Легенда на месте

Легенда на месте

В Липецкий областной краеведческий музей вернули трактор Т-40АМ. Это миллион первый трактор, который сошёл с конвейера ЛТЗ 23 мая 1981 года. В том же году его в качестве экспоната подарили краеведческому музею. Там он простоял в фойе до 2014 года. Затем его разобрали, и он 10 лет провёл в музейном запаснике.


Полгода на восстановление

На его месте появился тогда трактор СХТЗ 15/30 с железными колёсами. Эти тракторы в 19301950-х годах выпускали на Сталинградском и Харьковском тракторных заводах. Т-40 вернули к жизни студенты Липецкого колледжа транспорта и дорожного хозяйства.

 Полгода будущие трактористы, автомеханики, автослесари и даже маляры трудились над сборкой и реставрацией трактора в рамках своих практических занятий,  рассказывает директор колледжа Роман Подмарков.

На все руки мастер

Т-40  это пропашной трактор. Его сконструировали не для того, чтобы он пахал землю, а для междурядной обработки пропашных культур. ДТ-75, например, относился к пахотным, на нём можно было пахать землю, а пропалывать свёклу нельзя  он бы всю её затоптал.

В СССР было два тракторных завода, где выпускали пропашные машины,  МТЗ и ЛТЗ. В Липецке сначала строили гусеничный Т-38  именно он стоит на пьедестале при въезде в посёлок ЛТЗ, а с 1958-го к заводской линейке прибавились колёсники Т-30Т-35 и Т-40Т-40, или, как его называли трактористы, «сороковку», запустили в серийное производство в 1961 году. Правда, пропашным трактором «сороковка» была по основному назначению, а вообще-то это был универсально-пропашной трактор. Он легко превращался в машину для заготовки кормов, в грузовик с прицепом, в экскаватор или в бульдозер.

Липецкий гений

Сконструировал Т-40 главный конструктор ЛТЗ Борис Архангельский.

Интересно, что этот человек, который, может быть, лучше других умел из горы железа построить трактор или танк, работал в молодости пианистом, мечтал стать землеустроителем, потом решил выучиться на инженера, поступил в Сибирский механический институт, но и не бросил музыкальный техникум, где учился по классу рояля, в 1931 году получил два образования  инженерное и музыкальное. Институт дал ему направление на Челябинский тракторный завод, а техникум  в консерваторию. Он выбрал ЧТЗ, потому что у него начались какие-то серьёзные проблемы с пальцами, но всю жизнь сначала на Урале, а потом в Липецке Борис Архангельский устраивал у себя дома музыкальные вечера.

В Липецке Архангельский сконструировал сначала гусеничный трактор КД-35, за который получил Сталинскую премию. Его до 1960-х годов выпускали на ЛТЗ, на Минском тракторном заводе и в Румынии.

Трактор КД-35
Митинг на Липецком тракторном заводе, посвящённый выпуску первого гусеничного трактора КД-35. Июнь 1944 года
Первый дизельный КД-35. 1947 год

Потом был тоже гусеничный трактор Т-38, известный тем, что работал не только в полях, но и на дрейфующей станции «Северный полюс-13». В 1961 году Архангельский сконструировал Т-40, и в те же годы  первый в мире интегральный трактор Т-5.

Внешне «интегральник» отличается, например, от Т-40 или МТЗ-80 тем, что все колёса у него одного диаметра, а кабина расположена не в конце рамы, а посередине. Но главное, у него два вала отбора мощности, на него можно ставить два агрегата и за один раз выполнять две операции.

У главных ворот Тракторного завода, 1955 год

Правда, по версии издания «Агроинвестор», первый трактор, скомпонованный по интегральной схеме,  это Vantage, созданный в 1968 году американской корпорацией United St. Steel Co. Но, к досаде «Юнайтед Стейтс Стил»Т-5 Архангельский сконструировал в 1961-м, а в 1962-м ЛТЗ изготовил несколько экспериментальных образцов этого трактора.
Как пишут в краткой биографии Архангельского, за 25 лет, пока он был главным конструктором ЛТЗ, коллектив, который он возглавлял, создавал сельскохозяйственные машины, опережающие мировой уровень по важнейшим технологическим параметрам.

Конвейер сборки тракторов. 1955 г. Фонды ЛОКМ

Незамеченное рождение

В 1961-м в местных газетах часто упоминали, что на ЛТЗ готовятся к выпуску колёсного трактора Т-40. В основном критиковали заводчан за отставание от графика, бросали лозунги типа: «Уберём все помехи с пути нового колёсного трактора»  и говорили, как важен для завода и страны этот проект.

Трактор ЛТЗ Т-40 первого поколения

Следовало бы ожидать, что, получив решение Совета народного хозяйства о запуске трактора в серийное производство, на заводе устроят пир горой, а в газетах наперебой будут рассказывать об этом историческом событии. Но никто, можно сказать, даже и не заметил, что 15 ноября 1961 года с конвейера ЛТЗ сошёл первый Т-40. Областная газета разместила даже не заметку, а фотографию работника завода на конвейере с короткой подписью: «Коллектив Липецкого тракторного завода приступил к выпуску нового колёсного трактора Т-40. На снимке: слесарь-сборщик Н. В. Васильев устанавливает кабину на новый трактор».

Лучший в XX веке

В журнале TechInsider, который рассказывает своим читателям о новостях науки и техники, пишут, что «внешне трактор Т-40 похож на знаменитый «Беларус». В этом сравнении, особенно в указании на то, что «Беларус» знаменитый, а Т-40, надо понимать, никому не известная и бесславная машина, есть какое-то унижение липецких тракторостроителей.
Во-первых, ещё неизвестно, кто на кого похож, а во-вторыхТ-40  такая же знаменитая машина, как и минский колёсник. Бывшие тракторозаводчане говорят, что это был лучший трактор XX века в своём классе. Они, конечно, преувеличивают, но это не выдумка чистой воды патриотов ЛТЗ, а слегка приукрашенная правда. В 1970 году проводились сравнительные испытания тракторов разных классов, которые выпускали предприятия стран СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), и липецкая «сороковка» действительно была признана одной из лучших машин с точки зрения надёжности и простоты обслуживания. Ещё раньше за эти же качества Т-40 получил золотую медаль на весенней международной ярмарке в Лейпциге.

 По простоте и надёжности для всего мира,  говорит Анатолий Гольцов, который в 1990-е годы был председателем совета директоров ЛТЗ,  трактор Т-40 был тем же, чем были танк Т-34 или автомат Калашникова.

Другие на форумах в интернете за простоту устройства и обслуживания называют липецкую «сороковку», как вообще все колёсники ЛТЗ, детским трёхколёсным велосипедом.

1 000 001-ый трактор был создан на липецком заводе 23 мая 1981 года

GPS образца 1960-х

Впрочем, как бы прост ни был Т-40, это была продвинутая для той эпохи машина. На него можно было ставить дистанционное управление и так называемый копир, попросту говоря, автопилот. Дистанционное управление было кабельным и радийным. С помощь радиопередатчика тракторист мог передавать десять команд и управлять трактором с расстояния до 200 метров или двумя тракторами сразу. Эта идея пришла в голову заводским конструкторам ещё до того, как запустили в серию Т-40, а строили тракторы Т-30 и Т-35. У них не было кабины, и во время работы в садах ветки хлестали трактористу по лицу. Поэтому решили: пусть трактор сам ходит по междурядьям, а тракторист сидит где-нибудь в сторонке и нажимает кнопки радиопередатчика. Но и на Т-40, у которого появилась кабина, не исключалась возможность использования этой системы. Копир был чем-то вроде современного агронавигатора на базе системы GPS-навигации. Трактористу не нужно было примеряться, чтобы точно попасть в междурядье и не наехать на свекольный или картофельный ряд. В «памяти» курсора была вся необходимая информация, чтобы он сам завёл трактор точно между рядами.

Липецкий Belarus

Одни пишут, что Т-40 продавали в 30 странах мира, другие  в 60-ти. В любом случае за рубежом, в том числе в развитых странах, трактор имел хорошую репутацию, и его хорошо там покупали.

Самый знаменитый покупатель  первый французский космонавт Жан-Лу Жак Мари Кретьен. Он летал в космос на кораблях «Союз Т-6» и «Союз ТМ-7». В Звёздном городке или на Байконуре Кретьен увидел Т-40, где на нём работали коммунальщики, и купил его для своего поместья в Бретани. Пишут, он якобы говорил, что доверяет только советским ракетам и тракторам.

Липчан огорчало только то, что иностранцы охотно покупали их трактор, но многие, отмечает Гольцов, скорее всего, не знали о существовании ЛТЗ. Дело в том, что тогда тракторы всех советских заводов, начиная с липецкого и заканчивая каким-нибудь павлодарским, экспортировались под брендом Belarus.

Так получилось, что минский завод первым стал продавать свои машины на внешнем рынке, там они понравились, и «Трактороэкспорт», чтобы не тратить время и деньги на раскрутку других советских тракторов, просто все их переименовал в «Беларусы».

Например, экспортный вариант тяжёлого трактора Т-150К, в общих чертах похожий на огромный «Кировец», назывался Belarus-1507, а сам К-700 продавался за рубежом под брендом Belarus-7000. Между прочим, и сегодня в Северной Америке Кировский завод продаёт свой «Кировец К-744» с лейблом MTZ Kirovets K-744.

Родной LTZ

Правда, липецкий Т-40 имел в своём экспортном имени указание на свой родной завод и на своё родное имя  он назывался Belarus-LTZ-40 или Belarus T-40, а иногда Belarus LTZ-400, 420. Однако это не мешает иностранцам думать, что Т-40  это белорусский трактор. Американский онлайн-маркетплейс Manytractors.com, который специализируется на продаже новых и бывших в употреблении тракторов, сообщает своим потенциальным покупателям, что «модель сельскохозяйственного трактора LTZ-40 выпускалась в Беларуси с 1968 по 1973 год», хотя Т-40 в Минске вообще никогда не строили.

Т-40 и его модификации выпускали на ЛТЗ 34 года  с 1961-го по 1995-й. За это время с конвейера сошли 1 196 200 этих тракторов. Рекорд по количеству построенных тракторов принадлежит Минскому и Волгоградскому тракторным заводам. Они за это же время дали стране примерно по полтора миллиона МТЗ-80 и ДТ-75, но это потому, что оба предприятия были мощнее липецкого на 2025%, да и кому быть первым, тогда решали не на заводах, а в Госплане.


Текст: Виктор Унрау
Фото: фонды ЛОКМ, пресс-служба Липецкого областного краеведческого музея
Видео: пресс-служба Липецкого областного краеведческого музея
Иллюстрация: «Первый номер»