В липецких школах и детских садах растёт число инклюзивных классов.
Два года назад семилетняя девочка Настя Сазонова стала первой липчанкой с особенностями здоровья, которая отказалась от дистанционного обучения и захотела посещать обычную общеобразовательную школу № 63.
Тогда такое сложно было представить — маломобильных детей, которые передвигаются на коляске, пусть и с сохранным интеллектом, учат обычно на дому либо в специализированных школах. Но Настя, когда пришло время идти в первый класс, сказала, что хочет заниматься и дружить с обычными детьми.
Её мама Наталия Александровна говорит, что на успех не надеялась, но решила попытаться. Желание дочери озвучила в департаменте образования летом, за два месяца до начала учебного года.
— В мэрии мои слова приняли близко к сердцу, — вспоминает мама. — И сразу начали подбирать место учёбы. Ближе к дому оказалась школа № 63.
Свободное передвижение
Школа построена в 1984 году и не была приспособлена под нужды маломобильных учеников. Специально для свободного передвижения девочки в учебном заведении расширили дверные проёмы на входе и в классе. Переделали санузел, поставили удобный стол в столовой. Убрали порожки в дверях — мелочь для обычного человека, которая становилась непреодолимым препятствием для ребёнка на коляске.
— Единственное, что не переделывали, — пандус на входе, он оказался удобным, — добавляет директор школы № 63 Сергей Керекелица. — Наши труды оказались оправданны, ребёнок может спокойно учиться. Теперь думаем, как организовать обучение Насти в средней школе.
Для этого следует обеспечить возможность подъёма на верхние этажи. Вариантов несколько — лестничные подъёмники, лифт, пандусы. Времени определиться пока достаточно — девочка учится только во втором классе.
Дружат всем классом
Важный психологический момент — страх. Мама Насти очень переживала о том, как у дочери будет складываться общение со сверстниками. Было страшно от мысли, что придётся оставить девочку одну без своей помощи.
— Конечно, боялась, что дети могут обидеть, — рассказывает Наталия Александровна. — Опасалась, что толкнут просто из-за непонимания того, что у неё другие физические возможности.
Поэтому на школьном собрании накануне 1 сентября она обратилась к родителям с просьбой подготовить своих детей, рассказала о дочке и ответила на все вопросы. В итоге за полтора года не было никаких сложных ситуаций. Ребята всегда готовы прийти на помощь: поднять ручку, карандаш, учебник, если Настя их уронила, или провезти коляску. Несмотря на это, мама всё-таки остаётся ждать в коридоре, однако в последнее время начала отпрашиваться у дочки по делам.
Настя говорит, что ей нравится учиться, она хорошистка. Её любимые предметы — изобразительное искусство и окружающий мир.
— Весь класс — мои друзья, — делится девочка. — И есть лучшая подруга — Тая. Мы с ней созваниваемся, играем в игры на телефоне и планшете. Летом вместе гуляем.
В семье пока не строят грандиозных планов. Хотя Настя уже видит себя мастером маникюра. Решила, что будет принимать клиентов дома. Родители же надеются, что дочь окончит высшее учебное заведение и получит интересную перспективную профессию. Мама Насти признаётся, что теперь смело может мечтать о том, что у дочери будет супруг, дети и она будет счастлива.
Новые возможности
В том числе после этого случая родители перестали бояться предъявлять детские диагнозы образовательным учреждениям и не закрываются в своей беде. Тем временем в городе создаются новые классы и для детей с расстройством аутистического спектра. В этом году появилась возможность собрать таких учеников в 38-й школе, это район НЛМК. Раньше подобные классы и детские сады чаще появлялись в новых районах.
Научить понимать эмоции
Тихон Жаворонков — один из первоклашек, которые пошли в этом году в ресурсный класс школы № 38. У него уже есть успехи: мальчик участвовал в школьном художественном конкурсе, его рисунок выставили наравне с работами учеников других классов. Но главное, ему стало проще выражать свои эмоции.
— Мы общаемся с детьми с помощью карточек, — рассказывает психолог Наталья Юрьевна. — Учим ребят распознавать собственные эмоции, показывать близким, чего они хотят в конкретной ситуации. И дети меняются, становятся спокойнее.
Помочь ребёнку в таких классах можно всегда, считают педагоги, но результаты более заметны, если ученик приходит в школу после детского сада. Мама Тихона Анна Жаворонкова подтверждает: скачок в развитии сына произошёл, когда он пошёл в детский сад.
— Тяжело переживала его диагноз, — признаётся Анна. — Прошла все стадии принятия. Сейчас мы ходим на плавание, на танцы в народный инклюзивный театр «Параллели», занимаемся инклюзивным футболом. Педагоги говорят, что Тихон открыт для общения, и я радуюсь, когда вижу, что он самостоятельно может получить одежду в гардеробе. В этом и заключается моя основная цель — научить сына самостоятельно обслуживать себя и обходиться без моей помощи.
В ресурсном классе с каждым ребёнком занимаются педагог, психолог и тьютор, которые отслеживают, насколько эффективен образовательный процесс, и точечно корректируют программу обучения. Она, кстати, у всех индивидуальная. Но это не означает, что дети не изучают общеобразовательные предметы. Они осваивают и русский язык, и математику, но в более длительные сроки. Обучение для детей продолжится, в департаменте образования уже получили 30 заявлений на зачисление детей в первые ресурсные классы следующего года.
«УчимЗнаем» для маленьких пациентов
Недавно на комиссии по образованию, культуре, спорту и делам молодёжи в городском Совете депутатов председатель департамента образования Светлана Бедрова рассказала о новых направлениях работы с детьми с серьёзными недугами. Так, открыта первая группа для детей с сахарным диабетом в детском саду № 107. Малыши получают соответствующее заболеванию питание и особый контроль за состоянием здоровья. В горсовете не скрывают, что есть запросы для помощи более взрослым детям с этим диагнозом.
Вопрос со специальным меню в школах можно решить. Однако пока сложно организовать систему контроля за самочувствием подросшего ребёнка.
Ещё один проект этого учебного года — «УчимЗнаем». По нему работают в сотрудничестве с Национальным медицинским исследовательским центром детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва, это флагман проекта. Первая госпитальная школа открыта в онкологическом отделении Областной детской клинической больницы на грантовые средства от региона. К ребятам на занятия приходят педагоги из школы № 30.
— Это обучение детей, которые находятся на длительном лечении, — говорит Светлана Бедрова. — Помимо обучения там есть и другие проекты, которые позволяют детям понимать, что они не отделены от общей жизни.
Процесс открытия госпитальной школы занял год. Для работы с ребятами были отобраны 17 педагогов, которые преподают школьные предметы и организуют занятия по интересам.
— Инклюзивные проекты позволяют не только обучить, они помогают детям быть востребованными в жизни, — отмечает председатель комиссии горсовета по образованию, культуре, спорту и делам молодёжи Ольга Прокопенко. — Чаще всего ребята возвращаются в социум. Пока они получают дополнительные занятия, открывают другие виды деятельности, совершенствуются и растут. И наша задача — обеспечить для этого максимальные условия.
Цифры
1 454 ребёнка с ОВЗ и детей-инвалидов обучаются в школах Липецка в этом учебном году.
Из них 423 — инклюзивно, то есть вместе с обычными детьми.
В детских садах Липецка работают 376 групп компенсирующей и комбинированной направленности.
Для детей с расстройством аутистического спектра в Липецке работают 8 групп в детских садах и 10 — в ресурсных школьных классах, плюс один автономный класс в школе № 32.
Текст: Лариса Пустовалова
Фото: Сергей Паршин