Близко к сердцу

Близко к сердцу

В липецких школах и детских садах растёт число инклюзивных классов.

Два года назад семилетняя девочка Настя Сазонова стала первой липчанкой с особенностями здоровья, которая отказалась от дистанционного обучения и захотела посещать обычную общеобразовательную школу  63.

Тогда такое сложно было представить  маломобильных детей, которые передвигаются на коляске, пусть и с сохранным интеллектом, учат обычно на дому либо в специализированных школах. Но Настя, когда пришло время идти в первый класс, сказала, что хочет заниматься и дружить с обычными детьми.

Её мама Наталия Александровна говорит, что на успех не надеялась, но решила попытаться. Желание дочери озвучила в департаменте образования летом, за два месяца до начала учебного года.

 В мэрии мои слова приняли близко к сердцу,  вспоминает мама.  И сразу начали подбирать место учёбы. Ближе к дому оказалась школа  63.

Свободное передвижение

Школа построена в 1984 году и не была приспособлена под нужды маломобильных учеников. Специально для свободного передвижения девочки в учебном заведении расширили дверные проёмы на входе и в классе. Переделали санузел, поставили удобный стол в столовой. Убрали порожки в дверях  мелочь для обычного человека, которая становилась непреодолимым препятствием для ребёнка на коляске.

 Единственное, что не переделывали,  пандус на входе, он оказался удобным,  добавляет директор школы  63 Сергей Керекелица.  Наши труды оказались оправданны, ребёнок может спокойно учиться. Теперь думаем, как организовать обучение Насти в средней школе.

Для этого следует обеспечить возможность подъёма на верхние этажи. Вариантов несколько  лестничные подъёмники, лифт, пандусы. Времени определиться пока достаточно  девочка учится только во втором классе.

Дружат всем классом

Важный психологический момент  страх. Мама Насти очень переживала о том, как у дочери будет складываться общение со сверстниками. Было страшно от мысли, что придётся оставить девочку одну без своей помощи.

 Конечно, боялась, что дети могут обидеть,  рассказывает Наталия Александровна.  Опасалась, что толкнут просто из-за непонимания того, что у неё другие физические возможности.

Поэтому на школьном собрании накануне 1 сентября она обратилась к родителям с просьбой подготовить своих детей, рассказала о дочке и ответила на все вопросы. В итоге за полтора года не было никаких сложных ситуаций. Ребята всегда готовы прийти на помощь: поднять ручку, карандаш, учебник, если Настя их уронила, или провезти коляску. Несмотря на это, мама всё-таки остаётся ждать в коридоре, однако в последнее время начала отпрашиваться у дочки по делам.

Настя говорит, что ей нравится учиться, она хорошистка. Её любимые предметы  изобразительное искусство и окружающий мир.

 Весь класс  мои друзья,  делится девочка.  И есть лучшая подруга  Тая. Мы с ней созваниваемся, играем в игры на телефоне и планшете. Летом вместе гуляем.

В семье пока не строят грандиозных планов. Хотя Настя уже видит себя мастером маникюра. Решила, что будет принимать клиентов дома. Родители же надеются, что дочь окончит высшее учебное заведение и получит интересную перспективную профессию. Мама Насти признаётся, что теперь смело может мечтать о том, что у дочери будет супруг, дети и она будет счастлива.

Новые возможности

В том числе после этого случая родители перестали бояться предъявлять детские диагнозы образовательным учреждениям и не закрываются в своей беде. Тем временем в городе создаются новые классы и для детей с расстройством аутистического спектра. В этом году появилась возможность собрать таких учеников в 38-й школе, это район НЛМК. Раньше подобные классы и детские сады чаще появлялись в новых районах.

Научить понимать эмоции

Тихон Жаворонков  один из первоклашек, которые пошли в этом году в ресурсный класс школы  38. У него уже есть успехи: мальчик участвовал в школьном художественном конкурсе, его рисунок выставили наравне с работами учеников других классов. Но главное, ему стало проще выражать свои эмоции.

 Мы общаемся с детьми с помощью карточек,  рассказывает психолог Наталья Юрьевна.  Учим ребят распознавать собственные эмоции, показывать близким, чего они хотят в конкретной ситуации. И дети меняются, становятся спокойнее.

Помочь ребёнку в таких классах можно всегда, считают педагоги, но результаты более заметны, если ученик приходит в школу после детского сада. Мама Тихона Анна Жаворонкова подтверждает: скачок в развитии сына произошёл, когда он пошёл в детский сад.

 Тяжело переживала его диагноз,  признаётся Анна.  Прошла все стадии принятия. Сейчас мы ходим на плавание, на танцы в народный инклюзивный театр «Параллели», занимаемся инклюзивным футболом. Педагоги говорят, что Тихон открыт для общения, и я радуюсь, когда вижу, что он самостоятельно может получить одежду в гардеробе. В этом и заключается моя основная цель  научить сына самостоятельно обслуживать себя и обходиться без моей помощи.

В ресурсном классе с каждым ребёнком занимаются педагог, психолог и тьютор, которые отслеживают, насколько эффективен образовательный процесс, и точечно корректируют программу обучения. Она, кстати, у всех индивидуальная. Но это не означает, что дети не изучают общеобразовательные предметы. Они осваивают и русский язык, и математику, но в более длительные сроки. Обучение для детей продолжится, в департаменте образования уже получили 30 заявлений на зачисление детей в первые ресурсные классы следующего года.

«УчимЗнаем» для маленьких пациентов

Недавно на комиссии по образованию, культуре, спорту и делам молодёжи в городском Совете депутатов председатель департамента образования Светлана Бедрова рассказала о новых направлениях работы с детьми с серьёзными недугами. Так, открыта первая группа для детей с сахарным диабетом в детском саду  107. Малыши получают соответствующее заболеванию питание и особый контроль за состоянием здоровья. В горсовете не скрывают, что есть запросы для помощи более взрослым детям с этим диагнозом.

Вопрос со специальным меню в школах можно решить. Однако пока сложно организовать систему контроля за самочувствием подросшего ребёнка.

Ещё один проект этого учебного года  «УчимЗнаем». По нему работают в сотрудничестве с Национальным медицинским исследовательским центром детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва, это флагман проекта. Первая госпитальная школа открыта в онкологическом отделении Областной детской клинической больницы на грантовые средства от региона. К ребятам на занятия приходят педагоги из школы  30.

 Это обучение детей, которые находятся на длительном лечении,  говорит Светлана Бедрова.  Помимо обучения там есть и другие проекты, которые позволяют детям понимать, что они не отделены от общей жизни.

Процесс открытия госпитальной школы занял год. Для работы с ребятами были отобраны 17 педагогов, которые преподают школьные предметы и организуют занятия по интересам.

 Инклюзивные проекты позволяют не только обучить, они помогают детям быть востребованными в жизни,  отмечает председатель комиссии горсовета по образованию, культуре, спорту и делам молодёжи Ольга Прокопенко.  Чаще всего ребята возвращаются в социум. Пока они получают дополнительные занятия, открывают другие виды деятельности, совершенствуются и растут. И наша задача  обеспечить для этого максимальные условия.

Цифры

1 454 ребёнка с ОВЗ и детей-инвалидов обучаются в школах Липецка в этом учебном году.
Из них 423  инклюзивно, то есть вместе с обычными детьми.
В детских садах Липецка работают 376 групп компенсирующей и комбинированной направленности.
Для детей с расстройством аутистического спектра в Липецке работают 8 групп в детских садах и 10  в ресурсных школьных классах, плюс один автономный класс в школе  32.

Текст: Лариса Пустовалова
Фото: Сергей Паршин