День любви, семьи и верности дали нам Муромские чудотворцы — святые Пётр и Феврония. Они были и остаются апостолами Любви для всего православного мира. Святые благоверные князья Пётр и Феврония Муромские сказали слово «люблю» вопреки всему: и не в эмоциональном волнении, а показали своей жизнью, став примером всем нам. Бог дал этот пример, кажется для того, чтобы мы учились существовать их союзом.
За нас с вами молятся Пётр и Феврония
К белым, почти сказочным храмам с древней историей я приезжала не единожды. Чтобы не рассредоточиться, не обмануть себя в мельтешении, посещая города Золотого кольца, а потом заявляя: «видела то и сё!». Поняла, что нужно к каждому храму прикоснуться несколько раз, в разные времена года, с разными мыслями — тогда будет толк от путешествий.
Впервые я оказалась в Муроме с друзьями-туристами: это, считай, проехала мимо.
Повторно со мной в дорогу собралась сокурсница, которая несколько эпатажно называла себя «язычницей», но, пускаясь, по её словам, в «сверхдуховную» поездку, заверяла: «Обещаю вести себя хорошо!». Это и правда было тихое, наполненное несуетностью посещение древнего Мурома. Мне хотелось, чтобы важное для меня стало пользой для другого человека.
В третий раз я приехала одна — в сложный, переломный момент, под Новый год, который впоследствии подарил встречу с человеком, навсегда разделившим мою жизнь на «до» и «после». Конечно, я часто продолжаю откатываться назад, но думаю, что это уже происходит по одну сторону черты, где существует путь только вперёд.
Эта встреча с жизненно нужным человеком — не о личной жизни, хотя Петру и Февронии традиционно молятся о хороших мужьях и жёнах, не осознавая, насколько это примитивно: прикоснулся к мощам — вот тебе и семейное счастье. Не давая манёвр для Господа, Его промысла, а беря у Него потребительский кредит, которого не отдать.
Чудо тогда случилось в моей жизни, чтобы я поняла волю Бога на доступном мне уровне, но и вопросы о чудотворцах Петре и Февронии остались. Об этом — наша беседа с клириком Христорождественского собора Липецка иереем Сергием Гришановым.
Ты — свет моих глаз
— Отец Сергий, почему именно Петра и Февронию Муромских считают покровителями брака и семьи? Ведь у нас есть и ещё святые, которые душу свою клали за супруга, забывая себя, даже своё имя, как Ксения Петербургская. Можно привести в пример и брак преподобных Кирилла и Марии — родителей Сергия Радонежского, также святых мучеников Адриана и Наталии. А ближе к нашему времени — любовь праведного Алексия Мечёва.
— Будучи студентом духовной академии, я жил в Сергиевом Посаде, часто ездил в Хотьково и находился практически постоянно у мощей преподобного Сергия Радонежского, своего небесного покровителя. Молился его святым родителям, Кириллу и Марии, у которых, помимо преподобного Сергия, был ещё один ребёнок в сонме святых. То есть никому не возбраняется молиться о создании и благополучии семьи тем святым, с которыми чувствуется душевная близость, понятны и близки их внутренние взгляды, какие-то схожие ситуации, которые они преодолевали.
История любви святых Петра и Февронии уникальна среди жизнеописаний наших святых. Читаешь жития других средневековых супругов и понимаешь, что это истории крестоношения: преодолений, трудов, скорбей. У Петра и Февронии тоже были серьёзные испытания. Это и смертельная болезнь Петра, и проблема выбора: остаться с женой Февронией или остаться князем. Современному человеку кажется очевидным остаться с женой, но мы понимаем, что Пётр, кроме князя, никем не мог быть. Однако он выбирает путь с любимой, и их обоих изгоняют с престола, вообще из княжества.
Люди того времени часто женились не по любви, а из-за политических условий, чтобы породниться с соседним княжеством, государством. Личное счастье ставилось на второе, третье, пятое место. Первое — это польза своему княжеству, народу, пред которым ты обязан, государству. И даже осуждались те, кто личное счастье ставил в приоритет. Поэтому выбор Петра был не такой лёгкий. Но всё равно мы видим красивую, романтическую, порой сказочную историю любви Петра и Февронии. И мне кажется, неплохо, что именно современному человеку их любовь, их союз гораздо ближе, чем истории жизни других святых, о которых мы с вами упоминали.
Любовь сильней всего на свете
— Тем не менее в «Повести о житии Петра и Февронии Муромских», написанной иноком Ермолаем — Еразмом, ни разу не употребляется слово «любовь». Почему так?
— Это произведение написано в XVI веке, когда канонизировали Петра и Февронию, живших в XIII столетии. Но и в начале XX века людям было не до сантиментов. Моя бабушка, которой сейчас 99 лет, как-то спросила супругу, читавшую вслух книгу о христианах: «Валечка, там пишут про любовь какую-то. Объясни, пожалуйста, что это такое». То есть были тяжёлые времена, когда отсутствие света или земляные полы воспринимались не столь трагично по сравнению с вопросом физического выживания. Надо было быть сильным, суровым, чтобы выжить. Поэтому понятие любви, особенно в деревнях, выражалось через такие слова, как «он её жалеет». А в житии святых Петра и Февронии мы считываем эту любовь через поступки, выбор, приоритеты Петра.
Муж через жену освящается
— Поступки Февронии тоже были нетипичными для того времени. И с этим связано очень сильное искажение, даже очернение её образа сознанием современных людей. Рисуется такая картина, что крестьянская девушка Феврония чуть ли не шантажом стала женой князя. Будто бы смертельно больному Петру она поставила условие: вылечу, если женишься на мне. При этом умышленно оставила часть тела недолеченной, чтобы в случае отказа жениться болезнь к Петру вернулась. Но в жизнеописании святых супругов ясно сказано, что первое и главное своё условие Феврония вложила в слова: «Аще будет он мягкосерд и смиренен в ответах, то будет здрав». То есть ей нужно было не замужество любой ценой, а исцеление души любимого.
— Совершенно верно, путём шантажа Феврония не хотела стать женой князя Петра. Было её внутреннее духовное прозрение промысла Божия об этом человеке, о себе, об их пути совместном. Она изначально была особенная, возможно, при жизни святая. Врачевала, имела особые духовные дары. А Пётр подтянулся за ней в процессе жизни, став святым через супругу. Как просил апостол Павел, обращаясь к христианкам, жёнам язычников: не разводиться с мужьями. Быть может, через образ своего поведения сделаешь его христианином.
Можно с большой вероятностью предположить, что болезнь Петра имела духовные корни (иносказательно оросивший своей кровью Петра змей, которого убил князь, — это дух). А духовное можно лечить только Духом. В словах Февронии проводится связь между здоровьем души и здоровьем тела. Не случайно, когда идёт чин соборования у нас в Церкви над больным человеком, то все молитвы в основном об исцелении души, а о теле не так уж много говорится. Потому что когда душа будет исцелённая, чистая, то это непременно скажется и на теле положительным образом.
— Феврония была дочерью древолаза, жила в селе Ласково княжества Рязанского, куда к ней для исцеления привезли больного князя Петра из Муромского княжества. Это село и сейчас существует в Рязанской области. Там жили особенные люди?
— Очень часто ойконимы говорят сами за себя. Возможно, в Ласковое жили душевные, ласковые, приветливые люди. Но возможность встречи крестьянки и князя из разных княжеств была маловероятна, по реальной логике. Зато могла быть осуществима божественным Промыслом. Феврония при встрече говорит загадками, вокруг неё прыгает какой-то заяц. Конечно, здесь задействован фольклорный элемент, но рассмотрим её поведение.
Даже для нас, людей XXI века, когда существует равенство полов, считается неприемлемым, чтобы женщина делала мужчине предложение. Мужчина предлагает брак — женщина соглашается, это вшито в нашу поведенческую систему. Отмотаем 700 лет назад: вообще в голове не вмещается, как может девица сама делать предложение. Но нужно в истории с Петром и Февронией рассматривать всё с высшей, духовной точки зрения. Иногда как раз подлинно смиренный человек, скрывающий свою святость, ведёт себя как юродивый. Он как бы нарушает законы, социальные правила. И что интересно, нарушение одного и того же правила и смиренным, и гордецом внешне выглядит одинаково. Но смиренный нарушает из внутренней простоты, как бы не видя этого нарушения, сложности какой-то, не видя этой проблемы. А гордец нарушает из глобального, раздутого своего «я». Так и здесь можно сказать, что она нарушает нормы социальные, но именно исходя из внутренней простоты и смирения, и, может быть, духовной прозорливости, которую мы не можем понять, в хорошем смысле слова: не в плане осуждать, а даже понимать не можем. Апостол Павел хорошо сказал, что о духовном мирские не могут судить, потому что это не вмещается в их понятия, в их сознание, в какие-то поступки, взгляды.
Икона отношений
— Чем для нас, современных людей, пример святых Петра и Февронии должен быть поучительным или вдохновляющим?
— Мы должны у них учиться традиционным ценностям. Но у нас традиционные ценности часто сходятся только к борьбе против однополых отношений. Это зауженное, обывательское понимание. А вот когда мы смотрим фильмы, сериалы, где измена является нормой, — какие же это традиционные ценности? Традиционные ценности — это верность супругу. В жизни Петра и Февронии даже намёка не найдём на то, что у них была возможность как-то покривить душой в отношении верности. Вот они и молятся за нас, чтобы жили, подобно им, «едину мысль во двою телу».
Беседовала Светлана Чеботарёва
Фото: из архива героя, из архива автора