В августе липчане увидели новый художественный фильм «Девка-баба» (6+), снятый московским режиссёром с липецкими корнями Аглаей Набатниковой. Полнометражную ленту презентовал киноклуб «Ностальгия» во время фестиваля «ЛевитовФест». О создании первого в истории российского кинематографа фильма про куклу-мотанку и о традиционных ценностях режиссёр рассказала в эксклюзивном интервью «Первому номеру».
Личность
Аглая Владимировна Курносенко (творческий псевдоним по девичьей фамилии матери — Набатникова — режиссёр, сценарист, член Союза российских писателей. Родилась 5 августа 1982 года в Новосибирске в семье писателей. В 1989 году вместе с родителями переехала в Москву. С 11 лет посещала мастерскую Московской международной киношколы. В 1999 году Аглая Курносенко поступила на режиссёрский факультет ВГИКа к Владимиру Хотиненко, окончила его в 2004-м.
Первым проектом стала короткометражка «Утюг». В 2004 году вышла «Фотоохота», где Аглая выступила в роли сценариста и художника. Через два года Аглая выпустила среднеметражный фильм «Юнгфрау» и драму «Нимфа». Режиссëр-постановщик 4-го и 5-го сезонов ситкома «Папины дочки».
В 2009 году участвовала в ряде международных программ развития талантов: Berlinale Talent Campus Берлинского международного кинофестиваля. В 2023-м сняла полнометражный дебют «Девка-баба». Сценарий к нему написал супруг героини писатель Андрей Рубанов.
Помимо кинематографа Аглая Курносенко занималась публицистикой и литературой. Её статьи и литературные рецензии выходили в изданиях «Знамя», «Горький» и литературно-художественном журнале «Юность». В 2018-м она выпустила дебютный сборник рассказов под названием «Рехилинг». С 2022 года — ведущая подкаста на Первом канале «Обязательно к прочтению».
Переходный процесс
— Аглая, расскажите, о чём ваш новый фильм и почему такое непривычное для обывателя название?
— Мне даже нравится, что оно немного отпугивающее (улыбается). Во-первых, смотреть фильм придут те, кому это действительно нужно. Во-вторых, я — за продвижение славянских традиций. Девка-баба — это как раз традиционная кукла-мотанка из ткани. Раньше с их помощью готовили девочек к взрослой жизни, образно показывая трансформацию девки в бабу. Я захотела снять фильм про женскую инициацию. Героине Тане 12 лет, она переживает кризис взросления, а кукла помогает девочке в такой важный момент.
— Умеете ли сами мотать таких кукол?
— Да, у меня есть такой опыт! Интересуюсь фольклором, нашей культурой. На протяжении пяти лет создаю мотанок и учу этому искусству других. Периодически с подругами мотаем кукол. Важно подчеркнуть: это только женская практика, мужской пол не допускают даже присутствовать при этом. Кстати, многие мужчины почему-то боятся кукол. При этом именно мой супруг Андрей Рубанов призвал обратить внимание на славянскую практику. Он написал роман «Финист — Ясный сокол» на древнерусскую тематику и получил литературную премию Национальный бестселлер. Мы поняли, что это интересный и богатый материал для творчества, решили сделать фильм.
На защите традиций
Кукла-мотанка — традиционная славянская кукла из ткани. Это не только детская игрушка — кукла являлась важным элементом культуры и народного быта. Согласно поверьям, мотанка, сделанная для родного человека, становилась его главным оберегом. Считалось, что кукла защищает дом от тёмных сил, болезней, сглаза и неудач, притягивает любовь и благополучие, помогает обретению своего «Я».
Трудный выбор
— Сразу ли удалось найти актрису на роль главной героини?
— Нет, это оказалось самым сложным. Зрители должны полюбить героиню, а для этого девочке необходимо хорошо сыграть, вжиться в роль. На кастинге отсмотрела всех детей-актёров, которые есть в Москве. Увы, мало хороших профессиональных актрис, которые могут это сделать. На курсах, особенно платных, этому не научат. Нужен особый дар, потому что в 12 лет овладеть искусством актёрской игры крайне сложно. Всё-таки я утвердила на съёмки одну 14-летнюю девушку. Но в итоге мы нашли другую актрису —Таисью Калинину — буквально за несколько дней до съёмок!
— Наверное, тяжело было отказать первой юной актрисе?
— Очень… Это такая непростая ситуация: её уже утвердили, девочка рассказала обо всём родителям, подругам. Я решила лично поговорить с актрисой. Стала просить у неё прощения за такую ситуацию и… заплакала (хотя плакать должна была она). Девочка оказалась очень умной, понимающей. Она начала утешать меня и сказала, что мы сделали замечательный выбор, что Тася очень подходит для этой роли. К счастью, наш отказ не стал для юной актрисы психологической травмой. А мне после этого эпизода уже ничего не страшно!
Обязательно к прочтению
— В Липецкую область вас, столичного режиссёра, привела не только презентация фильма. Родовое гнездо Набатниковых находится именно в Липецкой области — в городе Лебедяни. Всё верно? Вы успели туда съездить?
— Да. И я там побывала. Очень понравилось! Погуляли по Тяпкиной горе, зашли в музей известного писателя Евгения Замятина. Я почувствовала, что это родные места.
— К слову о писателях и литературе — вы ведёте подкаст о книгах на «Первом канале» «Обязательно к прочтению». Как выбираете материал для беседы?
— Чаще всего отталкиваюсь от гостя, какие книги он любит (например, на подкасте обсуждали произведения Валентина Катаева, Юрия Олеши, Айрис Мёрдок, Даниила Хармса, Оноре де Бальзака и многих других). Мы разговариваем целый час, поэтому собеседнику должно быть самому интересно порассуждать о прочитанном.
— Смотрите ли сами книжных блогеров?
— Скорее, смотрю другие интервью, как их брать. Нужно найти подход к гостю, разговорить его, ведь люди часто приходят в неких социальных масках. Про литературу на телевидении мало подкастов, мой, наверное, уникальный, женский — остальные ведут мужчины. Понимаю, что сейчас не так много тех, кто читает книги, но людям в любом случае должен быть интересен наш разговор. Он должен обогатить зрителя.
— А как заинтересовать чтением не взрослого, а ребёнка? Что можете посоветовать родителям?
— У меня есть свой лайфхак с 11-летней дочкой Ариадной. Она читает книгу, а я параллельно перечитываю. Потом вместе обсуждаем произведение. Мы глубоко «копаем» и в плане осмысления написанного, и в плане тесного общения друг с другом. Разговариваем на важные темы. Ей интересно, что у меня происходило в юности, какие чувства я переживала. Всегда спрашиваю, что она особенного увидела в книге. Иначе всё обсуждение сведётся к некоему «литературному ЕГЭ»: какого цвета был платок, как звали героя…
Женский взгляд
— Как раз назрел вопрос о герое. Есть ли сейчас, в наше непростое время, в литературе, кинематографе тот самый герой нашего времени?
— Мы как раз ищем этот образ. Но могу сказать точно, что он — женский. Понятно, что сейчас сложные времена, мужчины воюют… Но именно культурный образ должен быть всё-таки женским. Поэтому я и создала фильм для девочек, для сохранения и продолжения традиций. Наше будущее — подростки, у которых формируется отношение к семье, к Родине. У них тот самый возраст, когда можно заложить отношение к традициям, как нечто увлекательное, важное для личности.
— Расскажите о ближайших творческих планах.
— Есть новый проект, который собираюсь продвигать (сюжет и детали режиссёр пока что не раскрывает. — Прим. ред.). Он тоже по сценарию Андрея Рубанова. Хочу снова поработать с Таисьей Калининой. Фильм уже не детский, а взрослый, но и девушка выросла — ей сейчас 19 лет, так что Тася вполне справится с ролью. Счастлива, что нашла «свою» актрису!
— И задам ещё такой личный вопрос: как существует пара творческих людей? Читаете ли работы, сценарии друг друга?
— Конечно, когда мы только встречались, перечитала все его работы! (Смеётся.) Хотела понять, что за человек передо мной. И для отношений с писателем это важно: это уважение к его творческому «я». Сейчас уже начала немного отлынивать — не всё читаю, что Андрей пишет.
— Случается ли критика с чьей-либо стороны?
— Меня супруг может покритиковать как писателя (у меня вышел сборник рассказов), но уважает как режиссёра. Само за себя говорит то, что он продолжает писать для меня сценарии.
— Как раз для «Девки-бабы» автором сценария стал именно Андрей Рубанов?
— Да, и для меня это интересный и новый опыт. Я ничего не исправляла и не вмешивалась, правки вносил только Андрей. Моя съёмочная группа страдала от того, что я снимаю строго по сценарию — редко так бывает. Обычно люди на площадке импровизируют. А я чётко следовала написанному, так как понимала: супруг не даст мне жизни, если что-то поменяю (смеётся). Но я в итоге не пожалела об этом. Мне нравится то, что у нас получилось!
Беседовала Анна Дикарева
Фото из архива героини