Липецкие зрители увидели спектакли Балаковского ТЮЗа имени Лебедева
Показы были организованы в рамках программы Минкультуры «Большие гастроли». В апреле в Саратовскую область ездили липчане. Артисты театра на Соколе показали волжанам четыре спектакля. Теперь с ответным творческим визитом наш город посетили артисты из Балаково.
Зритель получил удовольствие
Об итогах поездок мы беседуем большой компанией — несколько журналистов, художественный руководитель Балаковского ТЮЗа Максим Потапов, актрисы Дарья Абоимова, Влада Игнатьева и хозяева-липчане: директор театра на Соколе Галина Кулешова и его художественный руководитель Геннадий Балабаев. Разговор не похож на традиционное интервью, это скорее дружеское общение: на один вопрос отвечают сразу несколько человек, реплики прерываются смехом. ТЮЗ имени Лебедева привёз в наш город три постановки: музыкальную сказку «Красавица и чудовище» (0+), фарс «Блэз» (16+) и мелодраматическую притчу «Поллианна» (12+).
— Понравился ли липецкий зритель?
— О, у вас замечательный зритель. Очень эмоциональный, честный, искренний. Нам кажется, мы липчанам тоже понравились. Мы видели реакцию и детей, и взрослых. Общались со зрителями. Многие говорили: «Мы в восторге! Приезжайте к нам почаще!»
— Как вы думаете, почему вас так хорошо приняли?
— Когда приезжаешь в другой город, к чужому зрителю, то никогда не можешь предугадать, как пойдёт спектакль. Вот и вчера такое было — у нас после определённой песни в «Красавице и чудовище» всегда шквал аплодисментов, а тут тишина. Все в напряге — нормально спектакль идёт или нет? Но потом, в финале, нам аплодировали очень долго. А в «Поллианне» уже с середины спектакля начались аплодисменты. Льстим себе надеждой, что это не потому, что гастролёров часто принимают лучше, чем своих, а потому, что всё удалось и зритель получил удовольствие.
Лучшее и брендовое
— Почему выбрали именно эти спектакли?
— Обычно мы смотрим, чтобы наши постановки не повторялись — берём те пьесы, которых нет в репертуаре коллег. Зритель должен смотреть разные спектакли. Конечно, когда едешь в какой-то город, хочется показать что-то лучшее, брендовое. Завоевать публику, чтобы тебя запомнили надолго. Выбираем то, что хорошо идёт на нашей площадке. На сказке «Красавица и Чудовище» (0+) в Балаково всегда аншлаги. История о настоящей любви, для которой внутреннее важнее внешнего, не оставила равнодушными и липецких детей. Обаятельный бедный художник Блэз, герой одноимённого спектакля, тоже привёл липчан в восторг. Попробуй выпутаться из череды комичных недоразумений, когда разрываешься сразу между несколькими женщинами. Ну а тёплая история девочки Поллианны, которая раньше заряжала оптимизмом весь город, а потом, когда у неё отнялись ноги, горожане помогли ей исцелиться, тоже трогает абсолютно всех.
Воспитывать на классике
— Сложно ли играть в детском спектакле? Как нужно играть, чтобы дети поняли и приняли то, что вы хотите донести?
— В «Чудовище» (0+) я играю несколько ролей, — отвечает Влада Игнатьева. — Они очень разноплановые: Девушка, Мужчина, Волк и Чашка Чип — кстати, это один из самых любимых персонажей у детей. Мне просто самой очень нравилась эта сказка в детстве. Я горю ей, хочется подарить детям эту атмосферу радости.
— Как дети воспринимают Чудовище? Как что-то ужасное? По их мнению, трудно ли полюбить Чудовище?
— Вчера одна женщина оставила нам комментарий: её дочка рыдала, что погибло Чудовище, а до Принца ей не было дела. Вот настолько дети умудряются его полюбить, — делится Влада.
— Мы вообще стараемся воспитывать детей, — говорит Максим Потапов. — Для поколения, которое с пелёнок привыкло к гаджетам, мы показываем классику: не пришельцы и телепузики, а «Маша и Витя», «Золушка», «Морозко». Чтобы учились понимать суть, а не отвлекались на мультимедийные эффекты.
Юные монополисты
— В Балаково есть другие театры?
— Нет, мы монополисты, — смеётся Максим Потапов.
— У нас небольшой городок, меньше 200 тысяч населения. В этом большая сложность — надо работать на всех.
— Ваша труппа молодёжная. Сложно работать?
— Надеюсь, мы говорим на одном языке, — улыбается Максим Потапов. — В труппе 25 человек, выпускники разных вузов со всей страны. Есть и парень из Липецка, Кирилл Пчелинцев, он играет Чудовище. Мне нравится работать с молодыми актёрами. Они пластичнее в работе, пробуют себя в разных жанрах, в разных амплуа. Наши спектакли — с танцами, с музыкой. У молодых это хорошо получается.
— В «Блэз» (16+) я играю испанку Пепиту, — добавляет Влада. — Это ветреная девушка, которая любит деньги и… зарабатывает их своим женским обаянием (Влада смеётся). Но я её люблю, как всех своих персонажей, у неё есть такие привлекательные чёрточки, фишечки. Так вот, чтобы сыграть роль, я не только научилась танцевать испанские танцы и бить в кастаньеты. Я ещё и выучила испанский язык!
Стали родными
— Оправдались ли ваши ожидания от гастролей в Липецке? Какие впечатления от театра и города?
— Самые положительные, — улыбается Дарья. — Театр очень понравился, тут всё дышит профессионализмом. Хочется от души поблагодарить коллег. Наш спектакль технически сложный, и липчане нам очень здорово помогли: ставили декорации, выставляли свет. А пирог какой подарили! Огромный и очень вкусный.
— Я тоже хочу поблагодарить коллег из Балаково, — берёт слово Геннадий Балабаев. — Мы ставили у них четыре спектакля, и нас очень хорошо принимали. Чувствовалось: зритель воспитан, наши коллеги уже проделали огромную работу. Особенно тронуло, когда после сказки на сцену по[1]валила масса детей с шоколадками. Там такая традиция — после детских спектаклей угощать актёров сладостями. Атмосфера невероятная.
— Эта федеральная программа имеет очень большое значение, — подводит итог Галина Кулешова. — Открывается театральное пространство без границ. Театры начинают работать рука об руку, знакомить и других с хорошими художниками, режиссёрами. Этот обмен крови, как я называю процесс, очень полезен для всех творческих людей. Вообще творческих программ немало, в прошлом году мы, например, получили субсидию на приобретение света и звука. Хороший спектакль без этого не поставишь. Огромное спасибо Минкультуры за такую поддержку.
Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин и из архива Балаковского ТЮЗа