Ветеран СВО работает школьным учителем. Дмитрий Богданов — пока единственный в Липецке участник боевых действий, который преподаёт в общеобразовательном учреждении. Он обучает ребят «Основам безопасности и защиты Родины». По словам учеников, никто не объяснит этот предмет лучше человека, который сам побывал на фронте.
Герой и пример
Симпатичный молодой парень — Дмитрию всего 24. С модной стрижкой и «крутой» бородкой, с татуировками, которыми сплошь испещрены его мускулистые руки. На первый взгляд — типичный хипстер, завсегдатай баров и ночных клубов. Но это впечатление ошибочное — Дмитрий порядочный семьянин и много времени посвящает воспитанию четырёхлетнего сына Богдана. А половину своей жизни он вообще проводит с ребятами — в 59-й липецкой школе у него 35 уроков в неделю, это серьёзная нагрузка. Он окончил Лебедянский педагогический колледж и в педагогику, как говорит сам, пришёл по призванию. Его ученики — а преподаёт он от младших классов до 11-х — с этим полностью согласны.
— Он очень хороший учитель. Мне кажется, он пришёл в школу по зову души, — говорит ученица 9-го класса Вероника Енина. — Он великолепно может передать знания и свой опыт, до нас сразу доходит. А ещё он для нас герой и пример.
— Мы с ним любим разговаривать, — добавляет одноклассница Вероники Алина Золотарёва. — Про жизнь. Он свои истории рассказывает, а мы — свои мысли. Учитель помогает нам правильно оценить ситуации. Потому что у него уже солидный жизненный опыт.
Спецпроект «Первого номера»
Каждое поколение русского народа, сталкиваясь с военными вызовами, проявляет свои лучшие черты: доблесть, смелость, мужество, героизм и безоглядную самоотверженность. Каждое поколение героев словно воссоздаёт и укрепляет дух победителя, истинного защитника Отечества, дух, живущий в каждом русском воине. Редакция газеты «Первый номер» ведёт патриотический проект «Голоса героев», посвящённый Году защитника Отечества и 80-летию Великой Победы.
В книжке не прочитаешь
Этим опытом 24-летний учитель не кичится и не гордится. Просто всё, о чём он рассказывает ребятам, звучит серьёзно и весомо. Сразу понимаешь: эти знания получены не из книжек. На практическом занятии преподаватель показывал ребятам, как правильно накладывать жгут при ранении.
Я сама впервые в жизни узнала, что его ни в коем случае нельзя сматывать клубком, в бою некогда будет разматывать, нужно уложить «зигзагом» — чтобы одним рывком, уже готовым к накладыванию, выдернуть его из разгрузки. При сборке-разборке автомата Калашникова Богданов — попутно — объясняет ребятам, как быть, если вдруг патрон заклинит в стволе автомата. Оказывается, в боевых условиях вещь достаточно обыденная.
— На срочной службе у меня возникла такая ситуация, — преподаватель постукивает по стволу, где у него застрял патрон. — Так я прямо посреди стрельб, потому что нам никто этого не объяснял, начал разбирать автомат. Мороз минус 15, руки не слушаются. Плохая ситуация. Но есть способ гораздо проще. Итак, вы ведёте бой, у вас клинит оружие. Что мы делаем? Мы переносим автомат под мышку, отстёгиваем магазин, делаем вот так затвором, — он щёлкает затвором несколько раз, — застрявший патрон выпал. Нажимаем на спусковой механизм, проверяем: ствол чистый. Вставляем снова магазин, патрон в патронник дослали и продолжаем вести огонь.
Ну в каком школьном учебнике такое напишут?
За малую и большую Родину
Дмитрий родом из Луганской области, из райцентра Южная Ломоватка. В Липецке их семья оказалась в 2014 году, можно сказать, случайно: они приехали на пару недель к родственникам, а когда засобирались домой, оказалось, начались боевые действия, железные дороги на Луганщине повзрывали. Богдановы решили остаться. Дмитрий учился в лицее в Данкове, потом поступил в педколледж в Лебедянь. Срочную служил в десанте, в легендарной Псковской дивизии ВДВ (в марте 2000 года 90 псковских десантников у высоты 776 в Чечне не пропустили около двух тысяч боевиков Хаттаба, которые рвались из Аргунского ущелья в Дагестан. В живых остались только шестеро солдат, 22 десантникам присвоили звания Героев России. — Прим. авт.).
Так что, когда осенью 2022 года началась частичная мобилизация, бывший десантник был уверен: вот-вот повестку принесут и ему. Но ждать пришлось целый месяц.
— Я думал, меня уже на следующий день заберут, учитывая, откуда я родом, — рассказывает Дмитрий. — Я ещё на «срочке» усвоил: десантники идут в бой первыми, а тут целый месяц тишина, даже обидно стало немного.
Но Дмитрий знал: всё равно попадёт на фронт. Потихоньку готовился, покупал экипировку. Повестку получил сам, в военкомате: ему позвонили и попросили приехать. Говорит, известие об этом встретил с облегчением. 20 октября 2022-го он отправился на фронт.
— Семья, конечно, отреагировала болезненно, — вспоминает Дмитрий. — Им было тяжелее, чем мне. Я шёл осознанно, у меня была сильная мотивация: и за нашу необъятную Родину, и за мою малую родину. Бежать, прятаться, скрываться — даже мысли такой не возникло.

Задача выполнена
Богданов служил разведчиком-пулемётчиком на направлении Сватово-Кременная. Говорит, было очень «горячо», не случайно там действовало много десантных подразделений. Опасных ситуаций было хоть отбавляй. Много крови ребятам попортили передвижные украинские миномёты.
— Никак мы не могли их словить, — щурится Богданов. — Укропы скрытно и быстро передвигались на пикапах. Нам командир взвода, позывной Метис, поставил боевую задачу: обнаружить. Но у нас без всякой задачи был личный интерес, горячее желание. С помощью коптера мы наконец спалили их позиции, обозначили, передали координаты, «арта» их накрыла. Дальнейшая их судьба мне неизвестна, но хочется верить, что задача выполнена до конца.
Я спросила, что было самым страшным «за лентой».
— Струсить в какой-то момент, — сказал, помолчав, Дмитрий. — Потому что ты подведёшь не только себя, но и товарищей, ведь ты за них тоже несёшь ответственность. Если выпал один, может пойти цепная реакция, и выпадет просто вся группа. Если кто-то один сплоховал.
Быть, а не казаться
А на вопрос, о чём он больше всего жалеет, Дмитрий ответил: слишком мало времени провёл «за лентой». Его демобилизовали в январе 2024-го — он получил осколочное ранение в голову. Естественно, жуткие головные боли, прочие неврологические проблемы. Плюс ещё перестала работать рука — Дмитрий разрабатывает её до сих пор.
— Нервы, видимо, задело, — объясняет Дмитрий. — Рука просто висела. Сейчас я периодически прохожу курсы лечения: физиопроцедуры, капельницы. Вот, получил инвалидность, вторую группу. Если честно, обидно: я бы мог ещё больше уроков в школе вести, но с инвалидностью больше нельзя. А обиднее всего, что я так мало повоевал. Я был бы очень полезен в разведке: так как родом из Луганской области, хорошо знаю украинский язык.
Я спросила у Дмитрия, что для него самое важное в жизни? По какому принципу он живёт?
— Быть, а не казаться, — ответил 24-летний ветеран. — Не стараться показаться каким-то хорошим. А действовать так, как ты считаешь нужным и правильным. Жизнь сама всё расставит по местам.
А в отношениях с людьми, признался Дмитрий, он старается всегда быть честным. Никого не предавать — как на фронте, так и в мирной жизни.
Делюсь опытом и знаниями
«Основы безопасности и защиты Родины», которые ведёт Богданов, — это новый школьный предмет, его ввели только с сентября прошлого года. Как бы расширенные прежние «Основы безопасности жизнедеятельности», предмет включает в себя изучение и старого советского курса «Начальной военной подготовки», но в новых условиях. На уроках делают акцент на отработке действий в случае ЧС и военной угрозы. К примеру, как действовать при атаке беспилотников. Кстати, ребят учат не только укрываться от дронов, но и управлять ими.
— Я пришёл в школу в сентябре, как раз переименовали предмет, туда включили НВП, изучение прикладных искусств, военно-патриотическое воспитание, — рассказывает Богданов. — Я понял: попал по адресу, буду делиться опытом и знаниями. Молодые люди должны уметь обращаться с оружием, знать виды вооружений, тактическую медицину, технику и основы ведения боя.
— Мы всегда с радостью идём на уроки Дмитрия Сергеевича, — говорит девятиклассник Кирилл Анохин. — Он очень интересно преподаёт, ещё мы разбираем-собираем автоматы на время. Готовимся к военно-патриотическим соревнованиям, думаю, с такой подготовкой мы точно не проиграем.
Крутая профессия
В юности Дмитрий не думал, что попадёт в школу. Но сейчас рад этому. Они с женой коллеги — она работает в детском садике по соседству. Кстати, познакомились во время учёбы в колледже. Каждый вечер супруги делятся профессиональными впечатлениями, дают друг другу советы.
— Дело ведь в чём? — улыбается Богданов. — Когда приходит новый учитель, ученики всегда начинают прощупывать дистанцию: что с ним можно, что нельзя. У меня с ними все допустимые границы уже выстроены. Я понял: самое главное — детей заинтересовать. Сейчас меня все слушают, даже с трудными нашёл общий язык. Одна девочка в 8-м классе демонстративно не делала домашние задания, вообще вела себя… какое бы слово подобрать… как царица. Полгода прошло — и уроки делает, и отвечает, и руку тянет.
Четырёхлетний Богдан тоже принимает участие в обсуждениях. Он знает, что пойдёт в ту же 59-ю школу, и часто спрашивает у папы: «Ну когда же мы с тобой вместе на работу будем ходить?»
— Я вообще вот к какому выводу пришёл, — Дмитрий, улыбаясь, смотрит мне в глаза. — Учитель — это самая крутая профессия. Многие не понимают, как можно находиться в постоянной суете, шуме, движении. Но мне такой образ жизни очень нравится, я себя нашёл. Мне кажется, что учителя немножко сумасшедшие. Чтобы выслушать, понять и организовать так много и таких разных ребят, этакое ассорти из учеников, нужно быть немножко крейзи. Мне это очень нравится.
По чести и по совести
Я обратила внимание: когда Богданов что-то объясняет, невнимательных в классе нет. И девочки, и парни слушают его затаив дыхание. А как ещё — ведь всё, о чём учитель рассказывает, он подтверждает примерами из жизни.
— Вот этот предмет в аптечке называется гемостатическая губка, — Богданов поднимает небольшой пакетик. — Вот, я получил ранение. Полевые условия, пыль, грязь. Сначала обработали рану, к примеру, хлоргексидином или перекисью водорода. Потом вскрыли гемостатик — это салфетка, пропитанная особым раствором. При нанесении на рану она выполняет кровоостанавливающую функцию. Уже потом берём бинт и делаем перевязку.
Богданов считает: сразу, в один момент человека нельзя сделать патриотом. Любви к Родине дети учатся у своих родителей, у всего, что их окружает. И он — ежедневно и постоянно — вносит в это большое дело свой вклад. Он уверен: буквально через несколько лет Россия превозможет все трудности и станет сильной и процветающей. А ученикам он часто повторяет: нужно быть, а не казаться. Особенно это касается парней.
— Надо быть настоящим мужчиной, человеком чести, — Дмитрий рубит воздух рукой. — Уметь преодолевать трудности. Уважать себя и свой выбор. Любить свою страну. Делать всё по чести, по совести.
— Отрадно осознавать, что такие люди, которые по первому призыву нашей Родины встали на её защиту, сейчас устраиваются учителями в школу и занимаются патриотическим воспитанием, — говорит руководитель Липецкого филиала фонда «Защитники Отечества» Андрей Поляков. — Конечно же, никто не воспитает патриотов нашей страны лучше, чем ветераны СВО.
Желание быть полезным
Больше 150 компаний в Липецкой области, в том числе резиденты ОЭЗ «Липецк», хотят взять на работу ветеранов СВО. Предприятия уже включены в базу данных кадровых центров. Ветеранам помогают устроиться на новую работу, предлагают переобучение, консультируют по оформлению социальных контрактов. Это происходит в кадровом центре «Работа России» и в отделении фонда «Защитники Отечества».
— Принятие решений, планирование, стратегическое мышление, уверенность, стремление к достижению целей — всё это про наших парней, — отметил губернатор Липецкой области Игорь Артамонов. — Поручил обеспечить к каждому участнику СВО индивидуальный подход. Тогда у них будет не просто работа, а возможность реализовать свой потенциал. Недавно встречался с парнями, которые вернулись с фронта. Говорили и о трудоустройстве. У всех разные специальности, но одинаковое желание быть полезными стране и её жителям.
Вместе с вами
Приглашаем липчан, желающих рассказать о боевом пути своих родственников, зачитать фронтовые письма героев Великой Отечественной войны, бережно сохранённые в семейном архиве. Также в рамках проекта мы встретимся с героями сегодняшних дней — участниками специальной военной операции. Короткие аудио-фрагменты наших интервью
будут доступны для прослушивания на странице «Первого номера» во «ВКонтакте» и в разделе «Проекты» на нашем сайте. Страница проекта «Голоса героев».
Заявку можно оставить через сообщения в наше сообщество во «ВКонтакте». Или прислать на e-mail: GAZETA1N@YANDEX.RU. Контактный телефон: 8-980-355-22-03 (главный редактор газеты «Первый номер» Елена Красилова).
Цель проекта — цикл тематических материалов, серия аудиоподкастов, а также карта боевых действий, на которой будут отмечены места, где воевали липчане — герои публикаций.
Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин