Пять лет труда и милосердия: липецкие зооволонтёры рассказали о непростых буднях
За каждым большим делом и начинанием стоят люди. А за частными приютами для бездомных животных — люди с большим сердцем, ведь пристанища для кошек и собак не приносят финансовых доходов (точнее — одни расходы), зато неизменно привносят ощущение нужности и человечности.
В этом году липецкому приюту «Дворянское гнездо» исполнилось пять лет — первый маленький юбилей. О деле своей жизни корреспонденту «Первого номера» рассказала организатор приюта Ольга Зуй.
Свили гнездо
Липчанка всегда стремилась помогать животным. Она была волонтёром в двух приютах: убирала за собаками и кошками, кормила их. И, конечно, прекрасно понимала, что приют — это огромная работа без выходных и праздников. Как-то раз Ольга узнала, что в одном из дворов подростки обижают приблудившуюся собаку со щенками. Липчанке стало безумно жалко беззащитных животных. Она забрала хвостатую семью к себе и начала выхаживать.
— Всё возникло спонтанно, — вспоминает Ольга Зуй. — Чтобы сесть и сказать: завтра у меня будет приют, — такого не было. После первой собачки увидела объявление о брошенном животном, потом кто-то позвонил, рассказал о находке. Пристроить питомца непросто, да и не каждому можно отдать собаку или кошку. Поэтому количество животных начало расти.
И вот так, собачка за собачкой, «Дворянское гнездо» начало свою жизнь. Приют разместился в небольшом пригородном доме.
Тысяча спасённых
За годы работы приюта Ольге вместе с компаньонами и волонтёрами приходилось выхаживать даже самых безнадёжных бобиков и мурок. У собак и кошек бывают серьёзные проблемы, увечья, нанесённые в том числе и людьми. — За время существования приюта через нас прошло, наверное, 1 500 животных. К сожалению, бывают очень сложные случаи, животные умирают в клиниках. Но мы все силы отдаём, чтобы «хвосты» наши выжили и потом были пристроены, — отметила организатор приюта.
Всего волонтёры отдали в добрые руки порядка тысячи «хвостиков» (кстати, чаще липчане забирают домой кошек, чем собак).
— Обязательно отслеживаем судьбу животного, помогаем информационно новым хозяевам, — говорит Ольга. — Нам не всё равно, куда уйдут кошки и собаки, ведь в них вложено столько душевных сил. Частички наших сердец теперь живут во многих домах Липецка. Пристраиваем животных строго после собеседования с человеком. Оформляем договор ответственного содержания, где указываем паспортные данные, наши права и обязанности и права и обязанности хозяев. Они должны заботиться о животных, кормить, не допускать самовыгула. А если что-то не сложилось, то возможен возврат животного в приют.
Кошкин дом
Пару лет назад появился «Мур-мур» — дом для кошек. Сейчас в нём содержатся 300 пушистых обитателей. Волонтёры сетуют: в «кошкин дом» поступает намного больше животных, чем удаётся пристроить.
— Содержать их очень сложно. Арендуем помещение в 225 квадратов. Когда мы сняли его, оно было в разрухе. Сейчас потихоньку с зооволонтёрами делаем ремонт. Оборудуем комнаты по назначению: кошечек с разными диагнозами селим отдельно, их нельзя держать в общей стае. Есть своя специфика содержания, — рассказывает Ольга Зуй. — Мы, наверное, единственный приют в городе, который работает с диагнозом «вирусной лейкемии» кошек. Поэтому всех мурок обязательно возим на анализы. Ведь у кошек заболевание возможно и в носительстве, когда здоровое животное является переносчиком вируса.
Как поясняет Ольга, у таких кошек должно быть более качественное питание. Они могут жить вместе с сородичами с таким же диагнозом. А для людей и других питомцев (хомячков, рыбок, собак, птичек) это заболевание неопасно.
Долговая яма
Разделение приюта на блоки — отдельно для собак и кошек — увы, связано с рядом сложностей.
— За животными ухаживают разные люди. Кошками занимаюсь я, собаками — мой бывший компаньон Ирина. Но там очень сложная ситуация, — с болью в голосе делится Ольга. — Мы не можем обеспечить им должный уход: тяжело физически и финансово, есть проблемы с соседями по дому в частном секторе. Их не устраивает, что рядом столько собак. Поэтому сейчас стараемся максимально пристроить наших дворняжек.
У приюта накопились большие долги в двух частных клиниках. Ветеринары стараются помогать проблемным животным и лечат их «под честное слово», с последующей оплатой.
— В одной клинике 48 тысяч за лечение кошек от инфекций, в другой — 89 тысяч, — говорит Ольга. — Помимо того, 22 наших питомца находятся там в стационаре. Ежедневно платим по 10 тысяч. Если подсчитать, за месяц уходит минимум 300 тысяч рублей на ветобслуживание, а может доходить и до полумиллиона в месяц, если есть операции, экстренная помощь. Каждая новая кошечка обходится нам как минимум в 10–15 тысяч, если она здорова. В случае травм или заболеваний ценник растёт.
Нужна помощь
Деньги — не единственная головная боль приюта. Не хватает и рабочих рук.
— Нам всегда нужна волонтёрская помощь: помыть, покормить, перенести корма, мебель или уделить внимание котикам, — отмечает Ольга. — Часто требуются автоволонтёры: я временно осталась без машины, а животных нужно регулярно возить в клиники.
Помощь необходима и в плане размещения информации. Нужно искать животным хозяев, соответственно, размещать посты в социальных сетях.
— Пристраиваются собаки редко, поэтому требуются люди, чтобы освещать, что животным срочно нужен дом, — продолжает Ольга Зуй. — Все наши питомцы стерилизованы, у всех есть паспорта. Кошки вакцинированные и обследованные на хронические вирусные инфекции. Но количество животных в приюте постоянно растёт.
Памятка для неравнодушных
Всегда нужно помнить, что зооволонтёры не волшебники и не люди со сверхспособностями. Да, они в силу опыта знают больше о том, как помочь котёнку или щенку с улицы. Но выехать ночью на другой конец города или в тот же день разместить у себя больное животное они порой не в состоянии.
— Очень хочется попросить жителей: не надо помогать чужими руками, — обратилась к липчанам Ольга Зуй. — Если вы нашли на улице животное, значит, первым делом должны сами оказать ему помощь, ведь все приюты переполнены.
Руководитель приюта поделилась памяткой для всех неравнодушных о том, что нужно сделать, если нашли бездомное животное. Сначала следует зрительно оценить степень здоровья кошки или собаки. Если животное травмировано или умирает, его надо аккуратно поднять и отвезти в клинику. Звонить в приюты нет смысла — у них нет ветеринаров.
Если, на ваш взгляд, животное здорово, найдите ему место размещения. Это может быть ваш дом, зоогостиница, стационар в ветклинике.
— Часто бывает, что человек несёт животное домой и потом начинает звонить в приюты: спасите-помогите, — рассуждает Ольга. — Я всегда говорю: мест в приюте нет, но представим, что животное у вас на передержке. Расскажу человеку, что с ним делать. Важно оградить нового питомца от домашнего животного, чтобы не принести ему, не дай Бог, какую-то инфекцию. Вы помещаете его отдельно и начинаете искать нового хозяина. Сами можете сфотографировать животное, разместить объявление на любых платформах. Мы делаем точно так же.
Доверяй, но проверяй
В вопросах пристройства пушистиков Ольга советует быть очень осторожными. Увы, не каждому человеку стоит доверять животное.
— Я уже понимаю и чувствую, кому можно отдавать, а кому нельзя, — замечает владелец приюта. — К сожалению, бывает, что звонят живодёры… А есть и просто безответственные люди. Когда вы отдаёте маленький живой комочек в такие руки, то сами ставите крест на его судьбе. Возможно, что через неделю он опять будет на улице (и это в лучшем случае). Никогда не бойтесь проверить у принимающей стороны паспорт. Нормальный человек, который берёт в дом животное на долгие годы, всегда оставит свои данные, номер телефона, будет присылать фотоприветы новоиспечённого питомца.
Поэтому не стоит обижаться на сотрудников, которые при «усыновлении» Васьки или Дружка просят у вас документы. Ведь частные приюты — это ответственность за жизнь каждого маленького существа.
На личном примере
— Приют для меня — это жизни животных. Взяла на себя такую ответственность, значит, нужно обеспечивать их существование. Они зависят от меня. Несомненно, приют — это радость, улыбки, любовь, огромный поток благодарной энергии от пушистых. А другая сторона медали, спрятанная от публики, — это слёзы от недостатка сил и средств, адская работа, бесконечное беспокойство. Приют занимает основное место в моей жизни, ежечасно, и днём, и ночью, — подчёркивает Ольга Зуй.
Мечта липчанки — пристроить бездомных животных, которые сейчас находятся в приюте, в хорошие руки. А ещё — создать школу зооволонтёра, чтобы люди знали и про существование «чёрных передержек», и про безответственное отношение к животным. И, конечно же, чтобы люди стремились взращивать культуру поведения с питомцами.
— Непременно рассказывайте детям, как вести себя с животными. Показывайте примером. Добро возвращается, — уверена Ольга. — Надо говорить деткам, что нельзя бить животных. Учите, как правильно обращаться
с пушистиками. Например, к незнакомой собаке подходить не стоит, а тем более бежать за ней. Так же и с уличными кошками. Самое простое — покормить, отойти в сторонку, уважать желания животных. Мы живём на планете не одни, Земля принадлежит всем живым существам.
Не остаться в стороне
Несмотря на многочисленные проблемы, липчанка продолжает идти выбранным путём в надежде, что через какое-то время ситуация с приютами в стране изменится к лучшему.
— Нужно совместное, всестороннее решение: законодательная база, воспитание ответственного отношения к животным, помощь государства, развитие зооволонтёрского движения, — делает вывод Ольга. — Только так можно сдвинуть дело с мёртвой точки. Иначе мы рискуем получить поколение бессердечных детей и жестоких взрослых!
Текст: Анна Дикарева
Фото из архива «Первого номера» и приюта «Дворянское гнездо»