Классный друг

Классный друг

Она не ментор, а старший товарищ, который помогает жить.

Недавно знакомая сказала о 5-й липецкой школе: «Это школа Старостенко». Я удивилась, что школу называют не по номеру, а по человеку, который там работает.

От автора: Нельзя путать истинный профессионализм и сиюминутную раскрученность. В учительстве эти понятия могут корреспондировать друг с другом, подогреваемые, как ни странно, различными профессиональными конкурсами. Сколько дутых фигур я видела на «Учителе года». Покрутиться такой мыльный пузырь, просверкает бликами, побрызжет перед коллегами, замыливая глаза. Даст конкурсные уроки какой-нибудь учитель химии на роликах и пропоёт: «Химическая реа-а-акция», будто каждый день въезжает в класс, громыхая колёсами, и вместо объяснений учебного материала песнями пробавляется.
Об этом мы разговаривали в минувшем году с Шалвой Александровичем Амонашвили. О том, что эффектный номер может остаться в памяти высокого педагогического жюри. Может, и преференции учитель получит за «прогрессивную» педагогическую технологию. Но тем самым размывается критерий учительства. Получается, что понятие «учитель» не само по себе достаточное, а его ещё необходимо подсветить занимательностью, приукрасить завитками.
Сказанное не означает, что у нас нет прекрасных учителей. Конечно же, есть! И учительский конкурс отличный в своей основе, если человек понимает, что он не просто за хрустальным пеликаном пришёл, а затем, чтобы идти дальше в профессии. «Учитель  профессия дальнего действия» Это непросто, это ежедневно.

Критерий учительства

Учительство  ежедневный труд, ремесло с элементами творчества и любви. Это первое, что приходит на ум при общении с учителем, заместителем директора по воспитательной работе и классным руководителем Ириной Старостенко. Рассказ о ней стоило начинать со слов «я люблю». Итак

Я люблю

 Многое зависит от начала,  считает Ирина Анатольевна.  Если человеку повезло с началом  подлинным, серьёзным, зародившим в нём любовь, то потом всё зависит от того, насколько удастся сохранить его в себе.

Я с детства хотела быть учителем, и мне повезло, что здесь же, в 5-й школе, которую и окончила, встретила своего учителя и наставника  Юлию Стальевну Шмакову (Донецкую), дочь легендарного педагога Сталя Анатольевича Шмакова. Глядя на неё, я и сценарии начала писать. А работала она с нами так, что могу сказать: у неё было человек тридцать детей, нас. Ну, а про Сталя Анатольевича все понимают, что он был из тех, кто занимался суждённым Богом.

Помню, однажды, когда мы были дома у Юлии Стальевны, пили чай всей нашей агитбригадой, зашёл Сталь Анатольевич. Меня поразило, насколько просто он с нами общался: не как великий дидакт, а на равных. Он спрашивал о наших делах, проблемах, но слушал так, будто мы что-то совершенно потрясающее рассказывали, и это было искренним. Он не умел имитировать общение, говоря с детьми «понарошку»«не по-настоящему». Понимал, что у человека в 1215 лет очень много проблем. Как в песне «Философы в 13 с половиной», которую любил Сталь Анатольевич:

«А если не решается вопрос 
Они к тебе спешат, ища подмоги.
Устраивают жизненный допрос,
Хоть мы с тобою, старина, не боги».

«Никто не Бог, и учителя в том числе,  думала я, слушая Ирину Анатольевну.  Но учитель должен уметь любить, как Бог  каждого и безусловно».

«Детей не нужно воспитывать, их нужно любить»,  всплыла в памяти прочитанная где-то фраза Шмакова. Судя по всему, Ирину Старостенко такое положение дел вполне устраивает.

Не потехи час

Сегодня Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы по образованию, уроков по предметам не ведёт. Но там, где люди проводят 10 лет своей жизни, она занимается воспитательной работой, будучи заместителем директора школы.

 Улыбка карьерной фортуны? (Стараюсь вкладывать как можно меньше иронии в свой вопрос, зная о её загруженности.)

 Так тому быть, наверное. Когда училась на филфаке, пришла в свою школу работать вожатой. Кажется, это было на втором курсе Липецкого пединститута,  вспоминает Ирина Анатольевна.  Была студенткой-очницей и учителем одновременно и создала свой танцевальный коллектив в этих школьных стенах. Окончив вуз, осталась здесь преподавать русский язык и литературу, и у меня уже существовал сформированный ансамбль.

 О танцевальном коллективе вашем и поговорим. Для вас он дело непраздное, для учеников и родителей тоже серьёзное, судя по толпящимся в фойе школы после уроков многочисленным мамам с переодевающимися детьми и солидарным репликам: «Ирина Анатольевна, мы хотим попасть к вам!».

 Хотя оценка по результатам имеет свои недостатки, всё равно скажу. Наш ансамбль современного эстрадного танца Shaky (англ.  неугомонные.  Прим. автора) стал первым в системе дополнительного образования в городе, получившим статус образцового. А ещё мы организовали НКО, чтобы заниматься всем коллективом танцоров добрыми делами. Устраиваем благотворительные концерты для людей из новых присоединённых регионов и в поддержку участников СВО. На концерты желающие могут приносить гуманитарную помощь, которую мы передаём через волонтёров «за ленточку». Мы танцуем разные танцы: и лёгкие, и с серьёзной фабулой, но всегда стараюсь ставить их так, чтобы дети понимали, о чём танцуют, чтобы умели сопереживать. Танец  ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. Развить эту необходимую для жизни способность эмоционального переживания и через него понимания помогает искусство. Обладая способностью чувствовать того, кто живёт рядом, человек может поддерживать адекватные, гармоничные отношения с миром.

Например, у нас есть номер «Дети Донбасса». Или танец, посвящённый погибшим заложникам «Норд-Оста». Мы раньше танцевали его чаще, сейчас реже, потому что люди немного позабыли, что тогда было. Танец выстроен так, что мы показывали развёрнутый зрительный зал, а не террористов. На сцене стояли стулья, сидели зрители, и эти зрители переживали эмоции. Начало концерта, потом непонимание от того, что происходит, потом мольба, а потом сопротивление и взрыв. И дети-танцоры, и пришедшие на концерт остро всё это прочувствовали. Профессиональные члены жюри, когда нас смотрели, сказали, настолько всё в точку было.

Танцевальный клуб Snaky школы №5 ждёт талантливых и юных воспитанников

«Такая, брат, у нас с тобой работа»

Два часа моей журналистской работы в школе  слишком малый срок, чтобы всё оценить. Но было ясно: ученики Старостенко, которых мне пришлось наблюдать, чем-то неуловимым непохожи на другие школьные классы, где мне приходилось бывать. Они уважали своего классного руководителя и с неменьшим уважением относились к себе.

 Я ими часто горжусь,  подтверждает мои ощущения Ирина Анатольевна.  Мой кадетский авиационный класс  знамённая группа. Они выносят государственный флаг на школьных линейках. А на 9 Мая, когда к нам в город доставляли частицу Вечного огня из Александровского сада, с Могилы Неизвестного солдата, мои дети стояли в карауле. Я смотрела на них  какие они красивые, с каким достоинством стояли  и вспоминала, как они формировались за последних два года. Всё это время я была рядом, и вижу, что изменения произошли разительные: от облегчённого, не слишком серьёзного отношения до такой продуманности, осмысленности происходящего.

 Я не заметила между вами и учениками разделяющей, глухой цитадели. Когда учитель  из одного мира, а ученики  из другого, и оба мира хранят свои тайны.

 Без эмоционального, психологического контакта ребёнка и учителя не сработает ни один метод. Учитель, классный руководитель, безусловно, лидер класса. Я и наставник, я и товарищ, я и мама. Дети живут так же, как и взрослые, со своими радостями, печалями и болями. Жизнь  это не когда спокойно. А когда то вверх, то вниз. То светло, то темно. То плачешь, то опять смеёшься. Школа не должна только планомерно учить, и всё. И главное, не должна усугублять проблем, а помогать детям жить.

 Я ещё увидела, что они вас абсолютно не боятся. У вас вообще недостатки есть?

 Покажите мне человека, который недостатков не имеет. Я эмоциональная, бываю вспыльчивая. Могу жёстко говорить, но при этом никому не желая зла. Кто меня знает, не обижаются, а новые приходят дети, иногда пугаются, особенно малыши, потому что я, бывает, громко разговариваю. Однажды ребята не выучили определённые движения, а мы готовились к концерту. Я их отругала сначала, а потом сказала: «Всё, мне надоело вас убеждать. Сейчас идите в коридор, пока не выучите и не придёте показать мне, домой я вас не отпускаю!» Они вышли, ковырялись там что-то в коридоре, потом пришли, показали выученные движения. Я их похвалила: «Какие же молодцы! Почему сразу так нельзя выучить?» Дети ушли счастливые, смеясь. А педагог, которая занималась в кабинете с открытой дверью, мне говорит: «Ты думаешь, они тебя боятся? Они вышли, потренировали движения, а потом сказали: «Пойдём, Ирина Анатольевна у нас добрая. Всё равно простит и отпустит».

Ирина Старостенко с заработанным трофеем — Кубком Черноземья Международного фестиваля хореографических искусств

Печать учителя

 Задам последний вопрос из разряда «объять необъятное». Как вы всё успеваете?

 Знаете, почему работать хочется? Потому что чем больше успеваешь для ребят делать, тем лучше они становятся. Вот и весь секрет Полишинеля. Я говорю не о каком-то педагогическом задоре, рождающем истории о том, как проблемный ученик в кратчайшие сроки превращается в милого нашему сердцу человека. Это длинный путь. Он начинается в школе, а заканчивается в жизни. И в характере каждого из нас есть обязательные следы того, что учитель когда-то сумел. На каждом человеке как будто личная печать. Хорошая или плохая печать учителя.

Snaky — участники XXXII регионального фестиваля-конкурса «Танцы на крыше»

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Сергей Паршин и Анастасия Ильина, из архива ансамбля Shaky