Курс на Африку

Курс на Африку

Одна из главных экономических задач региона  вовлечение малого и среднего бизнеса во внешнеторговую деятельность. В 2023 году представители МСП разворачивали свою экспортную активность с Запада на Восток, в 2024-м малый бизнес региона взял курс на Африку.

Зачем идти за три моря?

 Мы видим, что экспорт в 2023 году вырос более чем на 30% по сравнению с 2022 годом,  рассказал вице-губернатор Сергей Курбатов.  Я думаю, что подавляющее большинство тех малых и средних предприятий, которые вышли на экспорт, относятся к этому не как к какому-то разовому приключению, а как к очень серьёзному источнику своего развития. И для нас, и для бизнеса это очень важно, потому что экспорт позволяет проверить конкурентоспособность своей продукции и кратно увеличить рынки сбыта.
О важности завоевания новых рынков сбыта при каждом удобном случае напоминает и президент Липецкой торгово-промышленной палаты Анатолий Гольцов.
 Расширение рынков сбыта  это важнейший фактор развития бизнеса и в экономическом, и в моральном плане,  говорил он в своём программном интервью несколько лет назад.  Когда у бизнеса есть рынки сбыта, он берёт кредиты, наращивает производство, стремится получить максимальную прибыль за счёт реализации своей продукции. А это рост зарплаты, налогов и так далее. Когда же сбывать продукцию некуда, бизнес сосредотачивается на собственном выживании. Он начинает оптимизировать налоговую нагрузку, сдерживать рост заработной платы и нередко идёт на нарушение закона: сокрытие прибыли, зарплата в конвертах и тому подобные вещи. Поэтому мы у себя в торгово-промышленной палате уделяем теме завоевания новых рынков для липецкого бизнеса самое серьёзное внимание.

Нас там ждут

Сам Анатолий Гольцов и сотрудники Липецкой ТПП несколько лет ездили по всему миру и заключали договоры о взаимопомощи с торгово-промышленными палатами других стран и городов. Суть тут простая. Предположим, вы предприниматель, приезжаете куда-нибудь в Мавританию и хотите найти там партнёров по бизнесу. Страна чужая, ни арабского, ни французского вы не знаете, спросить, где тут живут деловые люди, не у кого. Но там есть торгово-промышленная палата, у которой с Липецкой ТПП договор о сотрудничестве и которая обязалась оказывать всемерную поддержку липецким предпринимателям. Вы приходите туда, и вас встречают как близкого родственника:

 О! Вы из Липецка? Без проблем устроим вам встречи с нашим бизнес-сообществом. Вы говорите по-арабски? Нет? Мы дадим вам переводчика. Всё будет окей!

Первопроходцы

У нас много небольших компаний, выпускающих продукцию очень высокого качества, которую наравне с мировыми брендами хорошо покупают за рубежом. Из числа тех, кто победил на региональном этапе всероссийского конкурса среди малых и средних предприятий «Экспортёр года-2023», можно, например, назвать «Липецкую обувную компанию» (ЛОК). Она шьёт рабочую обувь практически для всех отраслей промышленности и уже 20 лет поставляет её за рубеж, сегодня преимущественно в Казахстан.

 У нас специализированная обувь для рабочих,  рассказывает директор компании по развитию Владимир Семендяев.  У неё особая защита  металлические подноски и специальные пятки, очень толстая кожа. Кожа для обычной обуви идёт примерно полтора миллиметра толщиной. У нас минимум 1,8, но в среднем 2 миллиметра. Очень толстая. Поэтому наша обувь прочная, носится долго, но потяжелее, чем обычная.
Многие, впрочем, покупают продукцию компании ЛОК и для повседневной носки  в её коллекции можно выбрать стильные ботинки или туфли. В них подкупает как раз то, что они прочные и долговечные. При этом ещё и стоят недорого. Но это к слову. Проектная мощность ЛОКа  120 тысяч пар обуви в год, но обычно, говорит Семендяев, по концу года выходят на 90 тысяч пар.
Или, например, косметическая компания MEZO, единственная в своём роде в Липецке. А по России таких производств не больше десяти. Это очень крупная компания. В год она производит около 4 млн единиц продукции и примерно 5% отправляет в другие страны.

 У нас сейчас восемь коллекций косметики,  рассказывает руководитель отдела продаж Екатерина Фарафонова.  Отличное упаковочное решение  флаконы, тубы, саше, экопомпы разного объёма и разного формата. Всё это, конечно, востребовано, в том числе и за рубежом, и мы видим в этом серьёзный потенциал развития.
К этому можно добавить ещё несколько десятков компаний только из тех, кто уже освоился или осваивается на внешних рынках. В прошлом году за пределами России продавали свою продукцию 40 липецких предприятий малого и среднего бизнеса. Все вместе они заработали 16,439 млн долларов. Причём это только те компании, которые заключили экспортные контракты при содействии Центра поддержки экспорта (ЦПЭ).

Не умеешь  научим

В общем, продавать за рубеж есть что и есть кому. Но лёд, как говорится, тронулся не сразу. Дело в том, что в компании, которая захочет заняться экспортом своих продуктов, должны быть специалисты по внешнеэкономической деятельности, а их на малых и средних предприятиях нет. И именно для того, чтобы, не имея таких специалистов, все, кто желает и кому есть что предложить иностранцам, всё же могли экспортировать свою продукцию, в 2017 году по инициативе Липецкой торгово-промышленной палаты и правительства Липецкой области создали региональный Центр поддержки экспорта. ЦПЭ, попросту говоря, берёт предпринимателя за руку и приводит на те рынки, где он хочет продавать свой товар.
 Знаете,  говорит исполнительный директор компании «Свой корм» Алексей Глазков,  сказать, что ЦПЭ нам помогает,  это ничего не сказать. Мы бы, наверное, ничего не продавали за рубежом, если бы нам не помогали. Мы ещё до того, как стали работать с Центром поддержки экспорта, пробовали продать за рубеж небольшую партию кормов. Она со скрипом ушла, и мы решили после этого с экспортом не связываться. Но однажды нас познакомили с руководством центра, его специалисты избавили нас от тех ошибок, которые мы допустили при первой попытке выйти на зарубежные рынки. С декабря прошлого года мы продаём в других странах по семь тысяч тонн своей продукции в месяц и сейчас планируем выйти на десять тысяч.

Статистика и санкции

О том, что организация Центра поддержки бизнеса помогла липецким предпринимателям, можно судить по статистике экспорта малого и среднего бизнеса. Уже в 2019 году прирост компаний-экспортёров, по данным Липецкстата, по сравнению с 2017-м, составил 50%, а объём экспорта без учёта чёрных металлов увеличился на 37%. В 2019 году, учитывая предыдущие показатели, ожидали, что МСП заработают на внешних рынках 3 млн долларов, а они заработали 10,916 млн. В 2020-м на их счета пришло из-за границы 15,024 млн долларов, а в 2021-м  21,109 млн. Эта тенденция, правда, приостановилась, когда против России ввели экономические санкции и европейцы разорвали с нашими предпринимателями уже заключённые контракты.
 Сегодня, конечно, нас не везде с радостью принимают,  рассказывает Глазков.  Были случаи, когда мы отправляли продукцию в Латвию, Литву и Польшу, но наши машины без внятного объяснения причин на границе разворачивали обратно. Поэтому сегодня мы дружим только с теми, кто относится к нам уважительно. На данный момент наши самые верные и благодарные коллеги  это белорусы и предприниматели из других дружественных стран. Таких много. В этом году планируем выйти на рынки Китая, Турции и Ирана  там нас ждут.

В жёлтую, жаркую Африку

В 2022-м и 2023 годах малый и средний бизнес региона менял направление своей экспортной активности с Запада на Восток. «В 2023 году экспортные контракты заключили 40 компаний МСП, что в 1,5 раза больше показателя прошлого года,  говорится в заявлении правительства Липецкой области, сделанном ТАСС,  продукция отправлялась в Азербайджан, Армению, Таджикистан, Узбекистан, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Вьетнам, Монголию». В этом году липецкие предприниматели пойдут не только на Восток, но и на Юг.
 Если в 2023 году упор в развитии экспорта в основном был на Восток, то в 2024-м планируется выводить компании и на африканский континент,  говорит начальник Центра поддержки экспорта Василий Гольцов.  Перспектив для развития в этом направлении довольно много. В Африке немало стран с потребностями в сельскохозяйственной, промышленной, строительной и другой продукции. В Липецкой области есть предприятия малого и среднего бизнеса, которые могли бы поставлять туда стройматериалы, сельхозтехнику, запчасти и продукты питания.

Выгодное сотрудничество

Липецкая торгово-промышленная палата уже давно контактирует с Африкой. Несмотря на то что в начале 2010-х годов и среди обывателей, и среди предпринимателей господствовало мнение, что Советский Союз кормил Африку, ничего не получая взамен, что, следовательно, и сегодня на Чёрном континенте ничего не заработаешь, Анатолий Гольцов, который возглавил тогда Липецкую ТПП, отправился налаживать контакты с деловыми людьми внешнего мира в первую очередь именно туда.
 Я не буду перечислять все выгоды, которые мы получали от экономического сотрудничества с африканскими странами,  говорил он в начале 2010-х годов.  Это будет слишком долго. Скажу, например, что горнорудный комплекс гвинейской Киндии на 30% покрывал потребность алюминиевой промышленности СССР в бокситах (вид алюминиевой руды.  Прим. ред.). 80% золота, которое добывали в Мали, отправлялось в Советский Союз в счёт погашения кредитов, и так далее. Мы много получили от сотрудничества с африканскими странами, и сегодня там работать выгодно.

Не боимся конкуренции

Гольцов также говорил в своих многочисленных интервью, что на выгоду экономического сотрудничества с африканскими странами указывает и активность на этом континенте европейских и китайских предпринимателей, с которыми нам ещё придётся побороться за богатства Африки.
 Особенно высокую конкуренцию на этом континенте России составляет Китай,  говорит Василий Гольцов.  Тем не менее российский бизнес участвует в развитии африканского континента. Одна из липецких компаний МСП, производящая удобрения, уже прорабатывает выход на африканские страны, где сейчас проводятся испытания образцов её продукции.

Речь идёт о липецком научно-производственном предприятии Константина Рогатнева «Эколайн», которое разрабатывает и производит микробиологические удобрения и препараты для защиты сельскохозяйственных культур. На рынке хорошо известно, например, разработанное «Эколайном» микробиологическое удобрение «Экорик», которое ускоряет рост и развитие растений и увеличивает их продуктивность. Эксперты говорят, что «Эколайн» вполне может конкурировать и даже быть вне конкуренции рядом с китайскими производителями удобрений и фунгицидов, потому что китайцы преимущественно делают химические препараты, а липчане  биологические. По эффективности они не уступают химическим, но с точки зрения безопасности для здоровья человека превосходят их.

Нам там доверяют

К числу бесспорных преимуществ для российского бизнеса Анатолий Гольцов относит и то, что в Африке помнят и любят русских и Россию.

 В этом нет ничего удивительного,  говорит он.  Дело не только в том, что мы приходили туда с миром и никого не грабили, а ещё и в том, что многие африканцы учились в советских вузах. В Марокко я даже встречал выпускников липецкого педуниверситета. Это удивительно и даже как-то ирреально встретить человека, который родился и живёт в Северной Африке и страдает ностальгией по Липецку, по улице Ленина и Верхнему парку! В бизнесе важна не только голая экономика, но и человеческие отношения, доверие. А в Африке нам доверяют.

Конечно, на фоне всех малых и средних предприятий 40 компаний-экспортёров  это не много. В одном только Липецке МСП около 22 тысяч. Но 40 уже есть, а тысячи мечтают поставлять продукцию за рубеж, это становится трендом среди предпринимателей, которые заботятся о своей деловой репутации. Как говорит Анатолий Гольцов, бизнесом движет не свод хороших законов, а чужой успех.

Текст: Виктор Унрау
Фото: правительство Липецкой области и из архива «Первого номера».