Без кукол жить нельзя на свете, нет!

Без кукол жить нельзя на свете, нет!

Вечно юный Липецкий театр кукол отмечает 60-летие.

Это чудо, которое живёт рядом с нами в полном таинственности и превращений месте  Липецком театре кукол. Чудо сотканные из слов, танца, музыки, живописи, механики, папье-маше, тепла человеческих рук и сердец спектакли, которых только на текущий момент на балансе театра насчитывается около 50-ти.

Всё начиналось на разных подмостках

Липецкий кукольный театр начался с двухкомнатной квартиры в полуподвальном помещении, выделенном муниципальной властью. О плачевном состоянии театра, в котором он просуществовал с 1965 по 1968 год, рассказывает актриса Наталья Пономарёва.

Наталья Алексеевна приехала в город, окончив театральный факультет Саратовской консерватории по специальности «актёр театра кукол», в 1990 году:

 Я чистокровный кукольник. Работала только в этом театре, который основал Вадим Васильевич Жуков. Ему потребовалось три года, чтобы поставить театр на ноги и укрепить в то время, когда ни особого вкуса к восприятию театрального кукольного искусства, ни особой любви к нему у горожан не было. Даже не было самого дома для кукол: мы были бездомные.

А ведь это очень важно: зрителя, особенно нашего, по преимуществу ребёнка, нужно воспитать в мире кукол. Но Вадима Васильевича ничто не могло сломить. Когда я приехала в Липецк, то театр уже работал, что называется, на полную катушку: с большими гастролями, в том числе заграничными. И в Африку они уже съездили на фестиваль, и в Польшу. В 1980-х годах были встречи с Сергеем Образцовым и гастроли по всему Советскому Союзу. Тогда уже Липецкий театр был широко известен. Но где-то до 1970-х годов кукольный театр находился в помещении ныне снесённой филармонии, которая располагалась на месте часовни Петра и Павла. Потом были периоды, когда давали представления то в ДК строителей, где сейчас Дом музыки, то в краеведческом музее. Также нам предлагали переместиться в здание бывшего кинотеатра «Заря». Вроде бы и место хорошее, но что-то не получилось с установкой оборудования, которое в кукольном театре специфическое. И наконец Михаил Наролин, который тогда возглавлял область, в 1998 году дал нам сегодняшнее здание с колоннами. С тех пор вся наша театральная жизнь с этим домом переплетена.

Путём волшебства

Сегодня Липецкий государственный театр кукол возглавляет Филипп Янко, человек из академической театральной семьи. На вопрос, как он ощущает себя в театре кукол, отвечает:

 Так жизнь моя интересно сложилась, чему я очень рад. Если театр любишь, он становится твоим домом, потому это и называется служба. Служение театру.

Театр кукол  особый вид театрального искусства, которое зачастую сложнее и глубже, чем драматическое. Через куклу можно передать многое, потому что она метафорична. Актёры-кукловоды не просто водят куклу, они делают её живой, создают её душу, эмоции. Это потрясающий труд: играть самому, взаимодействовать со своей куклой, а также с другими куклами и актёрами. Оживляя куклу, они передают через неё всё, что хотят сказать этому миру, зрителю, всем нам. Это происходит путём большого волшебства. Потому что кукле веришь.

Директор Липецкого государственного театра кукол Филипп Янко на генеральном прогоне премьеры

От нуля до ста

 Детям вообще верят больше, чем взрослым. А ваш театр преимущественно ориентирован на ребёнка. Однако нынешний сезон открывается спектаклем не для юного зрителя.

 Есть стереотипное мнение, что театр кукол существует исключительно для детей, потому что кукла близка, понятна ребёнку. Составляя репертуар на месяц, мы стараемся охватить все возрастные категории. У нас есть спектакли для малышей, старшеклассников, для студентов и взрослого зрителя. Начинаем сезон, конечно же, с детского спектакля «Теремок» (0+). Возрастная категория  это самые маленькие наши зрители. Но уже буквально на следующий день после открытия 60-го, юбилейного сезона у нас будет показ вечернего спектакля для взрослых «Восемь любящих женщин» (18+) по пьесе Робера Тома в постановке петербургского режиссёра Давида Бурмана. Эта история «и острая, и нежная, и взрослая, и детская». Я считаю, что театр кукол должен иметь в своём репертуаре такие спектакли, на которые мог бы приходить зритель от нуля и до ста лет.

Актёры и куклы спектакля «Восемь любящих женщин»

Представление начинается

 В прошлом сезоне вы открыли для себя новые горизонты, проведя международный фестиваль «Липовый цвет». Можете поделиться планами юбилейного сезона?

 В прошлом году театру удалось реализовать большинство своих планов, но и в 60-м сезоне у нас их не меньше. Через две недели мы улетаем на фестиваль в Армению как единственные представители российского кукольного театра. Далее приземляемся в Москве и сразу же уезжаем в Белгород, без заезда в Липецк. Мы ничего не боимся, потому что считаем, что наших друзей-белгородцев обязательно нужно поддержать. На белгородской сцене покажем спектакль «Мальчик-с-пальчик» (4+), а в Армении  сказку «Жить  не тужить» (0+), которую для нашего театра поставил Армен Барсегян.

Будут и премьеры. Остались в репертуаре классические постановки. Например, поэтическая легенда «Каменный гость» (12+) по Пушкину, думаем над лермонтовскими текстами, так как этот год юбилейный для обоих поэтов. Я вообще сторонник того, чтобы театр был классическим. И уверен, что мы выполним свои планы на высшем уровне и будем по-прежнему радовать наших любимых зрителей.

Как работают волшебники

Из вязкой, таинственной темноты зрительного зала, где идёт репетиция спектакля «Восемь любящих женщин» о том, что женщины всего мира должны быть едины и что в каждой всегда живёт озорная девочка-выдумщица с двумя хвостиками, я спускаюсь по лестнице. Оказываюсь в комнате кукольника, перед которым лежат заветные краски и от которого напрямую зависит успех театра. Художник-постановщик Виктория Горбунова работает над эскизами, создаёт образы. Эта профессия многопрофильная, как и другие в кукольном мире, в том смысле, что многое приходится знать, уметь и изучать.

 Почти все куклы создаются в мастерских нашего театра,  рассказывает Виктория.  И процесс их изготовления всегда сопряжён с открытиями. Идёт поисковая работа, на это нужно время, чтобы погрузиться в материальную культуру. Допустим, был у нас спектакль по гоголевской «Шинели». Нужно было отрисовать костюмы чиновников разных рангов. Я нашла архивную, очень интересную статью, где описывается, какая одежда была у чиновников порангово. Обычно, когда ставят спектакли, Акакия Акакиевича одевают во фрак, но это неправильно. Он принадлежал к самой низшей ступени чиновничьей иерархии  IX классу  и не мог носить фрак, только сюртук. А у нас там и квартальный надзиратель, и другие чиновники  было архисложно найти, в чём они ходили. Материал собирала по крупицам, но такая работа невероятно интересна.

Куклы для спектакля создаются в мастерской театра

Сказочный декор

О сложности, многозадачности и невозможности жить без кукольного театра говорила и заведующая художественно-постановочной частью Виктория Попова. Будучи студенткой худграфа, она делала проекты лепнины для фойе, не бывая в кукольном театре. Судьба предоставила ей возможность реставрации собственной золотой рыбки и другого сказочного декора, который отломили дети (всем хочется ощутить сказку). И другие куклы для неё не просто большие игрушки. Она заведует кукольным музеем в театре, в витринах которого переливается чешуёй щука, смотрит на посетителей небесной красоты Звёздный мальчик, обаятельные сказочные волки с бабушками  настоящее государство в государстве кукол, которые играли и играют в спектаклях.

Во сне и наяву

Никуда от кукол не деться и актрисе-кукловоду Наталье Пономарёвой. Куклы ей даже снятся. После репетиции премьерного спектакля она ещё «говорит» руками:
 Часто во снах подхожу к вешалке, где висят мои куклы, а их нет. Или видятся они поломанными во время спектакля  то, чего боишься больше всего на сцене. Такое было в реальности. Вместе с коллегой мы играли в спектакле «Корабль счастья» (0+) развесёлых, с гармошками, Бабок-Ёжек. Держу своей рукой руку куклы, в которой метла. «Э-э-эх!»  разгоняюсь, а метла не взлетает. Я её бросаю  она вдруг падает вместе с половиной кукольной руки до локтя. Что делать? Обыгрывать отвалившуюся руку.

Вторая Яга вышла ко мне из-за печки: «Ты что, уже по частям разваливаешься? Эх ты, старуха-старьё! И мётлы переломаны, и ступы, и мы ломаемся. Как мы будем летать теперь?» А я ей отвечаю: «Аэрофлот нам поможет!» Получился очень весёлый спектакль, с импровизацией, понравившейся всем.

Я вообще верю в кукольное искусство. Оно неисчерпаемое по эстетическим возможностям, сложное, настоящее, потому что выводит нас на рефлексию и контакт. Обидно, что куклы сейчас играют меньше, но, как всякая мода, это преходяще. Моду сравнивают с бочкой без дна. Бросаешь туда что-то, бросаешь, потом раз  переворачиваешь. И начинаешь из бочки доставать, доставать. Идеи никуда не исчезают, они здесь и сейчас летают, чтобы обогащать нас кодами и месседжами высокого кукольного искусства.

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Сергей Паршин