Эксклюзив. «Первый номер» выяснил несколько интересных исторических фактов об истории прифронтового Липецка.
Во время войны Липецком некоторое время руководил не горком ВКП(б) и не горисполком, как это было в тысяче других городов СССР, а городской комитет обороны (ГорКО), обладавший чрезвычайными полномочиями. Возглавлял его Михаил Ильич Тененбаум. В стране было всего 64 таких города.
Письмо в редакцию
В редакцию «Первого номера» обратился наш давний читатель Альберт Алексеевич Романов. Он попросил подробно рассказать о комитете обороны Липецка, о людях, которые им руководили, и об их дальнейшей судьбе.
Благодарим за помощь в создании статьи ОКУ «Государственный архив новейшей истории и документов по личному составу Липецкой области».
Для установления строжайшего порядка
ГорКО создавали в прифронтовых городах, как объяснял Государственный комитет обороны, «в интересах сосредоточения всей гражданской и военной власти и установления строжайшего порядка в городах и в прилегающих районах, представляющих ближайший тыловой район фронта». Мы точно знаем, что в Липецке такой комитет был, но в бумажной литературе и в Сети нет достоверных данных, когда он появился.
Не нашли мы и в архивах Липецка таких документов. Есть документы, из которых можно узнать о деятельности ГорКО, но вот точную дату, когда он был образован в нашем городе, ни в Государственном архиве Липецкой области, ни в Государственном архиве новейшей истории, ни в архивном управлении администрации Липецка установить не удалось.
Попытаемся разобраться, когда же появился городской комитет обороны в Липецке.
Разные даты
Липецкий краевед Виктор Колтаков пишет в своей книге «Липецк. Страницы истории», что «22 июня состоялось заседание бюро городского комитета ВКП(б), на котором был создан городской комитет обороны во главе с секретарём горкома партии М. И. Тененбаумом».
В другом источнике сказано, что «в соответствии с указаниями т. Сталина в августе 1941 года в городе создаётся городской комитет обороны, председателем которого назначен Тененбаум Михаил Ильич, а одним из членов комитета — Мазин Иван Кузьмич, ставший председателем горисполкома вместо ушедшего на фронт Барабанщикова Александра Васильевича».
По указанию Сталина и ГКО
Начнём со Сталина. Сталин до октября 1941 года не давал указания создавать комитеты обороны на местах. Доктор исторических наук Виктор Данилов пишет в книге «Городские комитеты обороны. Чрезвычайные органы власти в годы Великой Отечественной войны 1941–1945», что-то вроде комитетов обороны районов и городов начало появляться в СССР летом 1941 года, но замечает, что «высшее руководство страны тогда неодобрительно относилось к случаям нарушения вертикали управления и концентрации власти на горизонтальном уровне». В качестве примера отрицательного отношения к инициативе низов он приводит резко негативную реакцию Сталина на факт образования Военного совета обороны Ленинграда по решению маршала Ворошилова в августе 1941-го.
Значит, до сентября этого года вообще не могло появиться указания о создании ГорКО в Липецке.
Данилов справедливо определяет ГорКО как внеконституционные органы власти, потому что, согласно советской Конституции, власть в стране принадлежала Советам и никакой другой орган не мог их подменять. ГорКО же для местных гражданских ведомств, пишет Данилов, становились высшей властной инстанцией, и рассказывает о случаях, когда в городские комитеты обороны жаловались даже на нерасторопность горкомов и обкомов, то есть на большевистскую партию. Вот какой неограниченной властью обладали ГорКО, и понятно, что никому не разрешалось взять её в руки без позволения верховной власти, без специального постановления Государственного комитета обороны.
Первое постановление ГКО о городских комитетах обороны в СССР вышло в октябре 1941 года, и, следовательно, ни 22 июня, ни в августе 1941 года комитет обороны Липецка не мог появиться. В октябрьское постановление ГКО включён список из 46 городов, где должны были создать ГорКО, и Липецка в этом списке нет.
Постановление № 2291с
Руководству Липецка предписывается создать городской комитет обороны в постановлении ГКО № 2291с «О создании городских комитетов обороны» от 13 сентября 1942 года. Другими словами, липецкий городской комитет обороны мог появиться только в сентябре 1942-го.
Вот почему заместителем председателя липецкого комитета обороны назначили Ивана Мазина, а не Александра Барабанщикова. Если бы липецкий ГорКО появился в 1941-м, то он, а не Мазин должен был стать заместителем Тененбаума, потому что тогда он был председателем горисполкома, а по порядку, установленному ГКО, председатель горисполкома автоматически становился заместителем главы ГорКО.
Мазин же стал председателем городского исполнительного комитета горсовета как раз в сентябре 1942-го, когда Барабанщиков добился, чтобы с него сняли бронь, и ушёл на фронт.
Тененбаум ошибся
С толку, на первый взгляд, сбивает и то, что сам Тененбаум в своих неопубликованных «Воспоминаниях», рассказывая о подготовке Липецка к обороне в декабре 1941 года, пишет, что строительство оборонительных сооружений велось «по указанию городского комитета обороны», и то, что на этот комитет без конца ссылается «Липецкая коммуна». В одном номере появилась даже небольшая заметка с заголовком «В городском комитете обороны».
Что касается Тененбаума, то во всех обращениях к населению города он подписывался как секретарь горкома. А на городской конференции ВКП(б) в конце марта 1942 года в своём докладе, опубликованном в «Липецкой коммуне», говорил, что «с приближением фронта к нашему городу по инициативе горкома ВКП(б) на подступах к Липецку была создана целая сеть оборонительных сооружений». В марте 1942-го Тененбаум ещё не упоминает о ГорКО. Поэтому лучше доверять тому, что он говорил несколько месяцев спустя после декабрьских событий 1941-го, чем тому, что он писал через много лет после войны.
Штаб обороны
Вся эта путаница в «Воспоминаниях» Тененбаума и в печати, судя по всему, произошла из-за того, что в ноябре 1941-го в Липецке, как пишет советский краевед Михаил Виленский в книге «Забвению не подлежит», был создан штаб обороны Липецка, который возглавлял тоже Тененбаум.
Этот штаб не подменял традиционные органы власти, а координировал их работу по превращению города в неприступную крепость. Возможно, в 1941-м этот штаб в просторечии называли комитетом обороны, потому что ещё не очень хорошо представляли, как выглядит ГорКО и чем он отличается от штаба.
В Государственном архиве новейшей истории и документов по личному составу Липецкой области нам сообщили, что штаб обороны Липецка создали 27 ноября 1941 года. По своему штатному расписанию он мало чем отличался от ГорКО, только заместителем Тененбаума назначили второго секретаря РК ВКП(б), а не председателя горисполкома.
Грозный декабрь 1941-го
Именно на плечи этого штаба легла самая трудная работа, проделанная во время войны городской властью. Первые девять дней декабря 1941-го стали для Липецка и липчан самыми тяжёлыми днями войны.
Немцы тогда оккупировали Елец. Линия фронта находилась в 60 км от Липецка. Для немецких танков Т-II, которые в основном стояли тогда на вооружении вермахта, хватило бы часа, чтобы оказаться на улицах нашего города.
«К этому времени, — пишет Тененбаум, — на казарменном положении были все руководящие работники комсомола, горисполкома, заводов, учреждений. В полной боевой готовности находились партизанские отряды и истребительные батальоны. В связи с приближением фронта принято решение о строительстве вокруг города и на подступах к нему оборонительных укреплений».
2 декабря в «Липецкой коммуне» опубликовали воззвание Тененбаума к гражданам города, в котором он предлагал всему трудоспособному неработающему населению, учащимся старших классов и служащим явиться 3 декабря на строительство оборонительных сооружений.
В своих «Воспоминаниях» он пишет, что на подступах к городу выкопали, а лучше было бы сказать, выдолбили в мёрзлой земле 12 км противотанковых рвов и около 60 километров окопов.
В Военном городке, который находился тогда на окраине Липецка, по башню закопали в землю несколько трофейных танков. Вокруг всего города построили 20 дотов и расставили 1 700 противотанковых ежей. Даже в домах, где это было возможно и целесообразно, сделали бойницы.
3 декабря начальник Липецкого гарнизона подполковник Подольский отдал приказ силам НКВД и истребительному батальону занять рубеж обороны в районе известкового завода и улицы Шмидта. В Кузьминских Отвержках, в сёлах Сенцово и Подгорное и в посёлке Сокольском выставили контрольные посты.
Весь город находился в страшном напряжении до 9 декабря, когда в ходе контрнаступления немцев выбили из Ельца и впервые в истории Великой Отечественной войны погнали вспять.
Так вот, с теми задачами, которые в других городах, как, например, это было в Воронеже, решали ГорКО, в Липецке успешно справился штаб обороны.
Чрезвычайная власть
К сожалению, мы так и не узнали, когда в Липецке появился ГорКО — в архивах нет документа о его учреждении. Но сохранилось много постановлений комитета обороны города Липецка и протоколов его заседаний.
Судя по этим документам, липецкий ГорКО занимался в основном вопросами, связанными с работой местной противовоздушной обороны, со строительством оборонительных сооружений (поскольку несколько районов южнее Липецка были ещё в оккупации, никто не исключал опасности для города с той стороны), охраной промышленных предприятий и работой ночных патрулей.
Когда читаешь документы ГорКО, бросается в глаза как раз то, что отличало его от штаба обороны — совсем другой уровень власти. Когда, например, рассматривался вопрос о работе штаба местной противовоздушной обороны, которая подчинялась НКВД, ГорКО постановляет: «Деятельность горштаба МПВО (то есть НКВД. — Прим. автора) признать совершенно неудовлетворительной».
До этого комитет обороны требовал доукомплектовать горштаб МПВО, но ответственные за это партийцы и военные этого не сделали. ГорКО в лице Тененбаума говорит: «Предупредить секретаря горкома ВКП(б) тов. Вострикова и горвоенкома тов. Юрченко, что за дальнейшую затяжку выполнения постановления комитета обороны они будут привлечены к ответственности». Из этих документов понятно, что в то время, когда в Липецке работал комитет обороны он и, соответственно, Тененбаум стояли выше горкома и военных организаций города.
Грозный Тененбаум
О самом Михаиле Ильиче Тененбауме известно в основном только то, что сообщает короткая биографическая справка, да и она сообщает не всегда точные или не полные сведения. Кое-что в эту справку добавляет правнучка Тененбаума Ольга Смольянинова.
Родился Михаил Ильич в Одессе в феврале 1906 года в рабочей семье. В 15 лет пошёл работать слесарем на Одесский сахарный завод. Потом учился сначала в судостроительном техникуме в Николаеве, а затем в Московском институте стали и сплавов. Два года работал на металлургическом заводе в Мариуполе. В 1934-м переехал в Липецк.
Дальше в справке написано, что в 1940 году его избрали первым секретарём Липецкого горкома ВКП(б), а после войны он был парторгом Липецкого тракторного завода. Но это в первом случае не так, а во втором — не совсем так. Первым секретарём горкома, как сообщает «Липецкая коммуна», Тененбаум стал 21 марта 1941 года. Он занимал эту должность до января 1944-го и практически сразу перешёл работать на ЛТЗ. Можно подумать, что на тракторный завод он ушёл с понижением, ведь парторг завода, как ни крути, в партийной иерархии был ниже первого секретаря горкома.
Но Тененбаум был не просто парторгом, как пишут в справке, он был парторгом ЦК ВКП(б), то есть работал в штате Центрального комитета партии. После 1950 года трудился на металлургических предприятиях в Тульской области. Как рассказывает Ольга Смольянинова, Михаил Ильич был там директором Косогорского металлургического завода (КМЗ).
В графе «Награды» везде, например в Ruwiki, говорится, что он был награждён орденом «Знак Почёта». Однако Смольянинова пишет, что у него был орден Трудового Красного Знамени, два ордена «Знак Почёта» и девять медалей. То, что у него был не один орден «Знак Почёта», можно понять и по одной его фотографии, сделанной в молодости: там у него на лацкане пиджака висит орденская планка. В 1986 году, когда Тененбауму было уже 80 лет, ему присвоили звание «Почётный гражданин города Липецка» «за большую организаторскую работу в деле мобилизации трудящихся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками и заметный вклад в социально-экономическое развитие Липецка». Умер Михаил Ильич 20 сентября 1991 года.
Наши истории
В июне «Первый номер» начнёт цикл исторических статей ко Дню города. Если у вас есть вопросы по истории Липецка или вы готовы поделиться своими воспоминаниями и фотографиями:
Звоните: 28-59-72, пишите:
— gazeta1n@ya.ru
— 398050, г. Липецк, пл. Имени Г. В. Плеханова, 1, помещение 8, редакция газеты «Первый номер» с пометкой «Наши истории».
Текст: Виктор Унрау
Фото: Государственный архив новейшей истории