Объекты нацпроекта оценил маломобильный патруль
Одной из главных составляющих ремонта дорог по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» (БКД) является создание доступной среды. Насколько соблюдается это требование, выяснили эксперты, которые из-за особенностей здоровья вынуждены передвигаться по городу на инвалидных колясках.
Выезд комиссии был назначен на четверг, 29 июня. Несмотря на то что всё утро шёл дождь, отменять проверку не стали. Некоторые журналисты уже потирали руки и готовились писать, что на вновь отремонтированных дорогах около пешеходных переходов стоят лужи, обойти их невозможно, а проезжающие машины окатывают липчан с ног до головы. По приезде на место оказалось, что ничего подобного нет, дороги соответствуют нормативам. Правда, некоторые недочёты всё же были зафиксированы.
В зоне видимости, но недоступности
На улице Белянского дорожные работы уже практически завершены. Уложено новое асфальтовое полотно, нанесена дорожная разметка, сделаны тротуары, на которых предусмотрены съезды для маломобильных граждан. Но вот попасть на остановку со стороны жилого массива на инвалидной коляске без посторонней помощи невозможно.
— Для этого нужно «взлететь», — говорит региональный координатор проекта «Единая страна — доступная среда» Елена Косенко. — Там, где сделали ремонт, всё хорошо, никаких нареканий нет — соблюдены нормы и ГОСТы. Но старые участки дорог, которые примыкают к новым, не обустроены. Они не обеспечивают доступную среду. Нужен хотя бы один скат, пандус, чтобы колясочник мог им воспользоваться.
— Мы приехали сюда на машине, припарковались у бордюра прямо на дороге, потому что не нашли рядом парковку, — говорит инвалид-колясочник Алексей Аксёнов. — Да и дальше проехать оказалось проблематично. Когда начинают делать дороги, нужно пройти по дворовым территориям и посмотреть, где необходимы пандусы. Это же надо не только для инвалидов, но и для мамочек с колясками, для пожилых людей.
Не из федерального бюджета
С замечаниями проверяющих представители мэрии согласились, но пояснили, что не могли потратить федеральные средства на обустройство пандусов со стороны жилого массива. Если бы это сделали, то попали бы под следствие.
— Полностью дорожное полотно, пешеходные дорожки не всегда возможно сделать по нацпроекту. В данном случае дорога, где нет пандусов, относится к придомовой территории, а не к дорогам общего пользования. Мы не имеем права тратить федеральные средства национального проекта БКД на её благоустройство, — пояснил председатель департамента дорожных работ и благоустройства Павел Звонарёв. — Сейчас идёт проверка Генеральной прокуратуры по соблюдению целевого использования средств, которые выделяются на БКД. Есть области, где уже выявлены нарушения.
— Если мы заходим с ремонтом на какой-то участок дороги, то нужно думать и о прилегающей территории. Пусть это будет в рамках других программ, — сказал вице-спикер горсовета Борис Понаморёв.
Павел Звонарёв рекомендовал местным жителям обратиться в управляющую компанию и в департамент развития территории, чтобы можно было включить этот участок в соответствующие муниципальные программы и сделать пандусы.
Переход к больнице
Дальше проверяющие отправились на улицу Московскую. Посмотреть, как на этом участке сделан ремонт, было решено на примере остановки «Полиграфическая». Выбор сделан неспроста, так как тут есть переход к областной больнице.
Алексей Аксёнов сразу отметил, что здесь более ответственно подошли к работам. Есть пандусы не только к самой остановке, но и к киоску, который стоит рядом. Перепады по высоте минимальные.
— Да, дорогу в сторону больницы перешли, здесь даже есть пандус, но его уклон слишком крутой, не каждый инвалид-колясочник сможет самостоятельно по нему подняться, — сделала замечание Елена Ларионова.
Держать на контроле
Третьей точкой проверки стала улица Кривенкова. Инвалид-колясочник Екатерина Зверева, подъехав сюда на своей машине, пересела в коляску и попыталась перебраться на другую стороны дороги. Сначала она с трудом выехала на пешеходный переход, а потом, добравшись до противоположной стороны дороги, не смогла заехать на тротуар.
— На проезжей части уложен только выравнивающий слой, поэтому сейчас ещё нет сопряжения тротуаров с дорогой. Как только будет сделан верхний слой, соответственно, будут сделаны заезды, — ответил на претензии проверяющих заместитель начальника отдела дорожного хозяйства Дмитрий Сапрыкин. — Мы даже тротуары делаем поочерёдно, сначала на одной стороне, потом на другой, чтобы у людей была возможность пройти. Вся плитка на тротуаре будет заменена на асфальт. Это и дешевле, и в какой-то степени удобнее. С годами, когда надо частично её менять, подобрать точно такую же плитку очень сложно.
— Для нас, колясочников, даже сантиметр уже может стать непреодолимой преградой, — пояснила свои претензии к дорожникам Екатерина. — Особенно это актуально для тех, кто передвигается на электроколяске. Ей нужны плавный спуск и подъём. Поднять её очень сложно. Она весит около 200 кг.
В результате проверяющие и представители администрации договорились встретиться ещё раз, чтобы сделать контрольную проверку уже после того, как все работы будут завершены. — Если и тогда выявим недостатки, подрядчик будет исправлять их за свой счёт, — пояснил Дмитрий Сапрыкин. — Мы учтём все сегодняшние замечания и постараемся ликвидировать недочёты. В некоторых случаях для этого будут использованы другие программы благоустройства.
Все дорожные работы по нацпроекту БКД должны быть завершены в Липецке до конца лета.
Текст: Марина Костюк
Фото: Александра Пастушенко