Елена Есина: «Важно слышать друг друга»

Елена Есина: «Важно слышать друг друга»

В этом учебном году 16 юных липчан стали победителями и призёрами Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ). А Липецкая область впервые в истории вошла в топ-20 регионов по результатам заключительных этапов ВсОШ и в тройку лидеров ЦФО. Ректор Института развития образования Елена Есина считает результат закономерным.

Липецкий опыт

 Елена Александровна, Всероссийская олимпиада школьников  одно из самых масштабных интеллектуальных соревнований страны. В нём каждый год участвует около 7 млн ребят из всех регионов России. И столь выдающихся результатов сейчас достигает Липецкая область. Кто сыграл ключевую роль: сильные педагоги или талантливые ученики?

 На такой вопрос нет односложного ответа. Это результат комплексной работы. С одной стороны, ребёнок не может знать больше того, что знает учитель. С другой  нельзя умалять работу детей. Это заслуга всех сразу: и ученика, и ребёнка, и школы, и органов власти в сфере образования, и, конечно, Института развития образования, который по сути является связующим звеном, мостиком. Все сделали свою работу на «отлично», если говорить школьным языком.

 При этом разговоры о реформах в системе образования, выработке новых подходов к учебному процессу не умолкают. В стране активно меняется образовательная политика.

 Да, в последнее время проведена большая работа по переходу на единые образовательные стандарты, чтобы обеспечить каждому ребёнку, вне зависимости от его места проживания и социального статуса семьи, качественное образование.

Но несмотря на происходящие изменения, педагогика нашего региона уникальна. В липецкой истории есть признанные авторитеты. Это Константин Александрович Москаленко — основоположник «липецкого опыта». Ему принадлежит идея перехода начальной школы на пятидневку. А самой известной инновацией, можно сказать, брендом липецкого опыта, стал поурочный балл. Москаленко изменил форму традиционного урока, привнёс в него динамику, темп и интеллектуальную активность.

Нельзя не упомянуть Сталя Анатольевича Шмакова, который считал, что педагог должен создавать «ситуацию успеха» для ребёнка, организовывать для детей постоянные эмоциональные «взрывы», нештатные ситуации, требующие мобилизации внимания, воли и чувств. А игра — это главный метод воспитания, обучения и развития. Сегодня, когда мы работаем с учителями в современных реалиях, ни в коем случае не забываем о проверенных временем успешных практиках.

Легко влюбиться

 Эти имена  бесспорные авторитеты. И напрашивается вопрос, есть ли среди современных педагогов региона столь же серьёзные фигуры?

 Проводить параллели, считаю, нетактично. Но точно могу вам сказать, что сегодня и в Липецке, и в области работают очень сильные педагоги. Я сейчас говорю о победителе конкурса «Учитель года 2025» преподавателе русского языка и литературы гимназии  12 Александре Иванищевой. О призёре всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» педагоге гимназии  77 Ольге Мазуровой. О победителе регионального этапа «Учитель года» Станиславе Соболеве из Елецкого района. Это педагоги от Бога, которые смело идут на эксперимент, способны влюбить в свой предмет ученика и конкурсное жюри, находчивы при решении непростых задач. Здесь же можно сказать о талантливом руководителе 27-й школы Александре Мочаловом  победителе регионального конкурса «Директор года» в 2023 году. Вы меня остановите, иначе я могу продолжать не один час.

 Примеры действительно впечатляют. Журналисты «Первого номера» бывали на уроках и Александры Владимировны, и Ольги Александровны. В таких учителей легко влюбиться.

 Вот мы, институт, как раз и стремимся влюбить учеников и учителей друг в друга. И наша задача  подготовить педагогов к встрече с современным поколением  непроста. Если ещё в 1990-е разница между поколениями составляла 2325 лет, то сейчас всего 5 лет. Учителя заходят в класс к детям, которые быстрее могут купить товар на маркетплейсе, чем изучить азбуку. Как таких детей заинтересовать учебным процессом? Вот задача  настоящий вызов, с которым наши современные педагоги с успехом справляются.

Не сгореть на работе

 И тут сразу два вопроса возникают Как же победить время педагогам старшего поколения и эмоционально не сгореть ещё неопытным молодым педагогам?

 Мы создали целую систему помощи педагогам для решения любой профессиональной задачи. Конкретизирую. Классический лекционный формат обучения учителей себя изжил. Сегодня программы повышения квалификации практикоориентированы. То есть учитель получает такие знания, которые он может уже на следующий день применить на своём уроке. Педагоги получают, помимо профильных, широкий спектр знаний по смежным направлениям для обогащения кругозора.

 Конкурсное движение  это тоже способ самосовершенствования?

 Конечно! В области каждый третий педагог  участник конкурса регионального или всероссийского уровня. При этом, предвижу вопрос, мы, естественно, учитываем то, что не все готовы выступать публично. Есть учителя, которым проще написать статью, сделать методическую разработку. Форма участия в конкурсном движении может быть разной, и каждый выбирает для себя приемлемый вариант. А для новичков, вчерашних выпускников педагогических вузов уже более 14 лет работает «Ассоциация молодых педагогов».

Избежать жертв

 Почему же потребовалось создавать отдельную ассоциацию?

 К сожалению, нам пока не удалось победить кадровый голод в системе образования. Многие школы испытывают дефицит. И мало привлечь молодые кадры, недостаточно лишь денежных стимулирующих выплат, которые получают педагоги в течение первых трёх лет работы. Важно удержать специалистов. И вот здесь крайне важна поддержка самыми различными способами. Молодому человеку, с одной стороны, должна быть интересна работа, с другой  у него не должен формироваться синдром «жертвы».

 Жертвы?

 Да. Молодой учитель, приходя в школу, зачастую воспринимается коллегами как новая жертва, на которую можно свалить всё, начиная от замены. Куда отправляем новичка? На уроки изо, музыки, физической культуры, где молодому педагогу непросто будет найти форму работы, чтобы заинтересовать детей. А ещё куда отправим? В 7-й класс, куда опытный-то педагог порой заходит с содроганием. Через год-два молодому учителю дадут руководство в этом классе. И всё  нервы не выдерживают у многих. Люди ломаются и уходят. Как был бы важен в такой сложный момент мудрый совет, поддержка, разговор по душам с коллегой, который сумел найти выход из подобного положения. Вот чего не хватает молодым учителям. Обычной человеческой и профессиональной опоры. Ассоциация для этого и создавалась. Чтобы делиться опытом было не скучно, мы, например, проводим в регионе чемпионаты для молодых учителей, где они обмениваются важными практиками, показывают друг другу мастер-классы, вдохновляются новыми идеями и возвращаются в родную школу с позитивным настроем. Это отличная перезагрузка.

— То есть отстраниться от стремительного движения вперёд ни у одного педагога не получится?

— Сейчас, если ты сидишь в своей коробочке, ты в ней так и останешься, быстро потеряешь квалификацию. И самое удручающее, что твои выпускники не будут востребованы на рынке труда, не смогут самореализоваться. А для современных детей это очень важная история.

Олимпийская подготовка

 Да, как раз время поговорить о «детской» стороне вашей работы. Вы же учите учиться детей.

 Впечатляющие результаты на олимпиадах, да и в целом высокая успеваемость липецких школьников  это труд не одного месяца или года. И мы разработали в помощь ребятам несколько инструментов.

На базе Института функционирует структурное подразделение «Центр поддержки одарённых детей «Стратегия». «Стратегия» — это ресурсный центр по работе с высокомотивированными и одарёнными детьми Липецкой области;
реализация образовательных программ олимпиадной подготовки в очной форме и дистанционной школе с выездными
профильными сессиями; региональный оператор по проведению регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и по проведению областных открытых олимпиад для школьников 3-6 классов; общедоступная электронная дистанционная школа Олимпиадника для каждого школьника региона. Мы тесно сотрудничаем с Образовательным центром
«Сириус». Третий год совместно реализуем общеразвивающую программу по математике. Участники на платформе Сириус.
Курсы изучают теоретический материал, выполняют задания, которые проверяют наши педагоги. Потом ребята приезжают в Центр «Стратегия» на профильную математическую смену, разбирают наиболее сложные задания, углубляют свои знания по предмету. Практика совместной программы заинтересовала и другие регионы, которые в следующем учебном году готовы включиться в ее реализацию. А мы продолжаем искать и внедрять новые активности, которые будут интересны детям. Для нас важно, чтобы у всех детей, независимо от того, где они живут, независимо от того, насколько материально обеспечены их родители, была возможность развивать свои способности и особенно в тех областях, которые отражают индустриальное развитие нашего региона — это связано с развитием металлургического производства, расширением новой экономической зоны. Поддерживая желание ребят трудиться в этих направлениях, мы планируем обеспечить приток в липецкую экономику
и науку высокоинтеллектуальных сил, столь необходимых для того, чтобы наш регион динамично развивался и был конкурентоспособен. От ребенка, желающего развивать свои способности, требуется огромное трудолюбие, осознанное посвящение своего времени, трата сил на учебу. Только тогда возможен результат. Необходимо воспитывать культуру учёбы,
культуру интеллектуального труда.

Мудрые советы

 Прежде, чем зайти в ваш кабинет, я заметила необычную вывеску около двери: «Наставник Елена Александровна Есина». И только ниже «Директор».

 Это о идея молодых учителей. Четыре года я курирую и сопровождаю молодых педагогов. У этой вывески есть предыстория. В 2023 году молодые педагоги втайне подали заявку на премию на моё имя. Я в тот момент уехала в очередную командировку, а они давай у меня выпытывать мои данные.

Я удивилась, но в суете ситуация забылась. И тут к концу года приходит письмо с приглашением на мероприятия. Выяснилось, что я стала победителем региональной «Молодёжной премии общественного признания» в номинации «Наставник года» в категории «Наставник молодых». При выходе на сцену для награждения у меня текли слёзы от счастья и осознания, что я на верном пути, что моя помощь и поддержка важны и нужны молодым специалистам. Пока
я получала награду, молодые учителя размещали новую табличку «Наш наставник».

-А кто был вашим наставником?

 Елена Ивановна Котовская  моя первая учительница. И никогда не забуду, как она приходила на урок. Всегда опрятная. В вязанной плиссированной юбочке. Блузка, строго застёгнутая под горлышко, аккуратные туфельки. Елена Ивановна никогда не повысила на нас голоса. А если отчитывала  значит, за дело. Она создавала в классе такую домашнюю атмосферу, где каждому из нас было комфортно, вне зависимости от того, хорошо ты учишься или нет. Благодаря этому у меня тогда ещё появилась мечта стать учителем. И я поступила на физико-математический факультет ЛГПИ. Начала работать в школе № 48, которая впоследствии стала для меня местом профессионального развития, роста и первых побед. Через полгода мне предложили классное руководство. Со своими ребятами участвовала в городском конкурсе «Самый классный классный». И мы победили!

И, предположу логичное, после победы вам предложили повышение?

— Да, но в другой школе, и я отказалась. Чуть позже я стала заместителем директора в школе № 48, а в 2021-м меня позвали
в институт, сначала проректором. Через два года назначили ректором. Но при этом я продолжаю работать учителем в родной
48-й школе.

— На совместительство хватает сил?

— Не могу себе отказать в радости общения с ребятами. Там переживаешь необыкновенные эмоции. Как-то в мой класс записали новичка. Это был мой второй класс, где я была «мамой». Так вот… тот новичок… как бы про него помягче сказать.
С первого взгляда было понятно, что парень нам всем устроит нескучную жизнь. Через несколько недель формируют списки
для дежурства на Посту № 1, и я включаю его туда. Думаю про себя, если что — пойду к директору с повинной головой. Но никаких эксцессов не возникло, мы получили за своё дежурство благодарность. Спустя уже много лет я встретила того своего ученика. И он мне признался, что именно то моё решение изменило его. Он будто другим человеком стал после дежурства на Посту.

Жизнь его выровнялась, он оставил дурную компаниюи, представьте, искал встречи со мной, чтобы сказать: «Спасибо».

— Какой самый ценный совет вы получили от опытных педагогов, с кем пришлось работать?

— Директор школы № 48 Анатолий Ильич Шумов меня поддерживал с первого дня работы, и вот, что особенно мне
запомнилось из его наставлений: «Если студент закончил институт с красным дипломом, да он ещё и математик, для него нерешаемых задач нет». И второе: «Кто бы ты ни был по должности, к каждому сотруднику нужно относиться с огромным уважением, вне зависимости от того, какой ранг он занимает». Оба совета для меня ценны и сегодня.

Институт в цифрах

240 сотрудников в «Институте развития образования» (ГАУДПО ЛО «ИРО»)
более 5000 ежегодно слушателей из числа учителей
более 30 проектов регионального и федерального уровней реализует и курирует Институт
32 конкурса профессионального мастерства для педагогов проводит Институт
более 3000 детей ежегодно занимаются в группах олимпиадной подготовки
около 2000 школьников занимаются в кружках технической и естественно-научной направленности в Детском технопарке «Кванториум»

Беседовала Елена Красилова
Фото: Сергей Паршин