром, но мама с папой выбора не оставили. Когда ребёнок с рождения видит рядом людей, которые строят, считая взрослых самыми «крутыми» в этой профессии, путь его предопределён. Мама проектировщицей работала в проектном институте, отец тоже  в строительстве. Они, точнее среда, разговоры, и предопределили мой выбор. Впрочем, я о нём не сожалею.

Окончив в 2005 году наш технический университет, стал работать мастером строительных и монтажных работ. Устроился по объявлению. У нас так заведено: никаких семейных протекций. Потом работал на НЛМК в СМУ, строил промышленные объекты, а в СУ-11 был начальником участка. Возводил и частные жилища, когда работал в «Новом доме». Первые 20 домов в усадьбе «Капитанщино» мы ставили. А потом, в 2010-х, когда кризис пошёл, мы остались без работы и зарплаты зимой, поэтому стали брать объекты, автономно организовывая строительство. Сначала частные дома строили и отделывали, потому что такие заказы проще было найти, а потом уже брались и за рестораны, магазины, торговые центры. Всё, что приходило, делали: я строитель, мне, по большому счёту, всё равно, что строить. Конструкции  — они везде конструкции. Из металла, бетона, кирпича.

Так у нас пошла работа, так организовалось наше управление. К нам постоянно приходят люди, но мало кто уходит. Компания всё-таки строится на людях, а не на степени амбициозности руководителя. Вот с Михаилом Проскуриным (производитель работ и генератор творческих идей в рабочей одежде сидит тут же, на диване.  Прим. ред.) мы уже 15 лет строим вместе.

Я знаю, что вы крупнейший подрядчик НЛМК. К вам часто обращается комбинат за кадрами?

—  Сейчас от СУ-19 на Новолипецком комбинате работает 120 человек. Да, мы часто предоставляем кадры на обслуживание завода. Есть такая потребность у нашего флагмана индустрии. Нужны помощники дверевых, сталеваров, ремонтники участков…

Такая вот гуманная профессия

— Ещё сотрудничаем с УФСИН Липецка, — продолжает Юрий Холодный. — Третий год работаем с осуждёнными, которых к нам направляют на исправительно-трудовые работы. Заполняют анкету, пишут, кем хотят быть. Мы в соответствии с желанием пристраиваем их к бригаде монтажников, металлистов. По сути, наставников, которые присматриваются к человеку, дают попробовать порезать, поварить. Он учится, смотрит и, если тянется к профессии, получается работать. Тогда мы направляем его  на курсы. У нас есть ребята, которые обучаются в колледже и Техническом университете, где я состою в экзаменационном совете. Хочет человек развиваться, работать — ради Бога. Мы не воспитываем здесь директоров, но ИТР-работники, сварщики, резчики, монтажники сейчас очень нужны везде. У нас, кстати, каменщик Роман Головин — он сейчас освободился – участвовал в конкурсе профмастерства недавно и занял призовое место.

Многие, освободившись, так и остаются в строительстве. И на комбинате работают сейчас. Я понимаю это так: ребята ушли на СВО, значит, другие должны встать на их место, на комбинате. Некоторые думают, что это какие-то окончательные маргиналы. В начале, когда мы начали работать с ними, мне у виска некоторые крутили, побаивались их потому что.  А сейчас все понимают, что это обычные люди и квалифицированные работники. И мне проще взять их на работу и обучить, чем азиатов. К слову, у нас работают только славяне. Сейчас мы готовимся принять общежитие, оно небольшое. На 30-40 человек. Отделаем — пусть люди остаются, живут и работают спокойно. От тюрьмы и от сумы не зарекаются.

Сейчас также хотим начать работать с теми, кто придёт с СВО. Лучше пусть буду работать с нами, чем скитаться по улицам. Эта же общая социальная проблема будет всё равно. А с вновь прибывшими мы садимся, обсуждаем зарплату, платим мы им в соответствии с рыночной системой оплаты труда.

Строители с песчаных карьеров

 А как пространство Липецка отражается в вашей профессиональной судьбе?

 Городское пространство отразилось в самом названии нашей организации. Я родился в 19-м микрорайоне Липецка, поэтому и строительная компания наша называется СУ-19.

Административное здание в районе Сырского Рудника, построенное компанией СУ-19

Если говорить о работе в настоящее время, то одна из задач, которую взяли на себя,  это установка памятника купцу Алексею Петровичу Хренникову в липецком сквере возле стадиона «Металлург». Мы для него делаем постамент, и задача оказалась сложной из-за того, что в регионе нет заявленных авторами материалов.

Здесь в беседу вступает Иван Сез, к слову, многодетный отец. В коллективе его называют почтительно Иваном Ярославовичем, несмотря на молодой возраст, потому что он главный по снабжению.

Иван Сез

 Проблем нет, есть опыт,  говорит Иван, для которого искать по стране и миру необходимое для построек  дело привычное и даже ординарное.  Постамент для скульптуры с фоновой подсветкой, по задумке архитектора Сошникова, должен быть в виде белоснежного облака, на котором фигура купца-храмоздателя с храмом в руке должна будто парить. Это ещё предстоит нам придумать, как строительно-технически такой проект осуществить. Но главная сложность в том, что белого цемента в Липецке не производят. Поэтому мы собираем материал, что называется, по горсткам со всей страны. Белый кварцевый песок нашли в карьере в Липецке, там есть определённые залежи. Сходили туда со скульпторами  подходит, забронировали его. Цемент именно той фракции, которой нужно, нашли в Коломне. Мраморную крошку для архбетона привезём из Подмосковья, Пензы, Ростова. 20 тонн её  нашли, ещё 20 — добрали по России.

 Это не кошмар, а строительные будни,  отозвался на мою реплику Юрий Холодный.  Нерешаемых задач нет. Памятник мы поставим. Мы ни один объект ещё не бросили. Сейчас уже готова опалубка для постамента, которую разрабатывал, кстати, мой сын-студент ЛГТУ. Это к россказням о том, будто у нас строителей не учат. Учат. И хорошо учат.

Когда это произойдет? Я, возможно, неуместно невольно вспоминаю все анекдоты о строителях, которые облегчённо относятся к срокам сдачи объектов.

— Это точно не о нас.  Мы же сами заинтересованы в исполнении сроков и всегда их соблюдаем. Вот сейчас собрали первую ступень постамента. На неделе её отдадут. Планируем к концу августа подготовить её к заливке и будем заливать. Там «Квадра» всё разрыла в сквере, ремонтируя теплотрассу. Но они, чтобы все знали, нам не помеха. Мы умеем работать в любых условиях.

Липецкая пирамида

К этому оригинальному сооружению в Нижнем парке притягиваются, как магнитом, туристы. Считается, что любые пирамиды обладают особой энергетикой  хоть Хеопса, хоть Лувра.

В Липецке в виде пирамиды выстроено здание бювета. Она повторяет существовавшую ранее при Липецком курорте минеральных вод постройку, где изначально находился бювет. Она прикрывала минеральный источник. А над ней было ещё одно прикрытие  оно тоже воссоздано архитекторами и строителями в виде арки. Таким образом, липецкая пирамида несёт целый ряд ассоциаций.

Строители под руководством Юрия Холодного и благодаря творческой жилке Михаила Проскурина решили архитектурную задачу. Сложная геометрическая форма бювета предполагала не то чтобы заливку, а как бы скульптурирование. Всё сделано так, чтобы вода в бювете не замерзала даже при сорокаградусном морозе. Там действует система подогрева полов, создаётся особый микроклимат, чтобы внутри сохранялось тепло, но не было эффекта теплицы. И ещё, получив красивое изображение архитектора, строители внесли коррективы: поменяли тип остекления на диагональный.

Крепёж камней также разрабатывали сами, чтобы исключить травмоопасность. Камень «сидит» на клею и жёстко закреплён на металле. Это ноу-хау даёт результат:  будешь рвать руками — не оторвёшь. Из материалов использовали камень, медь, мрамор.  Их выбор и доставка в Липецк  также держались на плечах строителей.

Строительство  это ум и творчество

Осмысливать задачу творчески  для этих строителей дело привычное. Так они сами проектировали и строили аквакомплекс «Хиллпарка» в селе Большая Кузьминка. Команда Холодного получила тогда только красивые картинки-представления, каким он должен быть, а проект им никто не дал, поэтому ломали голову сами.

Как и над пространством  ресторана «Хмель Haus Haus» на улице Горького в Липецке.

 Что касается «Хмель Haus», там мы впервые в городе применили систему открытой кухни,  поясняет Юрий Валерьевич.  А вообще строительство было экстремальным. Люди сидели в ресторане на первом этаже, ели, а мы тут же работали, делали второй этаж. Нам ничто не может помешать, мы привыкли строить в любых условиях.

Этот объект мы полностью проектировали и строили. Конечно, архитектор был и есть. Это Сергей Сошников, о котором уже говорили. Но он стоит того, чтобы об этом архитекторе сказать не раз. Это единственный архитектор, с которым нам довелось работать, никогда не уходящий от своих концепций. А мы стараемся их выдерживать, за счёт чего и получается результат.

В ресторане «Хмель Haus» применяли систему шумоизоляции, так как здание одной стороной примыкает к жилому дому. Изучали её конструкцию, собирали сами. В Липецке это не делают. Устраивали тестирование: привлекали к исследованиям бабушек, живущих в доме за стеной, включали музыку на всю громкость, они говорили, слышно  не слышно.

И в интерьер внесена своя лепта. Детали – это не просто детали, они создают дизайн. При входе в рыбный ресторан в «Хмель Haus»  висят полусферические шары из нержавейки. Смотрится красиво, но в России их мало где изготовляют. Я нашёл производство, но они запросили только за одно лекало 250 тысяч рублей. Нам такое было не потянуть. Но мы вышли на Китай, и они согнули нам эти шары не за такие большие деньги. А вообще, наверное, в каждом проекте есть такая сложная задача, со звёздочкой. Но если начали – нужно доводить дело до конца.

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото из архивов Юрия Холодного, «Первого номера», ресторан «Хмель Haus»