Из окопа — за парту

Ветеран СВО работает школьным учителем. Дмитрий Богданов  пока единственный в Липецке участник боевых действий, который преподаёт в общеобразовательном учреждении. Он обучает ребят «Основам безопасности и защиты Родины». По словам учеников, никто не объяснит этот предмет лучше человека, который сам побывал на фронте.

Герой и пример

Симпатичный молодой парень  Дмитрию всего 24. С модной стрижкой и «крутой» бородкой, с татуировками, которыми сплошь испещрены его мускулистые руки. На первый взгляд  типичный хипстер, завсегдатай баров и ночных клубов. Но это впечатление ошибочное  Дмитрий порядочный семьянин и много времени посвящает воспитанию четырёхлетнего сына Богдана. А половину своей жизни он вообще проводит с ребятами  в 59-й липецкой школе у него 35 уроков в неделю, это серьёзная нагрузка. Он окончил Лебедянский педагогический колледж и в педагогику, как говорит сам, пришёл по призванию. Его ученики  а преподаёт он от младших классов до 11-х  с этим полностью согласны.

 Он очень хороший учитель. Мне кажется, он пришёл в школу по зову души,  говорит ученица 9-го класса Вероника Енина.  Он великолепно может передать знания и свой опыт, до нас сразу доходит. А ещё он для нас герой и пример.

 Мы с ним любим разговаривать,  добавляет одноклассница Вероники Алина Золотарёва.  Про жизнь. Он свои истории рассказывает, а мы  свои мысли. Учитель помогает нам правильно оценить ситуации. Потому что у него уже солидный жизненный опыт.

Спецпроект «Первого номера»

Каждое поколение русского народа, сталкиваясь с военными вызовами, проявляет свои лучшие черты: доблесть, смелость, мужество, героизм и безоглядную самоотверженность. Каждое поколение героев словно воссоздаёт и укрепляет дух победителя, истинного защитника Отечества, дух, живущий в каждом русском воине. Редакция газеты «Первый номер» ведёт патриотический проект «Голоса героев», посвящённый Году защитника Отечества и 80-летию Великой Победы.

В книжке не прочитаешь

Этим опытом 24-летний учитель не кичится и не гордится. Просто всё, о чём он рассказывает ребятам, звучит серьёзно и весомо. Сразу понимаешь: эти знания получены не из книжек. На практическом занятии преподаватель показывал ребятам, как правильно накладывать жгут при ранении.

Я сама впервые в жизни узнала, что его ни в коем случае нельзя сматывать клубком, в бою некогда будет разматывать, нужно уложить «зигзагом»  чтобы одним рывком, уже готовым к накладыванию, выдернуть его из разгрузки. При сборке-разборке автомата Калашникова Богданов  попутно  объясняет ребятам, как быть, если вдруг патрон заклинит в стволе автомата. Оказывается, в боевых условиях вещь достаточно обыденная.

 На срочной службе у меня возникла такая ситуация,  преподаватель постукивает по стволу, где у него застрял патрон.  Так я прямо посреди стрельб, потому что нам никто этого не объяснял, начал разбирать автомат. Мороз минус 15, руки не слушаются. Плохая ситуация. Но есть способ гораздо проще. Итак, вы ведёте бой, у вас клинит оружие. Что мы делаем? Мы переносим автомат под мышку, отстёгиваем магазин, делаем вот так затвором,  он щёлкает затвором несколько раз,  застрявший патрон выпал. Нажимаем на спусковой механизм, проверяем: ствол чистый. Вставляем снова магазин, патрон в патронник дослали и продолжаем вести огонь.

Ну в каком школьном учебнике такое напишут?

За малую и большую Родину

Дмитрий родом из Луганской области, из райцентра Южная Ломоватка. В Липецке их семья оказалась в 2014 году, можно сказать, случайно: они приехали на пару недель к родственникам, а когда засобирались домой, оказалось, начались боевые действия, железные дороги на Луганщине повзрывали. Богдановы решили остаться. Дмитрий учился в лицее в Данкове, потом поступил в педколледж в Лебедянь. Срочную служил в десанте, в легендарной Псковской дивизии ВДВ (в марте 2000 года 90 псковских десантников у высоты 776 в Чечне не пропустили около двух тысяч боевиков Хаттаба, которые рвались из Аргунского ущелья в Дагестан. В живых остались только шестеро солдат, 22 десантникам присвоили звания Героев России.  Прим. авт.).

Так что, когда осенью 2022 года началась частичная мобилизация, бывший десантник был уверен: вот-вот повестку принесут и ему. Но ждать пришлось целый месяц.

 Я думал, меня уже на следующий день заберут, учитывая, откуда я родом,  рассказывает Дмитрий.  Я ещё на «срочке» усвоил: десантники идут в бой первыми, а тут целый месяц тишина, даже обидно стало немного.

Но Дмитрий знал: всё равно попадёт на фронт. Потихоньку готовился, покупал экипировку. Повестку получил сам, в военкомате: ему позвонили и попросили приехать. Говорит, известие об этом встретил с облегчением. 20 октября 2022-го он отправился на фронт.

 Семья, конечно, отреагировала болезненно,  вспоминает Дмитрий.  Им было тяжелее, чем мне. Я шёл осознанно, у меня была сильная мотивация: и за нашу необъятную Родину, и за мою малую родину. Бежать, прятаться, скрываться  даже мысли такой не возникло.

С супругой Валентиной и сыном Богданом

Задача выполнена

Богданов служил разведчиком-пулемётчиком на направлении Сватово-Кременная. Говорит, было очень «горячо», не случайно там действовало много десантных подразделений. Опасных ситуаций было хоть отбавляй. Много крови ребятам попортили передвижные украинские миномёты.

 Никак мы не могли их словить,  щурится Богданов.  Укропы скрытно и быстро передвигались на пикапах. Нам командир взвода, позывной Метис, поставил боевую задачу: обнаружить. Но у нас без всякой задачи был личный интерес, горячее желание. С помощью коптера мы наконец спалили их позиции, обозначили, передали координаты, «арта» их накрыла. Дальнейшая их судьба мне неизвестна, но хочется верить, что задача выполнена до конца.
Я спросила, что было самым страшным «за лентой».

 Струсить в какой-то момент,  сказал, помолчав, Дмитрий.  Потому что ты подведёшь не только себя, но и товарищей, ведь ты за них тоже несёшь ответственность. Если выпал один, может пойти цепная реакция, и выпадет просто вся группа. Если кто-то один сплоховал.

Быть, а не казаться

А на вопрос, о чём он больше всего жалеет, Дмитрий ответил: слишком мало времени провёл «за лентой». Его демобилизовали в январе 2024-го  он получил осколочное ранение в голову. Естественно, жуткие головные боли, прочие неврологические проблемы. Плюс ещё перестала работать рука  Дмитрий разрабатывает её до сих пор.

 Нервы, видимо, задело,  объясняет Дмитрий.  Рука просто висела. Сейчас я периодически прохожу курсы лечения: физиопроцедуры, капельницы. Вот, получил инвалидность, вторую группу. Если честно, обидно: я бы мог ещё больше уроков в школе вести, но с инвалидностью больше нельзя. А обиднее всего, что я так мало повоевал. Я был бы очень полезен в разведке: так как родом из Луганской области, хорошо знаю украинский язык.

Я спросила у Дмитрия, что для него самое важное в жизни? По какому принципу он живёт?

 Быть, а не казаться,  ответил 24-летний ветеран.  Не стараться показаться каким-то хорошим. А действовать так, как ты считаешь нужным и правильным. Жизнь сама всё расставит по местам.

А в отношениях с людьми, признался Дмитрий, он старается всегда быть честным. Никого не предавать  как на фронте, так и в мирной жизни.

Делюсь опытом и знаниями

«Основы безопасности и защиты Родины», которые ведёт Богданов,  это новый школьный предмет, его ввели только с сентября прошлого года. Как бы расширенные прежние «Основы безопасности жизнедеятельности», предмет включает в себя изучение и старого советского курса «Начальной военной подготовки», но в новых условиях. На уроках делают акцент на отработке действий в случае ЧС и военной угрозы. К примеру, как действовать при атаке беспилотников. Кстати, ребят учат не только укрываться от дронов, но и управлять ими.

 Я пришёл в школу в сентябре, как раз переименовали предмет, туда включили НВП, изучение прикладных искусств, военно-патриотическое воспитание,  рассказывает Богданов.  Я понял: попал по адресу, буду делиться опытом и знаниями. Молодые люди должны уметь обращаться с оружием, знать виды вооружений, тактическую медицину, технику и основы ведения боя.

 Мы всегда с радостью идём на уроки Дмитрия Сергеевича,  говорит девятиклассник Кирилл Анохин.  Он очень интересно преподаёт, ещё мы разбираем-собираем автоматы на время. Готовимся к военно-патриотическим соревнованиям, думаю, с такой подготовкой мы точно не проиграем.

Крутая профессия

В юности Дмитрий не думал, что попадёт в школу. Но сейчас рад этому. Они с женой коллеги  она работает в детском садике по соседству. Кстати, познакомились во время учёбы в колледже. Каждый вечер супруги делятся профессиональными впечатлениями, дают друг другу советы.

 Дело ведь в чём?  улыбается Богданов.  Когда приходит новый учитель, ученики всегда начинают прощупывать дистанцию: что с ним можно, что нельзя. У меня с ними все допустимые границы уже выстроены. Я понял: самое главное  детей заинтересовать. Сейчас меня все слушают, даже с трудными нашёл общий язык. Одна девочка в 8-м классе демонстративно не делала домашние задания, вообще вела себя какое бы слово подобрать как царица. Полгода прошло  и уроки делает, и отвечает, и руку тянет.

Четырёхлетний Богдан тоже принимает участие в обсуждениях. Он знает, что пойдёт в ту же 59-ю школу, и часто спрашивает у папы: «Ну когда же мы с тобой вместе на работу будем ходить?»

 Я вообще вот к какому выводу пришёл,  Дмитрий, улыбаясь, смотрит мне в глаза.  Учитель  это самая крутая профессия. Многие не понимают, как можно находиться в постоянной суете, шуме, движении. Но мне такой образ жизни очень нравится, я себя нашёл. Мне кажется, что учителя немножко сумасшедшие. Чтобы выслушать, понять и организовать так много и таких разных ребят, этакое ассорти из учеников, нужно быть немножко крейзи. Мне это очень нравится.

По чести и по совести

Я обратила внимание: когда Богданов что-то объясняет, невнимательных в классе нет. И девочки, и парни слушают его затаив дыхание. А как ещё  ведь всё, о чём учитель рассказывает, он подтверждает примерами из жизни.

 Вот этот предмет в аптечке называется гемостатическая губка,  Богданов поднимает небольшой пакетик.  Вот, я получил ранение. Полевые условия, пыль, грязь. Сначала обработали рану, к примеру, хлоргексидином или перекисью водорода. Потом вскрыли гемостатик  это салфетка, пропитанная особым раствором. При нанесении на рану она выполняет кровоостанавливающую функцию. Уже потом берём бинт и делаем перевязку.

Богданов считает: сразу, в один момент человека нельзя сделать патриотом. Любви к Родине дети учатся у своих родителей, у всего, что их окружает. И он  ежедневно и постоянно  вносит в это большое дело свой вклад. Он уверен: буквально через несколько лет Россия превозможет все трудности и станет сильной и процветающей. А ученикам он часто повторяет: нужно быть, а не казаться. Особенно это касается парней.

 Надо быть настоящим мужчиной, человеком чести,  Дмитрий рубит воздух рукой.  Уметь преодолевать трудности. Уважать себя и свой выбор. Любить свою страну. Делать всё по чести, по совести.

 Отрадно осознавать, что такие люди, которые по первому призыву нашей Родины встали на её защиту, сейчас устраиваются учителями в школу и занимаются патриотическим воспитанием,  говорит руководитель Липецкого филиала фонда «Защитники Отечества» Андрей Поляков.  Конечно же, никто не воспитает патриотов нашей страны лучше, чем ветераны СВО.

Желание быть полезным

Больше 150 компаний в Липецкой области, в том числе резиденты ОЭЗ «Липецк», хотят взять на работу ветеранов СВО. Предприятия уже включены в базу данных кадровых центров. Ветеранам помогают устроиться на новую работу, предлагают переобучение, консультируют по оформлению социальных контрактов. Это происходит в кадровом центре «Работа России» и в отделении фонда «Защитники Отечества».
 Принятие решений, планирование, стратегическое мышление, уверенность, стремление к достижению целей  всё это про наших парней,  отметил губернатор Липецкой области Игорь Артамонов.  Поручил обеспечить к каждому участнику СВО индивидуальный подход. Тогда у них будет не просто работа, а возможность реализовать свой потенциал. Недавно встречался с парнями, которые вернулись с фронта. Говорили и о трудоустройстве. У всех разные специальности, но одинаковое желание быть полезными стране и её жителям.

Вместе с вами

Приглашаем липчан, желающих рассказать о боевом пути своих родственников, зачитать фронтовые письма героев Великой Отечественной войны, бережно сохранённые в семейном архиве. Также в рамках проекта мы встретимся с героями сегодняшних дней  участниками специальной военной операции. Короткие аудио-фрагменты наших интервью будут доступны для прослушивания на странице «Первого номера» во «ВКонтакте» и в разделе «Проекты» на нашем сайте. Страница проекта «Голоса героев».
Заявку можно оставить через сообщения в наше сообщество во «ВКонтакте». Или прислать на e-mailGAZETA1N@YANDEX.RU. Контактный телефон: 8-980-355-22-03 (главный редактор газеты «Первый номер» Елена Красилова).
Цель проекта  цикл тематических материалов, серия аудиоподкастов, а также карта боевых действий, на которой будут отмечены места, где воевали липчане  герои публикаций.

Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин