Как избежать суда и разрешить спор с помощью медиатора.
Судебная тяжба — часто дело затратное, может длиться не один месяц и даже не один год. Суд принимает решение, руководствуясь нормами закона. И, как правило, одна из сторон остаётся недовольна итогом судебной тяжбы. Но есть альтернативные способы решения конфликтов — медиация, судебное примирение и переговоры.
Есть альтернатива
Судьи в Липецкой области, реализуя задачу способствовать примирению сторон, разъясняют участникам гражданских споров их право прибегнуть к альтернативным способам урегулирования конфликта. К сожалению, многие настороженно и скептически относятся к примирительным процедурам, считая, что только суд может гарантировать защиту их прав. Но за время применения примирительных процедур в Липецкой области сформировалась положительная практика разрешения споров мирным путём. Есть совершенно уникальные случаи.
Примириться и заново жениться
Родители двухлетнего малыша, расторгнувшие брак, начали судебную тяжбу об определении порядка общения с ребёнком. Отношения между взрослыми были настолько конфликтными, что ситуация зашла в тупик. Родители не хотели друг друга видеть даже во время встреч папы с мальчиком. Однако бывшие супруги решились на встречу с медиатором. Посреднику удалось убедить стороны услышать друг друга. В суд они больше не вернулись. Более того, пара обратилась в ЗАГС и снова подала заявление о регистрации брака.
Заложники ситуации
К сожалению, ситуации, когда после развода дети становятся заложниками конфликтных отношений родителей, не редкость. Взаимные обиды, разочарования, гнев не дают взрослым мыслить здраво. В этот момент ребёнок становится орудием мести и манипуляций. И, к сожалению, суду не под силу устранить эту напряжённость между бывшими супругами. Зачастую после решения суда ситуация ещё более обостряется.
— Дела, вытекающие из семейных правоотношений, являются наиболее медиабельными, — отмечает заместитель председателя Липецкого областного суда по гражданским делам Ольга Торговченкова. — Объясню: оказавшись в спокойной обстановке, например, в одной из комнат примирения, которыми оборудованы многие суды в Липецкой области, при помощи посредника стороны наконец начинают слышать друг друга, видеть свои ошибки, думать о будущем и о благе детей. В этот момент они получают возможность найти взаимоприемлемый вариант решения всех вопросов, договориться об удобном графике встреч с ребёнком, определить порядок выплаты алиментов, разумно разделить имущество. И всё это — в рамках одной или нескольких встреч с медиатором. Все договорённости будут оформлены в виде медиативного соглашения, которое может быть утверждено судом. И, самое главное, стороны получают возможность наладить отношения.
Не стать врагами
Решение суда, к большому сожалению, в некоторых случаях может привести к новому витку конфликта. Пример из практики.
Бывшие супруги делят имущество в суде. По его решению супруга получает двухэтажную баню с верандой и бассейном. Мужчина, недовольный итогом, наведывается в здание, которое теперь принадлежит его бывшей жене, и устраивает в нём погром. Срывает замки, демонтирует коммуникации и сантехнические приборы, перекрывает инженерные сети, из бассейна удаляет насос, а водяную скважину заливает бетоном.
И они снова встречаются в суде, который обязывает мужчину возместить причинённый убыток в сумме свыше полумиллиона рублей. Затем ответчик подаёт апелляцию, дело рассматривает Липецкий областной суд, утверждая решение суда первой инстанции. Возможно, бывшие супруги и в дальнейшем будут не раз встречаться в зале суда, но это не пойдет им на пользу.
Найти компромисс
— Существует несколько принципов медиации, да и любой примирительной процедуры, — объясняет Ольга Торговченкова. — Это добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон. Посредник нейтрален и независим. Эти принципы — преимущество альтернативных суду способов разрешения конфликтов.
Суд, принимая решение, руководствуется только законом, он не ищет компромиссных решений, не пытается угодить обеим сторонам спора. Его задача состоит в том, чтобы восстановить нарушенные права, обеспечить законность. Между тем многие участники процессов по гражданским искам нуждаются именно в компромиссных решениях.
Быть добрыми соседями
Соседи часто встречаются в суде из-за постройки, оказавшийся не в том месте, неправильно смонтированной кровли или забора, «пробравшегося» на чужой участок. Как правило, суду несложно установить, кто в той или иной ситуации нарушил строительные нормы или Земельный кодекс, и восстановить законность. Соседи разойдутся по своим участкам, но, возможно, навсегда затаят злобу и обиду друг на друга. Но есть и другой способ. Снова пример из практики.
Владелец частного дома покрывает крышу новой кровлей с красивыми длинными свесами. Вода и снег с кровли попадают на участок соседей, чем они крайне возмущены. Встретившись в суде, стороны решают прибегнуть к помощи судебного примирителя и заключают мировое соглашение, по которому ответчик сохраняет новую кровлю, но немного укорачивает свисающую её часть, оборудует систему водоотведения и восстанавливает повреждённый во время ремонта забор соседей. Они, в свою очередь, отказываются от претензий к нему и требований о демонтаже новой кровли, установленной с нарушениями строительных норм.
Суд утверждает мировое соглашение, и стороны расходятся довольные друг другом, сэкономив время, деньги, которые могли бы быть затрачены на адвокатов и экспертизы, и нервы, которых портится так много в процессе войн с соседями.
Решить миром
Услуги медиаторов платные, судебные примирители оказывают помощь на безвозмездной основе. При этом в рамках процедуры медиации стороны имеют возможность заключить медиативное соглашение, разрешив сразу несколько спорных вопросов.
И в заключение стоит сказать о третьей примирительной процедуре — переговорах. Она проводится без участия посредника. Но кто сказал, что два оппонента не могут договориться без участия третьего лица, особенно если оба отчётливо понимают, что худой мир лучше доброй ссоры?
Текст: руководитель объединённой пресс-службы судебной системы Липецкой области Юлия Муратова
Фото: автора и из архива «Первого номера»