ПОБЕДИТЬ IT-МОШЕННИЧЕСТВО

По раскрываемости IT-преступлений Липецкая область занимает 6-е место в ЦФО.

Накануне Дня сотрудника органов внутренних дел
с липецкими журналистами встретился новый начальник УМВД России по Липецкой области генерал-майор полиции Дмитрий Петров. Примерно половину
времени, отведённого на пресс-конференцию, он посвятил
проблеме мошенничества, которое по числу среди других
преступлений вышло в регионе на третье место.

Число киберпреступлений выросло.

До того, как стать главным липецким полицейским,
Дмитрий Петров работал в основном в Санкт-Петербурге. Последние три года был заместителем начальника
Главного управления по противодействию экстремизму МВД России. На должность начальника липецкого
УМВД назначен указом президента России 4 сентября
2023-го.
Генерал рассказал о работе своего ведомства за последние девять месяцев, отметив, что Липецкая область не относится к особо тяжёлым криминогенным регионам, хотя
и здесь случаются тяжкие и особо тяжкие преступления.
Больше всего времени он уделил борьбе с мошенниками,
с которыми чуть ли не каждый день сталкиваются практически все жители области, у которых есть телефон, счёт
в банке или наличка в кубышке.
— Мошенничество — это проблема не только Липецкой области, — прокомментировал Дмитрий Петров. —
И не только российского государства. Преступления в сфере
информационных технологий, или, по-другому, киберпреступность, процветают сегодня во всех странах, которые
продвигают IT-технологии и искусственный интеллект.
И в этих странах всегда будут находиться люди, которые совершают такие преступления.
Это действительно так. В Китае, например, с 2019-го
по 2022 год количество уголовных дел по статье за IT-мошенничество выросло на 70%. В год Министерство общественной безопасности КНР раскрывает порядка 320
000 дел по телефонному и интернет-мошенничествам.
Издание Eng news рассказывает, что жертвами мошенников становятся «пожилые люди, учителя, фермеры,
работники физического труда и студенты». Мошенники
разорили многие семьи и бизнес, что привело к самоубийству жертв мошенников.  Что касается использования мошенниками искусственного интеллекта, то здесь на первом месте стоят США. Как
рассказывает The Washington Post, мошенники с помощью
недорогих и даже бесплатных программ, которые можно
скачать в интернете, синтезируют голоса родственников
или близких друзей своих потенциальных жертв, звонят от
их имени, говорят, что попали в беду и что для их спасения
срочно нужны деньги. В большинстве случаев мошенникам
остаётся только послать к жертве своего посредника или назвать номер счёта, на который нужно сделать перевод. По
данным Федеральной торговой комиссии США, в 2022 году
мошенничество с участием самозванцев было вторым по
популярности способом вымогать деньги в Америке.

« ОГДА МЫ РАССЛЕДУЕМ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ
IT-ТЕХНОЛОГИЙ, МЫ СТАРАЕМСЯ
ДОЙТИ ДО ПОСЛЕДНЕЙ ТОЧКИ, ТО
ЕСТЬ ДО ИХ ОРГАНИЗАТОРОВ.

Раскрываемость 90%.

В Липецкой области, по словам Дмитрия
Петрова, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий совершается каждое третье преступление. Он
отметил, что количество таких преступлений растёт, но растёт и их раскрываемость.
За девять месяцев этого года за решётку отправили 593 мошенников.
— По раскрываемости IT-мошенничеств,
— сказал генерал-майор полиции, — Липецкая область занимает 6-е место в ЦФО и 13-е
в России.
За девять месяцев в руки полиции попали 76 курьеров телефонных мошенников,
которые работают по схеме «Ваш родственник попал в беду, нужны деньги, чтобы его
спасти». В Липецкой области раскрывается
почти 90% таких преступлений. Как рассказывают полицейские, курьерами люди
работают не больше недели, следующие несколько лет они проводят в колонии.

70% мошенников.

работают из-за границы
Впрочем, раскрыть киберпреступления,
говорит Дмитрий Петров, не так-то просто. В первую очередь это связано с тем, что
большинство таких злодеяний совершается из-за рубежа. Точной цифры нет — одни
говорят, что по ту сторону государственной
границы работает 40% мошенников. По
данным МВД, с территории России работает
около 30% мошенников, и, значит, остальные 70% сидят за рубежом.
— Когда мы расследуем преступления
в сфере информационных технологий, — говорит Петров, — мы стараемся дойти до последней точки, то есть до их организаторов.
Но иногда мы упираемся в границу Российской Федерации и по понятным причинам
не можем задержать преступников.
К слову сказать, и в других странах мошенники чаще всего работают с сопредельных территорий. Материковый Китай, например, страдает от мошенников, которые
работают из Тайваня. Жителей Германии,
Швейцарии, Австрии, Австралии и Канады терроризируют мошенники, засевшие
в Болгарии, на Кипре и в Сербии.
Раскрываются почти все киберпреступления, которые совершаются с территории
России. Их выделяют в особую категорию,
ставят на очень жёсткий контроль и достаточно быстро раскрывают.
— Уже в мою бытность в Липецке, —
продолжает Дмитрий Петров, — мы
задержали мошенника, который работал из Краснодарского края, и мошенника из Мордовии. После того
как была создана специальная служба для борьбы с мошенничеством,
у нас выстроились хорошие отношения
с другими регионами, мы обмениваемся
информацией, находим и задерживаем тех,
кто из другого региона совершает мошеннические действия с жителями Липецка
и Липецкой области.

«   МЫ НЕ ДАДИМ УТЕКАТЬ ЗА ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ
СРЕДСТВАМ, КОТОРЫЕ МОШЕННИКИ ЗАБИРАЮТ
У НАШИХ ГРАЖДАН. ИХ БУДУТ ЗАМОРАЖИВАТЬ
ЗДЕСЬ, НА НАШЕЙ ТЕРРИТОРИИ.

Мало хороших специалистов.

Есть, правда, пока сложности с IP-телефонией, которая позволяет мошенникам
связываться со своими потенциальными
жертвами через интернет, что затрудняет
их поиск.
— Можно, наверное, признаться, что нам
не хватает специалистов, которые могли бы
просчитывать, где находятся преступники,
использующие возможности IP-телефонии,
— говорит Петров. — Мы их выращиваем,
но их часто переманивают на высокооплачиваемую работу в другие структуры. Но,
в любом случае, мы раскрываем и те преступления, которые совершаются с применением IP-телефонии. Я, конечно, не буду
раскрывать методику оперативно-розыскных мероприятий, которые позволяют это
делать, чтобы злодеи не знали, как мы их
вычисляем. Скажу только, что применение
IP-телефонии — это не гарантия того, что
мошенники могут уйти от правосудия.

Золотой час.

Другой вопрос — можно ли вернуть
деньги, отнятые кибермошенниками?
— Знаете, — отвечает Петров, — тут,
как в медицине, есть правило золотого часа. Если человек обратился в полицию
сразу, деньги можно где-то поймать и заморозить. Но потерпевшие, как правило,
обращаются к нам минимум через час,
а то и через два или через три часа. Бывает,
что на второй или третий день. Конечно, за
это время деньги уходят куда-то, где их уже не найдёшь. Их за это время уже могут просто где-нибудь снять через банкомат.
То есть вернёт полиция ваши деньги
или не вернёт — это вопрос не её возможностей и способностей, а вопрос времени:
чем вы раньше обратитесь за помощью,
тем больше шансов, что вернутся отнятые деньги. Если, конечно, мошенники не сидят где-нибудь на Украине или
в Германии.
— Мы пока не можем выстроить работу
по замораживанию денег, которые уходят
за рубеж, — комментирует Дмитрий Петров. — В настоящий момент проводится
работа с Центробанком. Я думаю, в ближайшее время будет достигнуто соглашение Министерства внутренних дел с ЦБ,
у нас появится общая база и работа станет
более эффективной. Во всяком случае, мы
не дадим утекать за территорию Российской Федерации средствам, которые мошенники забирают у наших граждан. Их будут
замораживать здесь, на нашей территории.

На полицию надейся, но и сам не плошай.
Есть ещё одна проблема, может быть,
даже более важная, чем борьба с мошенниками, которую ведёт полиция. Это сами
жертвы мошенников. На брифинге журналисты обсудили с генералом такой пример.
Сегодня, чтобы предупредить преступления в сфере информационных технологий,
полиция даже выставляет свои наряды около банкоматов. Так делают во всех регионах
страны. Как рассказывают полицейские,
людей, которых ведут мошенники, легко
вычислить — их выдаёт неуместное волнение, они не выпускают из рук телефон, одним словом, ведут себя совсем не так, как
это делают люди, которые мимоходом зашли в зал банкоматов положить или снять
деньги со своей карты. Вычислив такого
человека, полицейские к нему подходят
и начинают объяснять, что он попался на
удочку мошенников и ни в коем случае не
должен выполнять их требования. Но во
всех регионах жалуются, что уговоры полицейского не всегда помогают.
— Не знаю, в чём изюминка мошенников, которым удаётся убедить людей,
чтобы они отдали свои сбережения, — говорит Дмитрий Петров. — Но люди действительно часто слушают их, а не полицейских. Да, мы выставляем своих
сотрудников около банкоматов. Много
с этим экспериментировали. Сначала выставляли полицейских в гражданской
одежде. Им не всегда доверяли. Тогда начали дежурить в форме. Потом дошли до
того, что стали выставлять женщин-полицейских. Женщинам пенсионеры, например, больше в таких ситуациях доверяют, чем мужчинам. Но ежедневно
происходят случаи, когда наши сотрудники
убеждают жертву мошенников, чтобы та
не разговаривала со звонящим и никуда
не перечисляла деньги, но человек идёт
в другой банкомат и отправляет деньги оттуда. Тут очень важна профилактическая
работа. Сегодня профилактику, призванную оградить людей от мошенников, проводят все: от IT-гигантов, таких как Яндекс
и ВКонтакте, до Сбербанка и наших участковых инспекторов, которые ежедневно
беседуют с жителями на своих участках, доводят до них, что не нужно взаимодействовать с подозрительными людьми. Но этого мало. Тут нужно и нам, и СМИ каждый
день напоминать людям, что они должны
быть бдительными, молодые люди должны
напоминать об этом своим бабушкам и дедушкам. Нужно всем участвовать в предотвращении этих преступлений.

Самые распространённые виды телефонного мошенничества.

Случай с родственником
Звонят с требованием выкупа,
штрафа или взятки за помощь
близкому родственнику, якобы
попавшему в беду.

БАДы.

Вам звонят от имени сотрудников
медучреждения, дистанционно
ставят диагноз, назначают курс
препаратов и тут же предлагают
их приобрести.

СМС-просьба о помощи.

Приходит СМС от родных или знакомых
с просьбой перевести определённую сумму на
указанный номер. Используется обращение
«мама», «друг», «сынок» и т. п.

Выигрыш в лотерее.

Вам звонят и сообщают, что вы выиграли
приз. Но для его получения нужно либо
приобрести карты экспресс-оплаты
и сообщить коды, либо перевести
крупную сумму на счёт.

Блокировка карты.

Вам поступил звонок из банка или пришло
сообщение о блокировке карты или
о несанкционированных операциях со
счётом. Не отвечайте и не перезванивайте
— это обман

Перевод денег
Якобы для перевода вам денег на
банковскую карту просят сообщить три
цифры с обратной стороны карты (код
CVC). Никому не сообщайте код проверки
подлинности карты, а также пароль для
списания средств.

Угроза отключения номера.
Приходит СМС или звонок о штрафных
санкциях или даже отключении номера из-за
якобы нарушенного договора с оператором
мобильной связи.

Выплата компенсации.

Вам позвонили или пришло СМС с предложением
получить компенсацию за страхование,
медобслуживание, коммунальные платежи, но
сначала вам нужно перевести определённую сумму
в качестве комиссии.

Перевод денег.

Якобы для перевода вам денег на
банковскую карту просят сообщить три
цифры с обратной стороны карты (код
CVC). Никому не сообщайте код проверки
подлинности карты, а также пароль для
списания средств.

Угроза отключения номера.

Приходит СМС или звонок о штрафных
санкциях или даже отключении номера из-за
якобы нарушенного договора с оператором
мобильной связи.

Выплата компенсации.

Вам позвонили или пришло СМС с предложением
получить компенсацию за страхование,
медобслуживание, коммунальные платежи, но
сначала вам нужно перевести определённую сумму
в качестве комиссии.