Брат за брата. Бойцу СВО солист Липецкой филармонии Артём Тарасов посвятил концертную программу.
История липецкого парня Дмитрия, лёгшая в основу программы «История одного солдата» 12+ — биографический рассказ, где главные очевидцы событий — песни. Рассказ о простом русском парне, любящем маму, бабушку, односельчан. О парне, который готов защитить. И семью, и родное село. А если потребуется — всю Россию.
Жди меня
В его биографии нет интригующих сюжетных поворотов. Но в этой простоте истории особая ценность. Дима, из рассказов его близких, получился удивительно своим. Как будто мы дружили со школы или жили по соседству.
Родом парень из деревни. Окончил школу, ПТУ. Потом была армия, которую Дмитрий отслужил, получив специальность связиста. Поработал в Москве. Вернулся домой, устроился на завод. Поглядывая на семью брата, начал всерьёз задумываться и о своём семействе. Но в сентябре 2022-го его мобилизовали для выполнения задач специальной военной операции.
Два брата
— Переживали — это не то слово, — вспоминает Артём Тарасов. — Связь была плохая, каждый день как «в режиме ожидания». Наш первый телефонный разговор состоялся ровно через месяц после отправки брата на фронт. В основном старались общаться на отвлечённые темы, много говорили о машинах — это был Димкин конёк. Какое лучше масло выбрать для двигателя любимой «чепырки» (так в народе называют ВАЗ-2114), где купить запчасти.
Говорил, приеду, днище машины подлатаю, будет как новенькая. Ремонт обсуждали: я про своё строительство, он — про своё. Хвалился, какие камни смог найти в ближайшем окопе, чтобы печку для бани сложить.
Минуты тишины
О фронтовых буднях боец рассказывал мало. Говорил только: «Там я за вас отстою». И всё. Охотнее делился «минутами тишины».
— «Знаешь, тут недавно так грохотало, — цитирует Артём брата. — А сейчас в соседних посадках синички поют. Словно и войны нет. И мы просто так вышли в спальниках на земле поваляться». — «Как ни странно, в дни войны есть минуты тишины», — тихонько запел я, чтобы поддержать Димку. И услышал в ответ: «И стоим мы в дни войны тишиной оглушены».
Слегка оглушённый, он всё равно шёл вперёд. Шёл, как в той песне, друзей теряя. Иногда не зная пути, но выполняя солдатский долг. Ещё вчера — свой в доску брат Димка. А на фронте — военный разведчик гвардии младший сержант, выполнявший боевые задачи под Макеевкой, Бахмутом, в районе Часова Яра.
Вот солдаты идут
Когда он получил долгожданный отпуск, об этом сообщил только брату и лучшему другу, чтобы не испортить сюрприз для мамы и бабушки. «Скоро отдохнёшь. Последний бой — он трудный самый», — поддержал Артём бойца. И услышал в ответ короткое Димино: «Как точно…»
— Ему дважды давали отпуск, и каждый раз он приезжал сюрпризом, — вспоминает мама Наталья Викторовна. — Постучит в окошко, а в руках — обязательно букет цветов. Наскоро поест, немного отдохнёт — и сразу за дела. Всё успевал по дому переделать, даже проводку починил. Он же у меня электрик по профессии. Был…
Одинокая бродит гармонь
Последний раз братья виделись за месяц до гибели Дмитрия. Сидели на берегу пруда, разговаривали и мечтали.
— «Смотри, вернёшься героем да ещё завидным женихом с квартирой, — шутил я. — Тут и свадьбу играть можно». Брат, как всегда немногословный, только молча улыбался. Накануне отъезда он по привычке до поздней ночи работал: строил летний душ соседям, что-то прибирал во дворе. А потом, отряхнув строительную пыль, отправился гулять по родной уснувшей деревне.
«…Только слышно на улице где-то одинокая бродит гармонь». В руках у Димы гармони не было. Было лишь желание запомнить до последней чёрточки окна домов односельчан и любимую просёлочную дорогу. Он словно чувствовал: больше сюда уже не вернётся. «Вы только живите здесь дружно, храните тыл», — сказал он.
Горячий снег
Его охрана до поры до времени тоже была надёжной. Ангел Димы берёг его, когда подразделение попало под жёсткий миномётный обстрел укронацистов и буквально в метре от парня упала мина. Упала и не взорвалась. Когда во время очередной вылазки в тыл к врагу он задел растяжку. С двумя гранатами Ф-1. И ни одна из них тоже не сдетонировала. Ангел берёг Диму долго, но в какой-то момент, наверное, отвлёкся… Или, может быть, просто устал.
На безымянной высоте
Это случилось в ночь на 20 сентября 2024 года на Харьковском направлении. Вдвоём с напарником они возвращались с задания и почти дошли до своих позиций. Растяжка, взрыв — на этот раз граната сработала как часы. Шансов выжить просто не было — оба бойца погибли мгновенно.
— Накануне Дима прислал мне всего несколько слов, — вспоминает Наталья Викторовна. — «На связь не буду выходить долго. Если что, звони этим ребятам». И скинул список номеров. Прошло четыре дня — я так и не смогла связаться с сыном.
За того парня
— Я писал ему в тот день, — вспоминает Артём. — Спросил, как он, почему долго не отвечает. А в это время брат возвращался с последнего задания — моё сообщение так и осталось непрочитанным. Всего 28 лет Димке было, казалось бы, вся жизнь впереди.
Остались в памяти наши разговоры — моя программа как раз на них построена. Разговоры, где каждый диалог откликается строчкой из известных фронтовых песен. Я рассказал историю только одного солдата, поделился личной болью.Но у каждого зрителя или слушателя эта боль — своя, и вместе переживать горе легче, чем поодиночке. Рано или поздно нам придётся свыкнуться с потерей и научиться жить дальше — за себя и за того парня. Сделать так, чтобы семьи были крепкими, а отношения — здоровыми, ведь ради этого они и воюют.
Военные песни
В концерте «История одного солдата» прозвучали песни о Великой Отечественной войне:
«Баллада о солдате» (сл.: М. Матусовский, муз.: В. Соловьёв-Седов),
«Минуты тишины» (сл.: М. Матусовский, муз.: А. Петров),
«Горячий снег» (сл.: М. Львов, муз.: А. Пахмутова),
«На безымянной высоте» (сл.: М. Матусовский, муз.: В. Баснер),
«Эх, дороги» (сл.: Л. Ошанин, муз.: А. Новиков),
«Вот солдаты идут» (сл.: М. Львовский, муз.: К. Молчанов),
«Последний бой» (сл.: М. Ножкин, муз.: М. Ножкин),
«Одинокая гармонь» (сл.: М. Исаковский, муз.: Б. Мокроусов),
«Хотят ли русские войны» (сл.: Е. Евтушенко, муз.: Э. Колмановский),
«Два брата» (сл. В. Максимов, муз.: В. Гаврилин),
«Тёмная ночь» (сл.: В. Агатов, муз.: Н. Богословский),
«Жди меня» (сл.: К. Симонов, муз.: М. Блантер),
«За того парня» (сл.: Р. Рождественский, муз.: М. Фрадкин).
Текст: Елена Мещерякова
Фото: Сергей Паршин и пресс-служба Липецкой филармонии