Как водолазы Росгвардии охраняют покой и сон Бердянского залива.
Солнце, уходящий за линию горизонта пляж Бердянской косы, накатывающие на берег сине-зелёные волны Азовского моря. Бриз несёт свежий запах морской воды, который смешивается с ароматом расцветающей запорожской степи. Неожиданно идиллия разрушается: из пучины вод появляются два шлема. Затем на берег, как в боевике, выходят аквалангисты в чёрных костюмах. Это бойцы специального водолазного подразделения Росгвардии.
— Бог в помощь, православные. Водичка как?
— Не советую. Пусть ещё прогреется. В июне приезжай. Хотя…. Море мелкое — максимум 13 метров с копейками, оно быстро потеплеет. Давай, наверное, в середине мая открывай купальный сезон, — говорит, снимая шлем и маску, рыжебородый парень.
Боевые задачи
Бойцы скидывают снаряжение. Первым на песок летит водолазный пояс, предназначенный для утяжеления пловца, чтобы он мог свободно работать под водой на заданной глубине. Пояс представляет собой нейлоновый ремень с нанизанными на него свинцовыми грузилами. В зависимости от боевого задания «марсельеза» (так аквалангисты и дайверы его называют) может весить от 2 до 15 кг.
— В зоне специальной военной операции водолазы Росгвардии выполняют широкий спектр боевых задач. Специалисты обследуют мосты и понтонные переправы, проводят противодиверсионные осмотры акваторий, чтобы диверсионно-разведывательные группы противника не заминировали гидротехнические сооружения и корабли. Особенно много работы было в начале СВО, когда ВСУ буквально завалили акваторию Бердянского порта минами и взрывоопасными предметами. Водолазы также ищут вражеские схроны с оружием и боеприпасами, устраивают засады на противника и оказывают помощь мирным жителям, — поясняет офицер Росгвардии.
Помощь гражданским действительно необходима, так как в районе Бердянского залива около 70 санаториев, турбаз и домов отдыха. Зимой морское течение может принести всё что угодно. Поэтому все пляжи проверяются перед началом купального сезона.
Нож — друг водолаза
И всё же самая главная задача у водолазов Росгвардии — противодействие украинским диверсантам. Поэтому для самообороны у каждого из них есть острый, как бритва, специальный водолазный нож.
— В отличие от армейского кинжала нашим ножом можно наносить как колющие, так и рубящие удары, резать нейлоновые тросы и канаты, а с помощью серрейтора (своеобразной пилы) — пилить под водой дерево или металлическую проволоку. Для подводных сапёров существует также немагнитный вариант ножа с бронзовым клинком и рукоятью, что позволяет работать с магнитометрическими взрывателями высокой чувствительности, — рассказывает боец.
Главная особенность водолазного ножа в том, что его клинок должен легко входить и выходить из ножен. Это необходимо, чтобы нож можно было за несколько секунд привести в боевое положение — ударить противника или разрезать, например, нейлоновую сеть, которую в мутной воде практически не видно.
Кстати, прозрачность воды в Азовском море очень низкая, порой встречаются сильные течения, берега лиманов заросли камышом и водорослями, и потому водолазы практически всегда работают на ощупь.
— Каждый спуск под воду — это целый комплекс мероприятий, требующий тщательной подготовки, безукоризненной слаженности действий всех участников группы. Как бы это банально ни звучало, но повторю: море ошибок не прощает, — отмечает командир водолазной группы с позывным «Моряк».
Комплексный подход
На вооружении водолазов Росгвардии есть подводные наблюдательные комплексы, электробуксировщики для ускоренного передвижения под водой, однако главное сокровище подразделения — передвижная барокамера.
Автономный мобильный водолазный комплекс размещается на базе автомобиля КамАЗ. Он состоит из двух модулей. Первый — это мобильная водолазная станция, предназначенная для перевозки личного состава, снаряжения и оборудования. На него также возложена функция обеспечения электроэнергией всего комплекса. Второй модуль — барокамера для декомпрессии и лечебной рекомпрессии, а также учебно-тренировочных водолазных спусков.
Барокамера выглядит как фантастическая субмарина, вынырнувшая на берег из глубин океана. Внутри довольно просторно, можно полежать на кушетке.
На стене — телефонная трубка для общения с оставшимися за «бортом» специалистами. Из-за элементов защиты переговорное устройство в эпоху миниатюрных гаджетов кажется непропорционально огромным, но зато надёжным.
Рядом лежит деревянный молоток. Оказывается, киянка предназначена на случай аварийной связи: ею бьют по корпусу барокамеры, если переговорные устройства не работают. Судя по первозданному виду деревянного молотка, им ещё не пользовались по назначению, и это очень хорошо, значит, всё работает как часы.
Если водолаз с глубины неправильно поднялся, то его здесь закрывают и дают давление. Например, он вынырнул с 15-метровой глубины, и, чтобы не было кессонной болезни, его сразу помещают в барокамеру. Там водолаза «погружают» на 50 м глубины, и начинается процесс восстановления, который может длиться около суток.
— В Росгвардии за здоровьем водолазов следят, как за здоровьем космонавтов, — говорит «Моряк», — и поэтому мы всегда готовы выполнить поставленную нам боевую задачу.
Справка
Водолазы Росгвардии ведут свою летопись с 3 марта 1978 года, когда были образованы морские воинские части внутренних войск МВД СССР. Подготовка боевых пловцов ведётся в учебном центре войск Национальной гвардии РФ в Северобайкальске. Здесь обучают и тренируют специалистов-водолазов не только для морских подразделений Росгвардии, но и для других силовых ведомств страны по основным водолазным квалификациям: водолаз, инструктор-водолаз, старший инструктор-водолаз, офицер-водолаз — и дополнительным: водолаз-взрывник, боевой пловец. За работы по обследованию и разминированию акватории портов Бердянска и Мариуполя 17 военных водолазов были удостоены орденов Мужества, медалей ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней с мечами, а также медалей «За отвагу».
Текст: Николай Грищенко
Фото автора и пресс-служба Росгвардии
Материал подготовлен в рамках совместного проекта газеты «Первый номер» и «Российской газеты»