Вечно юный Липецкий театр кукол отмечает 60-летие.
Это чудо, которое живёт рядом с нами в полном таинственности и превращений месте — Липецком театре кукол. Чудо — сотканные из слов, танца, музыки, живописи, механики, папье-маше, тепла человеческих рук и сердец спектакли, которых только на текущий момент на балансе театра насчитывается около 50-ти.
Всё начиналось на разных подмостках
Липецкий кукольный театр начался с двухкомнатной квартиры в полуподвальном помещении, выделенном муниципальной властью. О плачевном состоянии театра, в котором он просуществовал с 1965 по 1968 год, рассказывает актриса Наталья Пономарёва.
Наталья Алексеевна приехала в город, окончив театральный факультет Саратовской консерватории по специальности «актёр театра кукол», в 1990 году:
— Я чистокровный кукольник. Работала только в этом театре, который основал Вадим Васильевич Жуков. Ему потребовалось три года, чтобы поставить театр на ноги и укрепить в то время, когда ни особого вкуса к восприятию театрального кукольного искусства, ни особой любви к нему у горожан не было. Даже не было самого дома для кукол: мы были бездомные.
А ведь это очень важно: зрителя, особенно нашего, по преимуществу ребёнка, нужно воспитать в мире кукол. Но Вадима Васильевича ничто не могло сломить. Когда я приехала в Липецк, то театр уже работал, что называется, на полную катушку: с большими гастролями, в том числе заграничными. И в Африку они уже съездили на фестиваль, и в Польшу. В 1980-х годах были встречи с Сергеем Образцовым и гастроли по всему Советскому Союзу. Тогда уже Липецкий театр был широко известен. Но где-то до 1970-х годов кукольный театр находился в помещении ныне снесённой филармонии, которая располагалась на месте часовни Петра и Павла. Потом были периоды, когда давали представления то в ДК строителей, где сейчас Дом музыки, то в краеведческом музее. Также нам предлагали переместиться в здание бывшего кинотеатра «Заря». Вроде бы и место хорошее, но что-то не получилось с установкой оборудования, которое в кукольном театре специфическое. И наконец Михаил Наролин, который тогда возглавлял область, в 1998 году дал нам сегодняшнее здание с колоннами. С тех пор вся наша театральная жизнь с этим домом переплетена.
Путём волшебства
Сегодня Липецкий государственный театр кукол возглавляет Филипп Янко, человек из академической театральной семьи. На вопрос, как он ощущает себя в театре кукол, отвечает:
— Так жизнь моя интересно сложилась, чему я очень рад. Если театр любишь, он становится твоим домом, потому это и называется служба. Служение театру.
Театр кукол — особый вид театрального искусства, которое зачастую сложнее и глубже, чем драматическое. Через куклу можно передать многое, потому что она метафорична. Актёры-кукловоды не просто водят куклу, они делают её живой, создают её душу, эмоции. Это потрясающий труд: играть самому, взаимодействовать со своей куклой, а также с другими куклами и актёрами. Оживляя куклу, они передают через неё всё, что хотят сказать этому миру, зрителю, всем нам. Это происходит путём большого волшебства. Потому что кукле веришь.
От нуля до ста
— Детям вообще верят больше, чем взрослым. А ваш театр преимущественно ориентирован на ребёнка. Однако нынешний сезон открывается спектаклем не для юного зрителя.
— Есть стереотипное мнение, что театр кукол существует исключительно для детей, потому что кукла близка, понятна ребёнку. Составляя репертуар на месяц, мы стараемся охватить все возрастные категории. У нас есть спектакли для малышей, старшеклассников, для студентов и взрослого зрителя. Начинаем сезон, конечно же, с детского спектакля «Теремок» (0+). Возрастная категория — это самые маленькие наши зрители. Но уже буквально на следующий день после открытия 60-го, юбилейного сезона у нас будет показ вечернего спектакля для взрослых «Восемь любящих женщин» (18+) по пьесе Робера Тома в постановке петербургского режиссёра Давида Бурмана. Эта история «и острая, и нежная, и взрослая, и детская». Я считаю, что театр кукол должен иметь в своём репертуаре такие спектакли, на которые мог бы приходить зритель от нуля и до ста лет.
Представление начинается…
— В прошлом сезоне вы открыли для себя новые горизонты, проведя международный фестиваль «Липовый цвет». Можете поделиться планами юбилейного сезона?
— В прошлом году театру удалось реализовать большинство своих планов, но и в 60-м сезоне у нас их не меньше. Через две недели мы улетаем на фестиваль в Армению как единственные представители российского кукольного театра. Далее приземляемся в Москве и сразу же уезжаем в Белгород, без заезда в Липецк. Мы ничего не боимся, потому что считаем, что наших друзей-белгородцев обязательно нужно поддержать. На белгородской сцене покажем спектакль «Мальчик-с-пальчик» (4+), а в Армении — сказку «Жить — не тужить» (0+), которую для нашего театра поставил Армен Барсегян.
Будут и премьеры. Остались в репертуаре классические постановки. Например, поэтическая легенда «Каменный гость» (12+) по Пушкину, думаем над лермонтовскими текстами, так как этот год юбилейный для обоих поэтов. Я вообще сторонник того, чтобы театр был классическим. И уверен, что мы выполним свои планы на высшем уровне и будем по-прежнему радовать наших любимых зрителей.
Как работают волшебники
Из вязкой, таинственной темноты зрительного зала, где идёт репетиция спектакля «Восемь любящих женщин» о том, что женщины всего мира должны быть едины и что в каждой всегда живёт озорная девочка-выдумщица с двумя хвостиками, я спускаюсь по лестнице. Оказываюсь в комнате кукольника, перед которым лежат заветные краски и от которого напрямую зависит успех театра. Художник-постановщик Виктория Горбунова работает над эскизами, создаёт образы. Эта профессия многопрофильная, как и другие в кукольном мире, в том смысле, что многое приходится знать, уметь и изучать.
— Почти все куклы создаются в мастерских нашего театра, — рассказывает Виктория. — И процесс их изготовления всегда сопряжён с открытиями. Идёт поисковая работа, на это нужно время, чтобы погрузиться в материальную культуру. Допустим, был у нас спектакль по гоголевской «Шинели». Нужно было отрисовать костюмы чиновников разных рангов. Я нашла архивную, очень интересную статью, где описывается, какая одежда была у чиновников порангово. Обычно, когда ставят спектакли, Акакия Акакиевича одевают во фрак, но это неправильно. Он принадлежал к самой низшей ступени чиновничьей иерархии — IX классу — и не мог носить фрак, только сюртук. А у нас там и квартальный надзиратель, и другие чиновники — было архисложно найти, в чём они ходили. Материал собирала по крупицам, но такая работа невероятно интересна.
Сказочный декор
О сложности, многозадачности и невозможности жить без кукольного театра говорила и заведующая художественно-постановочной частью Виктория Попова. Будучи студенткой худграфа, она делала проекты лепнины для фойе, не бывая в кукольном театре. Судьба предоставила ей возможность реставрации собственной золотой рыбки и другого сказочного декора, который отломили дети (всем хочется ощутить сказку). И другие куклы для неё не просто большие игрушки. Она заведует кукольным музеем в театре, в витринах которого переливается чешуёй щука, смотрит на посетителей небесной красоты Звёздный мальчик, обаятельные сказочные волки с бабушками — настоящее государство в государстве кукол, которые играли и играют в спектаклях.
Во сне и наяву
Никуда от кукол не деться и актрисе-кукловоду Наталье Пономарёвой. Куклы ей даже снятся. После репетиции премьерного спектакля она ещё «говорит» руками:
— Часто во снах подхожу к вешалке, где висят мои куклы, а их нет. Или видятся они поломанными во время спектакля — то, чего боишься больше всего на сцене. Такое было в реальности. Вместе с коллегой мы играли в спектакле «Корабль счастья» (0+) развесёлых, с гармошками, Бабок-Ёжек. Держу своей рукой руку куклы, в которой метла. «Э-э-эх!» — разгоняюсь, а метла не взлетает. Я её бросаю — она вдруг падает вместе с половиной кукольной руки до локтя. Что делать? Обыгрывать отвалившуюся руку.
Вторая Яга вышла ко мне из-за печки: «Ты что, уже по частям разваливаешься? Эх ты, старуха-старьё! И мётлы переломаны, и ступы, и мы ломаемся. Как мы будем летать теперь?» А я ей отвечаю: «Аэрофлот нам поможет!» Получился очень весёлый спектакль, с импровизацией, понравившейся всем.
Я вообще верю в кукольное искусство. Оно неисчерпаемое по эстетическим возможностям, сложное, настоящее, потому что выводит нас на рефлексию и контакт. Обидно, что куклы сейчас играют меньше, но, как всякая мода, это преходяще. Моду сравнивают с бочкой без дна. Бросаешь туда что-то, бросаешь, потом раз — переворачиваешь. И начинаешь из бочки доставать, доставать. Идеи никуда не исчезают, они здесь и сейчас летают, чтобы обогащать нас кодами и месседжами высокого кукольного искусства.
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Сергей Паршин