Мы едем, едем, едем…

Мы едем, едем, едем…

Работу муниципального перевозчика обсудили в горсовете.

За один только год они могли бы выполнить 42 рейса до Луны и обратно. Именно такое расстояние  32,5 млн км  «пробегают» в общей сложности за 365 дней автобусы по городским маршрутам. Как рассказал на комиссии в горсовете председатель департамента транспорта Александр Лукинов, сегодня ежедневно по улицам Липецка курсирует чуть менее 400 автобусов. Это и муниципальные, и частные. Всего лишь за сутки они совершают более пяти тысяч рейсов.

Главный дефицит

Из общего числа автобусов, которые ежедневно выходят на линию, 150180  это машины муниципального перевозчика АО «Липецкий пассажирский транспорт». Их могло бы быть и больше, ведь в автопарке предприятия насчитывается 280 машин. Но не хватает водителей.

 Несмотря на рост заработной платы, нам не хватает 184 водителей. Отмечу, это была бы идеальная ситуация: когда есть резерв и нет переработок,  пояснил директор АО «Липецкий пассажирский транспорт» Дмитрий Мартыненко.  Если говорить о том, чтобы предприятие стабильно закрывало тот объём транспортной работы, который у нас сейчас есть, то нужно около 2030 человек. Мы готовы и имеем техническую возможность расширяться, то есть дополнительно брать на обслуживание маршруты и увеличивать зону своего присутствия на этом рынке. За последние два года было закуплено 55 новых автобусов.

Внимание на женщин

Кадровый голод сохраняется не только по водителям. Не хватает слесарей, токарей, электриков. Для решения вопроса дефицита шофёров на предприятии возродили автошколу, где переобучают водителей с правами категорий В и С на D.

 За последние полтора года ни одного выпускника не было,  рассказал Дмитрий Мартыненко.  Но в настоящее время автошкола работает. Уже есть первые обучающиеся, которые сдали экзамены и вышли на линии. Сегодня четыре человека на этапе сдачи экзаменов в ГИБДД. Причём среди них две женщины. Ещё три человека, в том числе одна женщина, проходят обучение.

По словам Дмитрия Мартыненко, женщинам как потенциальным водителям на предприятии уделяется пристальное внимание. В настоящее время более 20 женщин работают на городских маршрутах.

Элита за рулём

 В чём причина кадрового голода на предприятии?  поинтересовался депутат по избирательному округу  3 Олег Косолапов.  Может быть, зарплата маленькая? Или работа слишком нервная?

 Здесь много факторов. Престиж профессии водителя снижен. Я больше 20 лет в этой отрасли и вспоминаю времена, когда водитель междугороднего маршрута считался элитой. Именно эти люди, которые по 40 лет отработали, составляют костяк предприятия,  пояснил директор АО «Липецкпассажиртранс» Молодёжь неохотно идёт к нам. Профессия тяжёлая и неблагодарная. В последнее время нередки случаи, когда пытаются «раскачать» водителя, снять на видео и выложить всё в Сеть, многие из-за этого сдаются и уходят.

После слов о нервной работе первый вице-спикер Борис Понаморёв посоветовал включить в программу обучения в школе при предприятии модуль «Качество сервиса»:

 Это поможет соответствовать критериям и быть готовыми к тем стрессовым сценариям, с которыми сталкиваются водители.

Двойная индексация

Что касается зарплаты, то в среднем водитель получает 104108 тысяч рублей в месяц до вычета налогов. Для этого нужно отработать около 240 часов при балансе времени 160170 часов в месяц. То есть водители муниципального перевозчика фактически трудятся на 1,5 ставки.

 Если шофёр будет работать в графике, не выходить в свои выходные дни, то порядка 6070 тысяч рублей получит,  пояснил Дмитрий Мартыненко.  Основной критерий, которым можем привлечь сотрудников,  уровень заработной платы. Мы стремимся её повысить. В прошлом году индексация была дважды.

Плюсы и минусы

 Почему же водители охотнее идут работать к частным перевозчикам?  задался вопросом депутат по избирательному округу  18 Игорь Подзоров. Парламентарий попросил рассказать о плюсах работы в АО «Липецкий пассажирский транспорт» и минусах  у частника.

 Основные наши плюсы  работаем с «белой» заработной платой, а значит, у нас есть все налоговые, пенсионные отчисления, соцпакет,  перечислял преимущества своего предприятия Дмитрий Мартыненко.  Мы предоставляем дополнительно оплачиваемый отпуск. Насколько я знаю, у частного перевозчика люди просто отдыхают. Больничный у нас оплачивается исходя из среднего заработка. В этом году рассматриваем возможность предоставления дополнительного медицинского страхования для своих сотрудников. Мы делаем всё, чтобы привлечь к нам сотрудников.

Ещё один плюс работы в «Липецкпассажиртранс», который отметил директор предприятия, в том, что тут водители только водят, а у частников они ещё и сами ремонтируют автобусы.

Вывести из тени

Но, чтобы быть с конкурентами на равных, как отметил директор «Липецкпассажиртранс», нужно находиться в одинаковых условиях. Парламентарии тут же вспомнили недавний доклад департамента экономического развития, где рассказывалось об успешной борьбе с «серыми» зарплатами. И у них возник вполне резонный вопрос: есть ли среди предприятий, которые взяты на учёт, транспортники?

Руководитель департамента Мария Соловьёва подтвердила, что среди компаний, где платят зарплату в конвертах, есть частные перевозчики. При этом она отметила, что комиссия применяет разные методы воздействия на частный бизнес вплоть до уговоров и уже видит тренд к выводу зарплат из тени.

С предложением, как привлечь водителей на предприятие, выступила председатель Счётной палаты Марина Зиборова. Она посоветовала активнее привлекать к работе водителей старше 50 лет:

 Нужно объяснять им, что отчисления в социальные фонды  это не просто затраты. Это ещё и будущая пенсия, которая начисляется теперь от баллов. А они зависят от их индивидуальной зарплаты и индивидуальных отчислений. Бывает, что у человека есть стаж, но нет баллов, и пенсия начисляется минимальная.

За гарантии ответишь

От вопроса нехватки водителей разговор перешёл на обсуждение состояния автопарка. Борис Понаморёв обратил внимание, что в докладе Дмитрий Мартыненко указал: около 50 автобусов находятся в простое из-за поломок или кузовных работ:

 Из этих 50 почти половина не старше трёх лет  «Волгабасы» и ЛиАЗы. Как вы вообще оцениваете состояние всего общественного парка? Какие у нас перспективы, в частности, с новым подвижным составом? Ведь многие машины ещё на гарантии.

Оказалось, что после введения западных санкций в отношении России многие заводы-изготовители столкнулись с проблемой нехватки запчастей. Дело в том, что в нашей технике много комплектующих было именно иностранных.

 Из партии ЛиАЗов 46 машин, которые пришли по программе «Чистый воздух» в конце 2023 года, почти половина постоянно в простое. Они на гарантии,  сообщил Дмитрий Мартыненко.  Мы работаем с поставщиками. Но последнее время от них откликов нет. Пошли по пути судебных исков. Такая ситуация не только у нас, а по всей России  никаких гарантийных работ не производится. Некоторые предприятия сами ставят запчасти из Китая. Но они некачественные. Привозят две-три коробки-автомат, но за это время из строя выходят ещё пять-шесть.

К «Волгабасам» тоже есть претензии  коррозия корпуса. При гарантии в семь лет  уже через 23 года ржавчина проедает металл насквозь. Но тут производитель не отказывается от гарантийных обязательств. Одну машину забирают и пригоняют отремонтированную. А металлическую обшивку меняют на композитный материал.

 Последняя партия «Волгабасов» из девяти машин пришла в обшивке из пластика,  сообщил Дмитрий Мартыненко.  Ржаветь они не будут. Как поведут себя в ДТП, пока неизвестно. Может, сложатся в гармошку, а может, с них облетит вся обшивка. Но разработчики проводили испытания, которые автобусы прошли успешно.

Конкурс вместо аукциона

А что может предложить департамент транспорта, чтобы улучшить показатели муниципального перевозчика? Такой вопрос был задан председателю ведомства Александру Лукинову. Ведь состояние автопарка АО «Липецкпассажиртранс», несмотря на различные трудности, лучше, чем у частников: автобусы «моложе», оборудованы кондиционерами, приспособлены для людей с ограниченными возможностями. Однако контракты на многие маршруты выигрывают частные перевозчики только потому, что предлагают меньшую стоимость.

 Если бы проводились открытые конкурсы, которые носили бы конкурентные условия, то ситуация изменилась бы. В этом случае учитывались бы возраст подвижного состава, количество обученных водителей, наличие собственного моечного комплекса, технической базы и многое другое. Ведь за каждый показатель начисляются баллы. Пусть по деньгам у нас не самое лучшее предложение, а по баллам наберём в итоге больше,  рассказал Дмитрий Мартыненко.  А если это просто открытый аукцион, то тут кто предложит лучшую цену за маршрут, тот и выиграл. Но от этого страдают в первую очередь пассажиры.

Брутто-контракт

Игорь Подзоров предложил воспользоваться опытом других городов. Например, в Екатеринбурге в ближайшие полгода будут разыграны брутто-контракты, когда перевозчик платит не за количество перевезённых пассажиров, а за фактически выполненную работу, включая километраж, соблюдение расписания. Причём те суммы, которые пассажиры платят за билеты, идут в бюджет города. А перевозчик получает оплату своей работы из городской казны. Такой подход помог бы решить вопрос, когда перевозчики не выходят на линию в часы снижения пассажиропотока.

 Можем ли мы ввести частично такие контракты, не на всех маршрутах, а именно на тех, которые больше всего вызывают недовольство горожан?  поинтересовался Борис Понаморёв.

 Это предусмотрено законодательством. Можно всю маршрутную сеть перевести на брутто-контракт, как делает ряд городов, а можно только отдельные маршруты. Подобная система гораздо практичнее, удобнее для пассажиров, так как позволит требовать от перевозчиков соблюдение графиков движения,  рассказал Александр Лукинов.  Но, чтобы перейти на брутто-контракты, нужны значительные финансовые вливания. Специалисты Высшей школы экономики делали такие расчёты в 20212022 годах. Тогда этот переход обошёлся бы бюджету в 5,5 млрд рублей. С учётом роста цен в прошлом году сумма выросла до 6,4 млрд рублей. Но нам на все автобусные перевозки доведено всего 390 млн рублей.

Цифры:

21 перевозчик работает в Липецке
69 маршрутов в городе
1 195 км  общая протяжённость маршрутной сети
5 040 рейсов в день выполняется по городу
32,5 млн км  годовой пробег общественного транспорта в Липецке
376 автобусов в среднем ежедневно выходят на линию
79,2 млн пассажиров перевезли в прошлом году

Текст: Марина Костюк
Фото из архива «Первого номера»