Памятник Алексею Хренникову — купцу, городскому главе и храмоздателю — установят в Липецке. Подарок местным жителям создатели монумента готовились сделать ко Дню города: поставить памятник Хренникову в сквере возле стадиона «Металлург». Место выбрано неслучайно. Как и неслучаен уличный ремонт теплосетей, немного отдаливший дату установки памятника — к концу августа. Значит, так тому быть. Август в переводе — «благословенный».
Предпринимателям пример
Их было 25 предпринимателей, архитектор, скульптор и художница, знающая иконы, роспись, а также литейщик Олег Лесных, для которого памятник купцу Алексею Петровичу Хренникову стал уже 150-м в литейной жизни, и строитель Юрий Холодный. Идеей создания монумента купцу-храмоздателю загорелся липецкий предприниматель, председатель Липецкого регионального отделения организации «Опора России» Андрей Плотников.
— Подобно тому, что в XIX веке Алексей Петрович Хренников сделал для Липецка, привлекая других купцов, мы, предприниматели, вдохновились его примером, — рассказывает Андрей Плотников о том, как начинался путь в 10 лет, когда решили поставить памятник человеку, построившему Троицкий храм в Липецке.
Однако купец Хренников, будучи почётным гражданином и градоначальником в 1840-1841 годах, успел активно поучаствовать в реставрации и восстановлении липецкого Успенского монастыря. Его усилиями построен первый каменный мост на Соколе, а потомки купца усердно жертвовали на возведение городского храма в честь Николая Чудотворца. Все липецкие Хренниковы и сам Алексей Петрович были погребены на территории (под папертью) Троицкого храма. Так что ещё предстоит процесс поднятия останков наших выдающихся, великих земляков, в случае если храмовый комплекс будет восстанавливаться на прежнем месте, как того желают инициаторы проекта.
«Как сон столетий, Божий храм»
Проект православного комплекса на территории нынешнего стадиона «Металлург» получил одобрение сразу двух архиереев. Сначала в 2018 году владыка Никон, а позже и митрополит Липецкий и Задонский Арсений дали своё благословение на его возведение на исконном месте. Архитекторы Сергей Сошников и Алексей Аброскин создали проект, в соответствии с которым планируется воссоздать Троицкий собор таким, каким он предстал в чудесном видении купцу Хренникову в 1829 году, а потом был выстроен им на средства свои и других купцов.
Инициаторы проекта хотят возродить святыню на старом месте. Это величественное сооружение возвышалось над городом на перекрёстке нынешних улиц Октябрьской и Ворошилова. Сколько оно повенчало чьих-то душ, сколько было отпето и крещено под его куполом. Сколько приходило сюда людей, чтобы радоваться или просить прощения, для скольких храм стал покоем или утешением. А сейчас на этом месте — стадион «Металлург».
— Мы надеемся увидеть здесь не только утраченный храм, но и духовное училище, может, даже академию. Проект предполагает также новое здание епархии. Будет и гостиница для паломников, и трапезная, — добавляет Андрей Плотников. — Мы не смогли сберечь ансамбль от разрушения, но смогли бы восстановить его в полном объёме.
Хренниковы талантливые, но разные
Хренниковы, да и вообще купечество, стали благом для нашей земли. Купцы создали архетип Ельца, Липецка и, можно сказать, историческую ситуацию, даже в чём-то опередили её, решая всё своим умом, энергией, духовностью.
Предпринимателю Плотникову часто задают вопрос, состоят ли в родственных отношениях купец Алексей Хренников и композитор Тихон Хренников.
— Мы обращались в Государственную дирекцию по охране культурного наследия Липецкой области. Композитор считал всех Хренниковых родственниками, говоря, что они происходят от тех, кто выращивал хрен. Возможно, в глубине их родовой ветви и найдётся общий корень, но прямой родственной связи между купцом и композитором не отмечено, — отвечает Андрей Владимирович. — Когда наша идея с памятником обрела зримые очертания, мы пригласили потомков купца Хренникова в Липецк. Два года назад нас посетили 17 выходцев из купеческого рода. Это люди разных профессий, но во всех есть то, что называется породой. Они отмечены разными талантами. Приехав, все они очень удивлялись, почему мы, не являясь родственниками их предку, решили поставить ему памятник. Я ответил, что нас, православных христиан, объединяет Христос, поэтому у всех одно родство с Ним. Алексей Петрович Хренников был не только меценат, он делал Божьи дела. Это своего рода пример для подражания нам: таким должен быть русский предприниматель. Поэтому поставить ему памятник и возродить храм — это дело сущностное. В нём и идея, и идеология.
Изыскания — искания
Скульптор Геннадий Кривопусков и его жена художница Оксана Галиченко — мастера, которые вошли в архитектурную задачу, созданную Сергеем Сошниковым, и работали над памятником купцу Хренникову в общей сложности 5 лет. Вначале никто из них не предполагал, что рождение скульптуры станет предтечей большого православного архитектурного ансамбля.
Когда работа касается духовного, то она неизбежно будет приносить проблемы, искушения. Такова закономерность. И чем сильнее препятствия, тем важнее дожить до радости, чтобы получился монумент, которого ждали в городе. Всё это понимали и проходили столпы скульптуры и живописи, взявшиеся за дело.
Сергей Сошников грамотно, мастерски выбрал архитектурное пространство. А архитектурно-пространственная ситуация такова, что по одной линии, рядом с местом памятника купцу Хренникову, оказался прекрасный монумент главе Липецка Митрофану Клюеву, расположенный около театра драмы. Поэтому нужно было избежать художественных повторов, ведь оба они являлись градоначальниками, и почувствовать само пространство как некую праматерию и вместилище. Необходимо было изобразить купца Хренникова в правильном солнечном освещении (это важно для видения скульптуры), и чтобы он стоял развёрнутым навстречу идущему вниз по улице Первомайской потоку пешеходов и машин.
Всё было сделано филигранно, только не сразу, путём исканий. Скульпторы пробовали несколько вариантов, не меняя положения рук и поворота головы купца Хренникова, но «отвоевав» разворот его ступней у литейщиков НЛМК для того, чтобы скульптура стала более динамичной.
— Литейщики сказали, что отлить они отольют, но фигура не удержится в таком положении. Тогда мы убедили сделать нужный угол поворота ступней и круглый постамент, — рассказывает о месяцах творческих переговоров Геннадий Кривопусков. — А концепция постамента вообще менялась около пяти раз. Необходимо было соединить историческую фигуру с современным стилем постамента для памятника. Выбрали гранит, но на Урале запросили за него огромные деньги и согласились только на самовывоз. Мы отказались, потому что их цена превышала собранную предпринимателями сумму. Фигура купца стоит на облаках, в руках у него — храм. Вот облака мы планировали мраморные, белоснежные, но оказалось, что в Липецке нет установки, чтобы соорудить их из цельного блока, только из кусков. И никто не берётся сделать египетские стыки (без заметного следа соединения. — Прим. ред.). Тогда мы остановились на архитектурном бетоне. Это тоже хороший, качественный материал, хотя и дешевле. Архбетон не темнеет, как мрамор, и легко поддаётся реставрации. Сама фигура купца вылита из бронзы. Началась СВО, а бронза — это стратегический военный металл. Но купец выстоял, остался у нас бронзовым.
— Мы нашли единственное изображение Алексея Петровича и поначалу хотели повесить на шею какую-то медаль, атрибутирующую успех в бизнесе, — говорит Оксана Галиченко, — но вовремя отказались от этого. Ведь он был простым человеком в быту, ходил в типичной косоворотке, надевая сверху кафтан— сибирку, который принято было носить в купеческой среде. Вообще был такой критический творческий момент, когда Геннадий Васильевич почувствовал, что образ купца ему не откликается, и он разбил скульптуру. Когда к нам пришёл Андрей Владимирович Плотников и увидел это, то произнёс: «Я знаю, что у скульпторов такое бывает, но нужно посоветоваться с батюшкой:
— Батюшка, он либо тормозит, либо другого скульптора нужно взять», — сказал предприниматель. А священник ответил: «С кем начинал, с тем и заканчивай». Отслужили молебен, получили благословение — и всё у нас как-то ладно пошло с тех пор.
Небесный счёт
У купца Хренникова возникали и финансовые затруднения при возведении Троицкого храма, и препятствия со стороны правящего архиерея, который запретил строить такую великолепную церковь, дабы не перетекла паства из Тамбова в Липецк, который в то время находился в ведении Тамбовской епархии. Современные мастера также столкнулись с разными сложностями, но они не сдавались. За возможность делать то, во что веришь, часто платится кровью.
Поговорив с Оксаной Анатольевной и Геннадием Васильевичем, понимаешь, что им по плечу и по уму понять то, зачем это всё делается. Да и говорят они как будто не от себя, а руководствуясь законом творчества, которое, известно, от Творца, а не от кого-то другого.
— Господь всё управляет правильно, — произносит Оксана Анатольевна. — Вот Хренников был таким человеком, который отдавал, понимая, что «блаженнее отдавать, нежели принимать». У него был такой посыл: деньги нужны для того, чтобы жизнь других сделать лучше, понимаете? Не для того, чтобы обогатиться, а чтобы другим было светлее, легче. В нашей скульптуре он держит в руках как будто невесомый храм, словно говоря: «От всего сердца даю вам храм!».
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Липецкое региональное отделение «Опора России», Липецкая областная научная универсальная библиотека, Дом-музей Т.Н. Хренникова, из архива Геннадия Кривопускова, Оксаны Галиченко, автора