Белгородский государственный академический драматический театр имени Щепкина приехал с гастролями в Липецк.
Со стороны труппы это контрвоенный шаг — привести четыре спектакля и сыграть их, потому что в Белгороде актёры не имеют возможности выходить на сцену уже больше месяца. Со стороны правительства Липецкой области, пригласившего актёров и организовавшего гастроли, — это поддержка артистов и искусства в целом. Ведь даже приехав в Липецк, они волнуются за близких, получая на телефон сообщения о ракетной опасности в Белгороде. Для липецкого зрителя спектакли белгородцев — это расширение театрального материка и дополнительное приобщение к культуре.
Спектакли под сирену
На сцене театра драмы имени Толстого белгородцы показали три спектакля и одну сказку для детей. Самая зрелищная с точки зрения яркости сценических костюмов и самая что ни на есть классическая постановка, а значит, отсылающая к вечным темам, — спектакль «Мера за меру» (16+) по пьесе Шекспира. В центральной роли занят народный артист России Виталий Стариков. Перед спектаклем нам удалось немного поговорить с ним о днях сегодняшних и вечно живых вопросах.
— Мы в трудном положении, но стараемся держаться, — говорит Виталий Алексеевич об условиях работы в Белгородском театре сейчас. — Но именно в такие времена проверяется человек и вообще всё на подлинность. Все актёры очень благодарны правительству Липецкой области за то, что нас пригласили и дали нам возможность хотя бы на четыре дня вернуться в профессию. Мы уже с начала марта, когда начались интенсивные обстрелы города, не то что не работаем, даже не репетируем. Опасно находиться в центре города, где расположен наш театр. У всех есть подписка на мессенджеры, которые сигнализируют о ракетной или воздушной тревоге. Вот сегодня, уже в Липецке, в полшестого утра мой телефон загудел — тревога. Сбиты десять беспилотников, и фото выложены с развалинами детской поликлиники. Хорошо, что рано утром там никого не было.
Артист отмечает, что белгородцы всё равно ходят на спектакли и дают почувствовать артистам их важность в это нелёгкое время. До тех пор, пока не обстреливали по 5–6 раз в день, зал был почти всегда полон.
— Дважды случилось так, — поясняет народный артист, — играем спектакль, и звучит сирена — нужно спускаться всем актёрам в укрытие (у нас это подвал) и выводить туда людей из зрительного зала. Весь коллектив прошёл учёбу: знаем, как оказать первую помощь, куда эвакуироваться в помещении, какими ходами идти. И среди зрителей не случилось никакой паники: все слушали администратора; белгородцы вообще достойно себя ведут в сложившейся ситуации. Спектакли возобновлять нельзя после отбоя воздушной тревоги. Люди могут либо сдать билеты, либо ждать переноса спектакля. Но сейчас все понимают, что даты переноса нет. Мы ждём, что хотя бы организуют «серую зону», как говорил наш президент, и тогда нам разрешать репетировать — для нас это уже большое дело.
Липецк — первый город, куда актёров пригласили с гастролями. В мае планируются ещё обменные спектакли в другие города, но их организовывает Министерство культуры. Липецкая сцена, по признанию артистов, комфортна. Некоторые из них уже приезжали на «Липецкие театральные встречи», получали награды за сыгранные роли. Что ж, наша сцена — величина постоянная: если полюбит, то навсегда.
40 лет отдано сцене
— Играли сказку на вашей сцене сегодня — был аншлаг, — рассказывает Виталий Стариков. — Для актёров это великая радость, отдушина — видеть отдачу зала. Сейчас предстоит спектакль по Шекспиру «Мера за меру» (16), где у меня главная роль герцога, правителя Вены.
Виталий Алексеевич служит в Белгородском театре уже сорок лет. В этом году отметил семидесятилетний юбилей, и в марте должен был состояться спектакль-бенефис «Король Лир» (16+) с ним в главной роли, но постановке помешала война. О роли Лира говорит как о мечте, у каждого актёра есть такая роль-мечта.
Он окончил Саратовское театральное училище, где учились многие знаменитости, например Олег Табаков и Олег Янковский.
— Особенность Белгородского театра в нашем руководителе Викторе Слободчуке, который руководит театром 51 год — такого вообще нет в России, — поясняет Виталий Алексеевич. — Он так построил работу, что приглашает больших режиссёров. Мне посчастливилось работать с народным артистом СССР Владимиром Андреевым, Борисом Морозовым, главным режиссёром Театра Советской армии, ранее он был режиссёром Малого театра. У нас он поставил 10 спектаклей, почти в каждом из них я занят. Морозовский спектакль «Горе от ума» (12+) идёт до сих пор, этой постановке 20 лет. Уже и актёрский состав сменился. Я сначала играл Скалозуба, когда был моложе, сейчас играю Фамусова.
Грандиозным успехом в Белгороде пользуется постановка Станислава Мальцева «Любовь и голуби» (16+), её тоже увидел липецкий зритель.
Какою мерою мерим
Спектакль «Мера за меру», где Виталий Стариков играет главную роль герцога, имеет возрастной ценз 16+. Вильям Шекспир написал некогда своеобразную пьесу на века. Пушкин воспользовался сюжетом, считая характер наместника герцога Анджела сложным, глубоким, поэтому вынес его имя в название поэмы. Фабула прозрачна и укладывается в формулу: «Во время разговора царь стоял позадь забора». Царь, то есть герцог Вены, будучи добрым и честным человеком, видит, что не всё ладно в его государстве. И передаёт временно бразды правления Анджело, который славился жёстким поборником закона, посвятившим всего себя постам и наукам. Сам же герцог переодевается в монаха и следит за тем, что происходит в государстве.
В итоге Анджело влюбляется в монахиню Изабеллу, брата которой он должен казнить, потому что тот вступил в связь со своей возлюбленной до свадьбы, и они ждут ребёнка. Закон суров, его надо исполнить, чтобы спасти других от аналогичного падения. Монахиня бросается в ноги к наместнику, но Анджело поначалу непреклонен: «Не я казню, закон казнит». Но в нём вспыхивает страсть к монахине, чего никогда не было в его жизни, и он предлагает ей сделку: провести с ним ночь, и тогда её брат избежит плахи. Изабелла, для которой «бесчестная жизнь хуже смерти», рассказывает обо всём странствующему монаху (переодетому герцогу). Он советует вместо себя отправить к Анджело другую девушку: свидание происходит ночью, и Анджело не распознал подмену. Но он всё равно отдал приказание казнить брата Изабеллы, даже после этой ночи. Однако палач — верный друг герцога — спас и брата Изабеллы, и разбойника, которого не могут казнить в этом государстве уже 15 лет (то времени нет, то приговорённый не настроен казниться. — Прим. авт.). Сам герцог, сбросив монашескую хламиду, делает предложение Изабелле, поражённый её душевной чистотой.
Попутно идёт другая линия: герцог в монашеском одеянии слушает о себе то, что говорят подданные. Особенно усердствует болтун Люцио, беспардонно и радостно сочиняя, что герцог их откровенный дурак и что совращал нищую вдовицу 50-ти лет…
Это, конечно, комедия, хотя речь идёт о святости, чистоте и лицемерии, о власти и справедливости. Всё, что присутствует в современном обществе в любые времена: всегда идёт борьба за нравственность, справедливость, честь.
Зал был заполнен эмоциями, чувствами: так есть и будет, несмотря ни на что, ни на какие войны. И актёры будут играть свои роли. И если театр не спасёт мир, то мир приблизит. Как закончилось всё в сюжетной линии спектакля — миром и любовью.
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Сергей Паршин