Шёл трамвай10-й номер

Шёл трамвай10-й номер

Краткая история липецкого трамвая

Первых пассажиров липецкий трамвай взял на борт 7 ноября 1947 года, но его история началась в сентябре 1944-го. Это был год, когда с конвейера тракторного завода сошёл первый липецкий трактор. И именно для того, чтобы возить рабочих на ЛТЗ, в Липецке построили первую трамвайную ветку.

Спасибо тракторному заводу

Завод возвели достаточно далеко от города, и туда нужно было на чём-то добираться. В городе тогда была контора автомобильного транспорта (АТК) — прообраз МУП «Липецкий пассажирский транспорт», но по состоянию на 1 июня 1944 года у конторы имелось всего четыре автобуса и один грузовик. Поэтому в сентябре 1944-го Совнарком СССР принял специальное Постановление о мерах улучшения коммунального хозяйства Липецка, которое предусматривало строительство в 1945 году трамвайной линии между тракторным заводом и городом. В марте 1945-го «Дортранспроект» разработал проект трамвайной линии в Липецке, а Наркомат коммунального хозяйства РСФСР утвердил сметную стоимость работ в сумме 5,6 млн рублей.

Строили всем миром

Как тогда было заведено, горком КПСС призвал горожан и в первую очередь работников тракторного завода посвятить свободное от работы время строительству трамвайной «трассы» — это называлось народной стройкой. Как в своё время рассказывал Иван Чунихин, который в 1946–1949 годах был первым секретарём Липецкого горкома комсомола, перед ним поставили задачу ежедневно выводить на строительство трамвайного пути по 1 200–1 300 молодых людей. Кроме того, каждую неделю проводились массовые субботники и воскресники под лозунгом «Все на трассу!», в которых иногда участвовало одновременно до 30 тысяч человек.

Из газеты «Липецкая коммуна» от 16 октября 1945 года: «Шёл снег, с севера бежали подгоняемые холодным ветром тучи. Но погода не помешала воскреснику. Ровно в 9 часов 250 тракторостроителей взялись за лопаты. Проходит час, другой — и выросла высокая насыпь. Девушка разогнула спину, поставила на минуту лопату и посмотрела вдаль.

— Поглядите, девушки, здесь пойдёт трамвай. Когда будем ехать в нём, с удовольствием вспомним наш первый воскресник, нашу горячую работу! А ну дружнее возьмёмся за дело!»

Не нужно, конечно, принимать этот образец социалистического реализма за чистую монету, но и не стоит относиться
к этому рассказу скептически — это было время, когда люди сами благоустраивали мир вокруг себя и не ждали, пока это сделает подрядчик.

Площадь Мира — улица Краснознамённая

7 ноября 1947 года первую липецкую трамвайную линию сдали в эксплуатацию. Пишут, она начиналась у спиртзавода и заканчивалась у тракторного.

Но, если судить по схеме, опубликованной в ВК администратором сообщества «Липецкий трамвай» Михаилом Пановым, это не так. Ветка начиналась в том месте, где улица Зои Космодемьянской примыкает к проспекту Мира. Сегодня там магазин «Магнит» и мини-рынок. Отсюда однопутка шла по проспекту Мира, потом по обочине дороги улицы 9 Мая, затем параллельно улице Металлургов, в том месте, где стоит памятник пропашному трактору Т-38М, она поворачивала на Краснозаводскую улицу и заканчивалась напротив улицы Краснознамённой. В общей сложности это 6,5–7 км.

Поскольку линия была однопутной и встречным трамваям нужно было где-то разъезжаться, на ней построили шесть разъездов. На них трамвай сворачивал с главной ветки на приёмоотправочный путь, ждал там, когда пройдёт встречный вагон, и после этого ехал дальше, а другой встречный уступал ему дорогу, ожидая своей очереди на следующем разъезде. На третьем разъезде, на улице 9 Мая, примерно там, где сегодня находится медицинский центр «Наш доктор», построили трамвайное депо.

Первое время в Липецке работали трамвайные вагоны серий «Х» и «М». Внешне это были совершенно одинаковые трамваи, а их отличие состояло в том, что вагоны «Х» были с двигателем, а вагоны «М» — без двигателя. Поэтому по городу обычно ходили спарки — один трамвай тянул за собой другой.

Лучшей эпохой для липецкого трамвая была середина 1980-х. Тогда в городе было 108,5 км трамвайных путей, на которых работали 153 трамвая, обслуживавших 13 маршрутов.

Герой литературы

Трамвай, как только появился на свет, сразу стал популярным литературным персонажем. Литературоведы говорят сегодня о «трамвайной поэзии», основы которой заложили Николай Гумилёв и Осип Мандельштам. Не удивительно, что и липецкие поэты немедленно отозвались на появление в городе трамвая. Вот, например, строки из стихотворения поэта Бориса Цветаева, который жил в Липецке:
«Глядит на мир глазами окон
Moй город, радость не тая.
— Куда идёт трамвай?

— На Сокол.
— Вот хорошо, доеду я!»

Однако не каждому поэту нравилось, что трамвайные сети к началу XXI века опутали весь город. Если в 1950-е писали, что трамвай помогает жить, то в начале нулевых он в глазах некоторых местных поэтов превратился в то, что жизнь осложняет. Вот пример из поэзии Владимира Осипова:
«У площади название — Победы.
Вокруг неё — торговые места.
Через неё — трамваи как торпеды.
Ну разве что ещё — не поезда!»

Нулевое обнуление

Нельзя сказать, что поэты накаркали, но 2003 год, когда появились эти стихи, стал роковым для липецкого трамвая. Первым с трамваем расстался Петровский мост. В апреле горожанам объяснили, что «трамвайное движение, по мнению специалистов воронежского «Гипродорнии», серьёзно ухудшает состояние моста, к тому же использование трамвая на данном участке неэффективно — загруженность вагонов даже в часы пик не превышает 17%».
В августе в одной из липецких газет появляется заголовок, выражающий суть трамвайной политики тогдашнего градоначальника Михаила Гулевского: «Автомобилям — новые дороги, трамваи — на окраины!». Объявили, что вскоре начнётся демонтаж трамвайных путей в центре Липецка — в первую очередь будут убраны рельсы с улиц Горького, Первомайской, Неделина, затем трамваи перестанут ходить на участке от улицы Литаврина до кольца трубного завода. Главный инженер городского управления градостроительства Игорь Романьков объяснил это тем, что за счёт трамвайного полотна расширят дороги, это позволит избавиться от пробок в центральных районах города. От трамваев тогда избавились, а от пробок — нет.

Текст: Виктор Унрау
Фото из архива Михаила Панова