Дефицит на элиту

Дефицит на элиту

В Липецке планируют вернуть престиж инженерных специальностей.

У нас нет специальной программы наращивания выпускников с дипломами инженеров для машиностроения, но усилиями бизнеса, власти и преподавателей технических учебных заведений проблема их дефицита сдвинулась с места, а сама профессия инженера снова становится востребованной.

Кадровый голод

Региональное управление экономического развития запустило на платформе обратной связи (ПОС) опрос, который поможет выяснить, с какими проблемами чаще всего сталкивается липецкий бизнес. Результатов опроса ещё нет, но, как говорится, к бабушке не ходи, больше всего процентов наберёт вопрос о дефиците кадров. В прошлом году на нехватку кадров пожаловались 35% опрошенных.

Примерно такие же результаты получило липецкое издание Lipetsknews, которое проводило собственный опрос предпринимателей и опубликовало его результаты в этом году. Журналисты издания назвали дефицит кадров самой актуальной проблемой липецкого бизнеса. Сравните: с сокращением экспорта, по данным Lipetsknews, столкнулось только 2% опрошенных, а с дефицитом сырья и комплектующих  никто. И это в условиях жесточайших санкций!

Для полного счастья

Конечно, бизнесу, если брать только количественные показатели, в первую очередь не хватает высококвалифицированных рабочих. По данным областного управления соцполитики, озвученным в начале этого года, липецким работодателям для полного счастья нужно 16 тысяч работников, в их числе 11 тысяч рабочих. Если же брать специалистов с высшим образованием, то все, у кого есть бизнес, так или иначе связанный с машиностроением, и кто имеет дело с бизнесом по долгу службы, на первое место ставят дефицит инженерных кадров.

Игорь Артамонов ещё в 2021 году с огорчением говорил, что в Липецкой области запускаются новые технологичные производства, а он не может предложить инвесторам хороших специалистов. Их, конечно, готовят, но мощностей, если так можно сказать, в том числе главной кузнице инженерных кадров в регионе  ЛГТУ, не хватает, чтобы наковать столько инженеров, сколько нужно промышленности.

 По таким направлениям, как машиностроение, металлообработка, материаловедение,  рассказывает в интервью «Липецкому времени» ректор ЛГТУ Лилия Загеева,  в целом по Липецкой области потребность по вакансиям превышает количество наших выпускников в текущем году в три раза.

Привет из девяностых

Дефицит инженерных кадров в машиностроении, говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей в Липецкой области Александр Бабанов,  это последствия тех изменений в экономике региона, которые произошли в 1990-е годы.

 Базовая причина,  считает он,  в том, что крупные предприятия, такие как тракторный завод или завод пусковых двигателей, для которых техуниверситет готовил инженеров и которые были постановщиками задач для научных исследований в сфере машиностроения, по ряду причин ушли с рынка, а на их месте ничего нового не появилось. Соответственно, востребованность и престиж инженерных специальностей в регионе упали. Студенты не шли на кафедры, которые готовят инженеров для машиностроения. Я имею в виду сварочное производство, штамповку и так далее. Раньше это были отдельные кафедры, там набирали по две группы по 25 человек в каждой. А потом эти кафедры пришлось объединить. Сегодня, я знаю, выпускники охотно идут на специальности IT, строительство, электропривод. Там и конкурс побольше, и престиж этих специальностей повыше. Вот поэтому на сегодняшний день мы имеем самую большую остроту по инженерным кадрам именно в машиностроении. В частности, не хватает литейщиков, сварщиков, штамповщиков.

У других не лучше

Конечно, дефицит инженерных кадров  это проблема общероссийская. В конце июля рекрутинговое агентство Get Experts опубликовало обзор ситуации в сфере производства, вызовов и трендов 20232024 годов. В обзоре говорится, что в промышленности наиболее востребованы инженеры, особенно инженеры-технологи.

Эксперты Get Experts отмечают также, что «на предприятиях не хватает конструкторов, которые могут разработать и изготовить детали для старого оборудования или создать чертежи уникального оборудования, которое больше не поставляется в РФ». В свою очередь HR-специалисты прогнозируют, что к 2030 году из-за демографической ямы ситуация с укомплектованием штатов инженерами станет ещё хуже.

Зачем плодить безработных?

Тут некоторое время назад выяснилось, что средние специальные и высшие учебные заведения Липецка готовят кого угодно, только не тех, кто нужен бизнесу. Это касается не только подготовки инженерных кадров.

 Мы,  отмечает Игорь Артамонов,  обнаружили такую, к сожалению, неприятную закономерность: наши техникумы и вузы обучают по специальностям, которые не находят применения на рынке труда. У абитуриентов по инерции идёт спрос на вроде бы престижные, но не востребованные сегодня специальности. Родители платят, выпускники получают дипломы и не знают, куда с ними пойти, потому что таких вакансий попросту нет. Ну не нужно нам сейчас столько юристов и экономистов. Врачи нужны, технологи нужны, инженеры нужны, программисты нужны, а юристов и экономистов у нас уже больше, чем нужно.

В 2023 году в ЛГТУ появилось девять новых программ бакалавриата и специалитета. В их числе «Система управления движением и навигация»«Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»«Агроинженерия» и «Компьютерная безопасность».
Вуниверситетском колледже, помимо того что уже было, студенты будут учиться понаправлениям «Операционная деятельность влогистике» и«Эксплуатация беспилотных авиационных систем», поданным издания Argumenti.ru, эта специальность входит втоп-50 наиболее востребованных нарынке труда новых иперспективных профессий.

В этом году в ЛГТУ набирали 1 034 человека на бюджетные места, и практически все эти места отдали под технические и инженерные специальности.

Перестройка

После этого началась перестройка учебных программ и направлений подготовки специалистов с таким расчётом, чтобы обеспечить потребности регионального рынка труда. В 2024 году, во время встречи с первым вице-премьером РФ Денисом Мантуровым, Игорь Артамонов сказал, что колледжи и техникумы переориентированы на подготовку специалистов, в которых остро нуждаются предприятия. К уже существующим добавили ещё больше 300 бюджетных мест, а 1 445  перераспределили.

 В колледжах и техникумах региона,  говорит он,  максимально сокращены невостребованные специальности. Кадры готовятся под запросы предприятий, а это гарантированное трудоустройство выпускников. Предстоит перестроить работу вузов с акцентом на подготовке востребованных на рынке труда специалистов. Это выгодно и нам, и выпускникам  там, где они нужны, хорошо платят.

О том, что у инженеров в машиностроении достойные зарплаты, можно судить по объявлениям рекрутинговых агентств и отделов по управлению персоналом липецких компаний. Вот, например, объявление компании, которая работает в сфере промышленного оборудования и станков: требуется инженер-конструктор 1, 2 категории, заработная плата  от 100 тысяч рублей.

Или вот выдержка из объявления крупной российской компании, работающей в ОЭЗ «Липецк»: зарплата 70100 тысяч рублей в месяц, плюсом к зарплате надбавка за стаж работы, премии к профессиональному празднику  Дню машиностроителя, материальная помощь при рождении ребёнка, оплата мобильной связи.

Помоги себе сам

Александр Бабанов говорит, что, на его взгляд, проблемой дефицита инженерных кадров обязаны заниматься отраслевые ассоциации. Они, считает уполномоченный по защите прав, «должны выстраивать коммуникацию с учебными заведениями, в частности с ЛГТУ».

 Мы,  рассказывает он,  в рамках Ассоциации специалистов сварки и контроля, которую возглавляет сегодня Виталий Иголкин, пошли на диалог с ЛГТУ и в этом году набираем группу из 11 человек, которые получат инженерное образование. Ребята подобрались хорошие, с опытом работы на производстве, и мы надеемся, что благодаря вот такой активности ассоциации мы вопрос с инженерными кадрами для предприятий, занимающихся изготовлением металлоконструкций и вообще связаны со сварочными работами, закроем.

Важно ещё то, что в Ассоциации специалистов сварки и контроля не только рассчитывают на помощь учебных заведений, но и сами готовы им помогать. Речь идёт о том, что малый и средний бизнес, где, собственно говоря, и наблюдается острый дефицит инженерных кадров, будет предоставлять студентам рабочие места для прохождения практики, темы для реальных инженерных дипломов, помогать вузам и ссузам в оборудовании необходимых для обучения лабораторий.

Заинтересованные в решении проблемы, о которой мы тут рассуждаем, предприниматели и чиновники возлагают также надежды на профориентацию школьников. Отчасти эту задачу решает технический лицей при ЛГТУ, хотя Лилия Загеева говорит о необходимости выращивать кадры со школьной скамьи, в том числе и для университета.

Она рассчитывает, что выпускники лицея, которые обладают хорошими интеллектуальными способностями, будут учиться в университете, закончат аспирантуру и останутся работать в ЛГТУ. Но, как знать, кто-то из них может выбрать профессию инженера и пойдёт работать в машиностроение.

Профессионалитет

Примерно по такой же схеме в рамках федерального проекта «Профессионалитет», который реализуется под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации, работает сегодня университетский колледж в ЛГТУ.

При реализации этого проекта необходимо выполнить несколько условий. Одно из них  обязательное привлечение партнёров и работодателей, которые, например, обеспечивают рабочие места для прохождения практики и гарантируют трудоустройство не менее 85% выпускников. Тем, кто участвует в этом проекте, выделяют грант на укрепление материально-технической базы в размере 100 млн рублей. На эти деньги в университетском колледже откроют восемь лабораторий.

Вдобавок к этому 1 сентября в университете откроется ещё одна лаборатория, оборудованная на деньги базового партнёра компании «Таврида Электрик Центр».

 Что интересно,  говорит Загеева,  такие лаборатории есть только в пяти ведущих энергетических вузах страны. В липецком политехе будет точно такая же лаборатория.

Цельные личности

Речь идёт не просто о том, что скоро у нас будет много людей, которые хорошо разбираются в железе. Речь идёт о том, что в Липецк вернётся техническая элита. По словам председателя правления Ассоциации промышленных предприятий Владимира Лаврентьева, инженеры на бывших липецких флагманах машиностроения были людьми очень высокой культуры. То же о технической интеллигенции Липецка рассказывает и президент региональной торгово-промышленной палаты Анатолий Гольцов.

 Когда строили ЛТЗ, людей туда собирали с миру по нитке,  говорит он,  и к нам в Липецк приезжали специалисты из Москвы и Ленинграда. Это были люди высочайшей культуры. Совсем не случайно в 1947 году, когда люди в Тракторном жили друг у друга «на голове» в бараках, а некоторые даже и в землянках, там построили одну из первых в Липецке музыкальных школ.

Когда журналисты как-то спросили Лилию Загееву, не собирается ли она сделать свой вуз сугубо техническим и убрать из него всю «гуманитарку», она сказала нет.

 Абсолютно нет. Давайте не будем забывать, что необходима гуманитаризация инженерного образования, про которую говорил ещё Сергей Леонидович Коцарь (учёный-металлург, один из самых известных ректоров ЛГТУ.  Прим. ред.). Да, мы даём инженерное образование, но и не забываем о том, что инженер  это цельная личность, которая развивается абсолютно во всех направлениях.

Текст: Виктор Унрау
Фото: управление образования и науки Липецкой области, ЛГТУ