Азы трансплантологии студентам липецкого меда преподал учёный с мировым именем Анзор Хубутия.
Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.
Первокурсникам липецкого филиала РосУниМеда, похоже, везёт. Первую вузовскую лекцию им прочёл министр здравоохранения России Михаил Мурашко. А как сохранить жизни людям, чьи органы не справляются со своими функциями, рассказал человек, которого при жизни называют легендой. У заслуженного врача РФ, доктора наук, академика РАН масса наград, а в 1998 году одной из звёзд, открытых в созвездии Близнецов, присвоили имя Анзора Хубутии.
Он первым в нашей стране сделал пересадку лёгких. В 1987 году вместе со своим учителем Валерием Шумаковым провёл первую трансплантацию сердца. На его счету — тысячи спасённых жизней пациентов: он заменял им сердца, почки, поджелудочные железы и другие органы. Перед началом лекции Анзор Шалвович пообещал: ответит на любые вопросы своих будущих коллег.
Биографическая справка
Анзор Шалвович Хубутия (Могели Шалвович Хубутия) — российский хирург-трансплантолог, организатор
здравоохранения. Заслуженный врач Российской Федерации. Лауреат премии правительства Российской Федерации
в области науки и техники, Государственной премии — за разработку, научное обоснование и реализацию в практике
отечественного здравоохранения оригинальных технологий трансплантации жизненно важных органов.
Родился 17 июня 1946 года в Сухуми, Абхазская АССР. Окончил педиатрический факультет Горьковского государственного
медицинского института имени Кирова. Начал профессиональный путь в 1971 году в Гиссарской районной больнице
(Таджикистан). В 1975-м переехал в Москву. Окончил ординатуру и аспирантуру в Институте трансплантологии
и искусственных органов под руководством академика Валерия Шумакова.
Является одним из пионеров по трансплантации сердца в нашей стране. В 1987 году участвовал в первой в СССР
операции по пересадке сердца. Автор 235 научных работ, 5 монографий и книг, 35 изобретений и 5 полезных моделей.
Им разрабатываются научные направления по трансплантации сердца, печени, почек, поджелудочной железы, мультиорганной трансплантации органов, созданию и применению искусственных органов, хирургическому лечению острой
и хронической сердечной недостаточности.
Награждён орденами Почёта, «За заслуги перед Отечеством» всех четырёх степеней, ордена Чести (Грузия).
Без пафоса
Для тех, кто незнаком с вкладом Анзора Хубутии в мировую медицину, это просто невысокий пожилой человек, через год ему исполнится 80. Но ребята в белых халатах, собравшиеся в конференц-зале липецкого медицинского, смотрели на докладчика восторженно и впитывали каждое его слово.
— Я слышала, что таких, как он, в мире единицы, — объяснила потом студентка Виктория Москалёва. — Меня больше всего тронуло, что Анзор Шалвович простой и открытый: он без всякого пафоса рассказывал про свою жизнь и про своих учителей.
По документам он Могели — это старинное грузинское имя его родители внесли в официальные документы. Но родственники и друзья зовут его Анзором.
Врачом стал под влиянием дяди Бидзины Хубутии — известного хирурга, доктора наук, профессора, завкафедрой оперативной хирургии Рязанского медуниверситета. После окончания Горьковского меда юноша пошёл работать участковым педиатром, потом стал детским хирургом. С 1975-го по 2006 год трудился в НИИ трансплантологии и искусственных органов
Минздрава СССР: прошёл путь от клинического ординатора до замдиректора по научно-клинической работе. А затем 11 лет был директором знаменитого «Склифа» — НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Сейчас Анзор Хубутия его президент. Именно он организовал квалифицированную помощь огромному количеству тяжёлых пациентов после подрыва
«Невского экспресса», терактов в московском метро и в аэропорту Домодедово.
Заменить больной на здоровый
В «Склифе» по его инициативе открыли отделы неотложной кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии, где занимались в том числе трансплантациями сердца, пересадками почек и поджелудочной железы, проводили эксперименты по трансплантации кишечника и лёгких. Анзор Шалвович лично делал самые сложные операции.
— Вы только представьте: в огромной Москве с населением 14 млн человек до 2000 года не было своего центра трансплантологии, в год проводили всего 5–6 операций по замене органов, — поделился с первокурсниками Хубутия. — С 2007 же года трансплантология в столице стала бурно развиваться. На базе «Склифа», да. Там есть все возможности для гемодиализа, все вспомогательные службы — и прекрасные специалисты с огромным клиническим опытом.
Анзор Шалвович рассказал, как замена органа преображает жизнь пациента. Так, у больного диабетом с каждым годом происходят необратимые изменения в организме. Но если пересадить поджелудочную железу — кстати, эта операция намного сложнее, чем пересадка почки или даже сердца, — выработка инсулина нормализуется, и все органы начинают работать нормально.
В 2000 году в Москве впервые провели трансплантацию печени, в 2007-м — почки, в 2008-м — сразу почки и поджелудочной железы, в 2009-м — сердца. В 2011 году впервые выполнили пересадку лёгких, в 2013-м — тонкой кишки.
Первые в мире
О сложнейших вещах Анзор Шалвович говорил так, что было интересно даже непосвящённым. Никого не оставила равнодушным история выдающегося советского хирурга Владимира Демихова.
— Ему долго не верили, третировали его, называли шаманом, и только в 1960-х он защитил докторскую, — рассказал Хубутия. — В СССР он оставался в тени, а за рубежом его считали гением. Демихов впервые в мире, ещё в 1940-е, разработал пересадку сердца, лёгкого и второй головы собаке, причём эта вторая голова цапнула его за палец. Он пересаживал голову щенка на тело взрослой собаки, и поведение животного разительно менялось: оно виляло хвостом, игриво лаяло и жадно лакало молоко.
— В 1967 году южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард совершил мировую сенсацию: впервые в мире успешно пересадил человеческое сердце, — продолжал Хубутия. — Но он честно признался, что эту идею подсмотрел у русского учёного Владимира Демихова.
Пневмопривод вместо сердца
Брюхоненко, Юдин, Шамов… Анзор Шалвович рассказывал о гениальных советских хирургах, которые заложили основы современной трансплантологии. С большим уважением он говорил о своём учителе Валерии Ивановиче Шумакове — тот разрабатывал аппараты искусственного кровообращения, или искусственное сердце. Однажды к нему поступил пациент с тяжелейшей сердечной недостаточностью, до смерти ему оставались считанные часы.
— Сама жизнь помогла ему проверить разработку на практике, — рассказал Анзор Шалвович. — Он, рисковый
человек, не стал запрашивать разрешения в отделе науки ЦК КПСС, как было положено, времени не было. Пациент
проснулся от наркоза — а собственное сердце ему удалили, работает искусственное. Это был такой достаточно большой аппарат с пневмоприводом, поместить в грудную клетку его было невозможно. Но три дня пациент жил с этим сердцем,
а потом появился донор, и Валерий Иванович успешно провёл пересадку.
Влюбить в профессию
Возможно, кто-то из нынешних первокурсников липецкого меда в будущем тоже станет трансплантологом. Во всяком случае, глаза у студентов горели, а после лекции они обступили профессора и забросали его вопросами.
— Сегодня огромное удовольствие от лекции великого человека получила даже я, а что говорить про вас, — обратилась к студентам вице-губернатор Ольга Белоглазова. — Используйте любую возможность совершенствоваться, больше спрашивайте, влюбляйтесь в свою профессию. Ведь когда люди от души делают своё дело — это удовольствие для них
и огромная польза для окружающих.
Анзор Хубутия приехал в Липецк в первый, но, сказал, не в последний раз. Липецкий филиал Российского университета медицины наладил сотрудничество с НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Для студентов это уникальные возможности для научной работы. Они будут участвовать в исследованиях под руководством ведущих специалистов страны,
в стажировках и научных конференциях.
А в следующий приезд в Липецк Анзор Хубутия пообещал привезти то самое искусственное сердце, с помощью которого Валерий Шумаков спас жизнь человеку.
Только цифры
В трансплантации органов нуждается огромное количество людей. По информации портала «Научная Россия», в 2020 году 7 000 россиян ожидали донорскую почку, 800 — сердце, чуть более 2 000 — печень.
По данным Национального медицинского исследовательского центра трансплантологии и искусственных органов имени Шумакова, в России в год проводят более 3 300 трансплантаций, а всего в стране проживает свыше 22 000 человек с пересаженными органами.
Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин
